Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:36, реферат
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специ¬фических средств и методов гармонического физического воспита¬ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Правильное выполнение методических и организационных указаний, своевременный врачебный контроль и соблюдение дисциплины, как правило, сводят число травм на нет.
Введение…………………………………………………………………3
1. Причины травматизма и способы его предупреждения……………………………..................................6
2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика………………………………………………………10
3. Требования к местам проведения занятий………………………12
4. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма…………………………………………………………15
5. Обучение приемам страховки и помощи………………………..18
6. Врачебный контроль и самоконтроль……………………………21
Заключение……………………………………………………………..22.
По мере овладения упражнением степень приложения физических усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вовсе и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя злоупотреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.
При
осуществлении страховки
При
самостоятельном выполнении упражнений
большую роль в Предотвращении
травм приобретает самостраховка
— умение занимающегося своевременно
принимать правильные решения исамостоятельно
выходить из опасных положений. Для предотвращения
возможной травмы можно прекратить выполнение
упражнения или изменить его, создать
дополнительную опору, перехватить руками,
сделать соскок и др. Очень важно научить
занимающихся правильно приземляться
во время падения. Навыки самостраховки
приобретаются в процессе изучения упражнений
и совершенствования их исполнения.
Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим приемам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с освоением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объясняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ захвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для страховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществлять. Действия страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.
Обязательное обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспечить их при проведении занятий с несколькими группами. Навыками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овладевают ими на практических занятиях.
Обеспечение страховки и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и профессиональную компетентность.
В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполнения сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.
В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд страховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.
В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передвигаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Страховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.
В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статических элементов можно держать руки и над жердями. Другими средствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.
В
опорных прыжках
ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страховка
оказывается стоя спереди и несколько
сбоку от места приземления; гимнаст поддерживается
или двумя руками за плечо, или одной рукой
за предплечье, другой — за плечо или под
грудь. При страховке боковых прыжков
место страхующего — впереди снаряда
со стороны опорной руки. При выполнении
прыжков переворотом и более сложных ему
надо стоять сбоку и поддерживать под
спину и плечо либо под грудь и спину.
Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающихся большое значение имеют врачебный контроль и самоконтроль за их физическим состоянием и самочувствием. В связи с этим занимающиеся закрепляются за одним из лечебно-профилактических учреждений (врачебно-физкультурный диспансер, кабинеты врачебного контроля, врачебные кабинеты в поликлиниках, школах, средних специальных и высших учебных заведениях) и проходят углубленное медицинское обследование не менее одного-двух раз в год.
Кроме этого на учебных, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и сборах должны проводиться врачебно-педагогичес-кие наблюдения. Они дают возможность врачу и педагогу определить текущее состояние здоровья занимающихся и своевременно выявить отклонения в нем. Перед каждым занятием преподаватели должны выяснять настроение занимающихся, самочувствие, желание тренироваться.
Утомление и переутомление должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий. Его основные признаки следующие: снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия; ухудшение качества исполнения упражнений; нарушение координации движений; побледнение, дрожание рук, ног и др. В этих случаях необходимо снизить нагрузку; не разучивать сложнокоорди-нированные, требующие риска движения; использовать методические приемы, облегчающие исполнение упражнения, в отдельных случаях надо прекратить тренировку, а занимающегося направить к врачу.
После
болезни или длительного
Особое значение для предотвращения травматизма имеет самоконтроль. В специальном дневнике регистрируются самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит, сон, болевые ощущения; учитывается соблюдение правильного режима работы, отдыха, питания.
Значительную роль в профилактике травматизма играет агитационно-пропагандистская работа по врачебному контролю и самоконтролю. Все это позволяет педагогу методически правильно строить учебный процесс.
Итак,
для предупреждения спортивных травм
при занятиях гимнастикой необходимо
применять комплексные
Наряду
с важностью всех профилактических
мероприятий основное внимание следует
уделять устранению методических погрешностей,
поскольку большинство травм вызвано
недостатками в методике обучения и тренировки.
Методические и организационно-педагогические
меры профилактики травматизма должны
учитываться в документах планирования
учебно-тренировочной работы. Студентам
физкультурных учебных заведений надо
тщательно изучать меры профилактики
травматизма и использовать их в своей
педагогической деятельности, добиваясь
полного исключения травм из практики
Заключение
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.
Профилактическая направленность российского здравоохранения обусловливает проведение комплекса предупредительных мероприятий для сохранения и укрепления здоровья человека. В эти мероприятия входит огромная по своим масштабам система мер по профилактике травматизма, в частности при занятиях спортом.
Правильное
выполнение методических и организационных
указаний, своевременный врачебный
контроль и соблюдение дисциплины,
как правило, сводят число травм
на нет.
Список литературы
Информация о работе Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике