Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:36, реферат

Краткое описание

Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специ¬фических средств и методов гармонического физического воспита¬ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Правильное выполнение методических и организационных указаний, своевременный врачебный контроль и соблюдение дисциплины, как правило, сводят число травм на нет.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Причины травматизма и способы его предупреждения……………………………..................................6

2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика………………………………………………………10

3. Требования к местам проведения занятий………………………12

4. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма…………………………………………………………15


5. Обучение приемам страховки и помощи………………………..18

6. Врачебный контроль и самоконтроль……………………………21
Заключение……………………………………………………………..22.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»

       Кафедра физической культуры и спорта

       Реферата на тему:

       «Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике». 
 
 

       Выполнила:

       студентка гр. Сок  – 110

       Клыгина Т. А.

       Преподаватель:

       Суслов Н. Д. 
 

Владимир 2011

       Содержание

       Введение…………………………………………………………………3

  1. Причины травматизма и способы его предупреждения……………………………..................................6
 
  1. Характеристика  травм на занятиях по гимнастике и  их профилактика………………………………………………………10
 
  1. Требования  к местам проведения занятий………………………12
 
  1. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения                 травматизма…………………………………………………………15
 
 
  1. Обучение  приемам страховки и помощи………………………..18
 
  1. Врачебный контроль и самоконтроль……………………………21

Заключение……………………………………………………………..22. 
 
 
 

       Введение

       Гимнастика —  исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.

       Существует несколько  толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.

       Задачи гимнастики:

  1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
  2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
  3. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
  4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различнойсложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
  5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
  6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.

       Успешное решение  перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.

       Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.

       Методы — это  способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.

       Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!

  1. Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения и организации деятельности занимающихся на уроке по заранее разработанной учителем программе обучения. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемыми упражнениями и к занятию в целом.

 

  1. Причины травматизма и  способы его предупреждения

    В процессе занятий гимнастикой применяются  самые разнообразные и в том числе редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике упражнения. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями, которые требуют от занимающихся высокой степени технического совершенства, развития двигательных способностей и психологической подготовки.

    На  занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.

    Чтобы своевременно предотвратить возможные  травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их. Далее  рассказывается об основных причинах, которые могут привести к травмам  у занимающихся.

    Нарушения в организации  занятий. Они проявляются: в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся, неправильном их размещении; в несвоевременном начале и окончании занятий.

    Для того чтобы устранить эти причины, преподавателю надо: заранее тщательно  продумывать организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся; предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших гимнастов, лиц, освобожденных от занятий.

    Нарушения в методике обучения проявляются в несоблюдении принципов дидактики. Это затрудняет овладение упражнениями, может привести к срыву со снаряда и травме, к физическому и эмоциональному перенапряжению и другим отрицательным последствиям.

     Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки и уметь практически реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать натаскивания занимающихся на результат.

     Недисциплинированность  может проявляться: в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью изучения упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога и др.; в нарушении правил поведения на занятиях и соревнованиях, недостаточной воспитанности занимающихся.

     Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины как  на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни, в трудовой деятельности. Систематическая воспитательная работа не только предупреждает травматизм, но формирует сознательное и активное отношение к занятиям, повышает качество учебно-тренировочного процесса.

     Неудовлетворительное  состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.

     Для устранения этих причин необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевременное устранение неполадок. Систематическая работа над конструкцией гимнастического оборудования существенно снижает возможности травматических повреждений у занимающихся и способствует повышению эффективности учебного процесса.

     Несоответствие  формы одежды и  обуви проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жестким каблуком.

     Для занятий гимнастикой предусмотрены  специальные костюмы и обувь: для мужчин — майка, гимнастические рейтузы, для выполнения вольных упражнений и опорных прыжков — трусы специального покроя и чешки; для женщин — гимнастический купальник, чешки или другая обувь специального пошива. В целях предотвращения травматизма гимнасты могут одевать тренировочные костюмы, шерстяные носки и перчатки, а также использовать наколенники, голеностопники, эластичные бинты и поролоновые прокладки. Категорически запрещается надевать на спортивный костюм различные броши, значки, цепочки и другие металлические предметы, а также носить часы, кольца, перстни и ДР-Их нельзя оставлять в карманах спортивной одежды. Ибо все это создает неудобства при выполнении упражнений, приводит к нарушению точности движений, к травмам не только самого учащегося, но и лица, обеспечивающего страховку и помощь.

     Нарушение санитарно-гигиенических  условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены.

     Для устранения этих причин нужно строгое  соблюдение всех санитарно-гигиенических  норм, необходимых для успешного  проведения занятий. Особое значение придается личной гигиене учащихся, в частности их прическе.

     Недостатки  медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся: несвоевременность и недостаточно тщательный профилактический медицинский осмотр; несоблюдение рекомендаций врача; непродуманная диспансеризация занимающихся после перенесенных травм, заболеваний или функциональных расстройств; перенапряжение во время занятий в результате пренебрежительного отношения к индивидуальному дозированию нагрузки с учетом состояния здоровья, уровня физической работоспособности; наращивание физических нагрузок по инициативе самого занимающегося или его педагога-тренера без согласования с врачом; нарушение режима труда, сна, питания; допуск к занятиям без предварительного медицинского осмотра.

     Для устранения этих причин необходимо строгое  соблюдение требований врачебного контроля за состоянием занимающихся со стороны медицинских работников, родителей учащихся, а также учителей и педагогов-тренеров.

Информация о работе Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике