Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:20, контрольная работа
В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста или при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполнения сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, "обкрутки" в руках педагогов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Контрольная работа по гимнастике
на тему:
«Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике в школе»
Выполнил:
студент 2 курса заочного отделения
ФФК спец. «ФК и С» группы «Б»
Федоров Виктор Владимирович
Проверил:
преподаватель Игошина Н.В.
Чебоксары 2013
Меры по предупреждению травм на занятиях по гимнастике.
Как уже отмечалось, одна из наиболее распространенных причин травматизма — плохая организация занятий.
Преподавателю или тренеру рекомендуется:
1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия.
2. Воспитывать у занимающихся сознательную дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний.
3. Обеспечивать
постоянный контроль за
4. Правильно
размещать занимающихся, обеспечивая
хорошую видимость снарядов, мест
отталкивания и приземления.
Характеристика травм на занятиях по гимнастике.
Травма – это повреждение организма или отдельных органов. Травмы могут возникать вследствие нарушения техники безопасности и несоблюдения требований к организации и методике проведения занятий.
Травмы могут быть: легкие, средние, тяжелые.
Легкие – это удары, срывы кожи с ладоней поверхности кистей.
Средние – это растяжение мышечных волокон и сухожилий, незначительные ушибы.
Тяжелые – переломы костей, разрывы мышц и сухожилий, сотрясение головного мозга.
Травмы разделяют на:
- общие;
- локальные (местные).
Причины травматизма на занятиях по гимнастике.
К основным причинам травматизма относятся:
1. Несоблюдение правил организации и методики занятий.
2. Несвоевременная
проверка оборудования и
3. Нарушение
санитарно-гигиенических
4. Отсутствие
или несистематическое
5. Недостаточная
воспитательная работа с
Страховка и самостраховка
В вольных и акробатических упражнениях
страховку оказывают с помощью
ручного или подвесного пояса. При
страховке веревки держатся свободно,
а в случае ошибочных действий
гимнаста или при угрозе падения
они быстро натягиваются. Безопасность
выполнения сложных упражнений достигается
применением для этого
В целях предупреждения травм тщательно
продумывается содержание каждого
упражнения, его соответствие уровню
подготовленности занимающихся, строго
соблюдаются другие принципы обучения,
продумывается организация
В упражнениях на бревне страхующий
передвигается вдоль бревна в
готовности в любой момент потери
равновесия исполняющим упражнение подать
руку, гимнастическую палку или поддержать
при падении, неудачном соскоке. При наскоках
на снаряд страховка оказывается у места
отталкивания, а при соскоках сбоку, гимнастка
поддерживается в области спины и живота.
В работе с начинающими рекомендуется
страховать вдвоем с обеих сторон бревна.
Нельзя в процессе страховки захватывать
за ноги.
При выполнения упражнений необходимо
добиваться технически совершенного выполнения
упражнений сначала на полу, затем на гимнастической
скамейке, на низком бревне и лишь затем
переходить на высокое. Выполнять разученное
упражнение на высоком бревне можно около
гимнастической стенки или с подвесным
поясом. При обучении акробатическим элементам
используются маты перекинутые через
бревно.
В упражнениях на перекладине, кольцах
и брусьях разной высоты страховка осуществляется
стоя сбоку под снарядом и передвигаясь
на небольшое расстояние вперед и назад
в зависимости от направления и характера
движений гимнаста. Возможны быстрые переходы
на другую сторону, но так, чтобы не помешать
выполнению упражнения. При соскоках надо
быстро переходить к предполагаемому
месту приземления. Страховка может оказываться
стоя на возвышении или с помощью подвесного
пояса.
При выполнении упражнений на перекладине
и брусьях разной высоты требуется: постоянный
контроль за состоянием мест занятий;
широкое использование подсобных снарядов
(припольная, низкая перекладина или жердь
и т.п.), включение в комбинации только
тех элементов, которые доведены до совершенства
исполнения; бережное отношение к рабочим
поверхностям снарядов; оберегать ладонные
поверхности от повреждений.
Выполнение упражнений на кольцах требует
от занимающихся хорошей подвижности
в плечевых суставах и высокой силовой
подготовленности. С целью силовой подготовки
в конце занятий рекомендуется выполнять
силовые и статические упражнения на кольцах,
используя помощь партнера, резиновые
амортизаторы, подсобные устройства. Перед
выполнением упражнений с выкрутом необходимо
тщательно готовить (разогреть) плечевые
суставы вращательными движениями, выкрутами
с веревкой или палкой; из виса произвести
вкручивание в вис сзади и обратно на низких
кольцах.
В упражнениях на высоких и средних брусьях
страховка осуществляется руками из под
жердей. На низких брусьях при страховке
детей и при оказании помощи при исполнении
некоторых статических элементов можно
держать руки и под жердями. Другими средствами
страховки здесь являются подвесные пояса,
поролоновый мат, возвышения, подставки
различного рода, валики; практикуется
установка брусьев у поролоновой ямы.
В качестве подсобных снарядов применяются
"стоялки".
В упражнениях на коне махи главным предупредительным
мероприятием является правильная организация
занятий и методика обучения занимающихся.
Прежде всего у них формируется правильная
для работы на коне осанка, специальное
внимание уделяется подготовке лучезапястного
сустава. Для предохранения колен от ссадин
и для лучшего скольжения при выполнении
маховых упражнений используются наколенники.
Для предупреждения тыльного прогиба
в лучезапястном суставе гимнасты запястье
бинтуют эластичным бинтом.
В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги,
согнувшись, страховка оказывается стоя
спереди и несколько сбоку от места приземления;
гимнаст поддерживается или двумя руками
за плечо, или одной рукой за предплечье,
другой за плечо или под грудь. При страховке
боковых прыжков место страхующего впереди
снаряда со стороны опорной руки. При выполнении
прыжков переворотом и более сложных надо
стоять сбоку и поддерживать под спину
и плечо либо под грудь и спину. С целью
предотвращения травм упражнение разучивается
по отдельным фазам в облегченных условиях;
плечевые суставы заранее готовятся к
большим ударным нагрузкам путем выполнения
нескольких имитационных упражнений и
более простых прыжков. При овладении
сложными прыжками приземляться рекомендуется
в поролоновую яму. Во всех случаях тщательно
проверяется правильность установки и
крепления снарядов, укладка матов и дорожек.
Маты кладутся без промежутков и с таким
расчетом, чтобы приземление приходилось
на середину одного из них, при этом учитывается
и возможность падения занимающихся. Необходимо
постоянно следить за тем, чтобы рабочая
поверхность снарядов (гриф перекладины,
жердь брусьев, ручки на коне, кольца) была
гладкой, очищенной от магнезии и не имела
раковин, трещин и сколов. В гимнастических
залах должны быть (в специальных ящиках)
магнезия и канифоль, а также весь необходимый
для учебнотренировочного процесса подсобный
инвентарь и оборудование
Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике в школе
Травмы на занятиях по гимнастике могут быть в силу целого ряда причин. К основным из них относятся следующие: 1.Несоблюдение правил организации занятий; 2.Нарушение основных принципов и методики обучения; 3.Недостаточная воспитательная работа с занимающимися; 4.Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования; 5.Нарушение санитарно гигиенических условий занятий; 6.Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля; 7.Недооценка или неправильное применение приемов помощи и страховки; 8.Техническая неточность в исполнении упражнений; 9.Нарушение правил техники безопасности. Нарушения в организации занятий проявляются в проведении занятий с большим числом занимающихся, чем это полагается, или с большим количеством групп одновременно; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся; неправильном их размещении; несвоевременном начале и окончании занятий. Для того чтобы устранить эти причины надо заранее тщательно продумывать организацию и особенности проведения каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся; продумывать возможности использования в качестве помощников лучших гимнастов, активистов, лиц освобожденных от занятий. Отделения должны размещаться на достаточном удалении от снаряда, сбоку от него. Чтобы не отвлекаться, лучше занять положение к другим отделениям спиной. При выполнении групповых упражнений очень важно соблюдать дистанцию, позволяющую без помех выполнять задание. Любое перемещение по залу, переход для смены снарядов допустимы только по общей команде или с разрешения преподавателя. Нарушения в методике обучения могут проявляться в недостаточно точном планировании учебного процесса, а также в нарушении принципов дидактики (сознательности и активности, доступности, наглядности, индивидуализации, научности и прочности, повторности, системности, последовательности и постепенности); принципов воспитания физических качеств (соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся, развивающего эффекта педагогических воздействий, сопряженного воздействия, вариативности решения двигательных задач); принципов тренировки (специализации и направленности к высшим достижениям, единства общей и специальной подготовки, непрерывности, единства постепенности и стремления к максимальным нагрузкам, волнообразности изменения нагрузки, цикличности); принципов управления подготовкой гимнастов (четкого определения перспективной цели подготовки, предвидения тенденций развития гимнастики, жесткого профессионального отбора гимнастов, многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов, управляемой динамичности тренировочных нагрузок, постоянного контроля и коррекции процесса подготовки); общих принципов физического воспитания (оздоровительной направленности, всестороннего развития, связи с трудовой и военной практикой), принципов воспитания (уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней, воспитания с опорой на положительное и т.д.). К причинам травм связанным с отсутствием воспитательной работы относятся: эмоциональные срывы, часто приводящие к проявлению грубости; нарушения занимающимися дисциплины и установленных правил поведения во время занятий и соревнований; недостаточный культурный уровень занимающихся. К неудовлетворительному состоянию мест занятий, инвентаря и оборудования относятся несоответствие их требованиям, предъявляемых условиями занятий гимнастикой: малые размеры зала, неровность пола, отсутствие вентиляции и др. Травмы могут быть и по причине неисправности снарядов, матов, дорожек и другого оборудования и небрежного отношения к их эксплуатации. Для устранения этих причин необходима систематическая проверка состояния зала, качества инвентаря и оборудования, своевременное устранение неполадок. К причинам травм, связанных с нарушением санитарно-гигиенических требований, относятся: температурные факторы, плохое естественное или искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность или сухость воздуха, отсутствие чистоты и порядка в зале, недостаточная личная гигиена занимающихся, несоответствие тренировочной формы и обуви предъявляемым требованиям. В целях предотвращения травматизма гимнасты могут одевать тренировочные костюмы, шерстяные носки и перчатки, а также использовать наколенники, голеностопники, эластичные бинты, поролоновые прокладки. Травмы могут быть также в связи с несвоевременным и не доста точно четким профилактическим осмотром, в несоблюдении занимающимися рекомендаций врача; в дефектах диспансеризации занимающихся после перенесенных травм, заболеваний или функциональных расстройств; в перенапряжении во время занятий в результате пренебрежительного отношения к индивидуальному дозированию нагрузки с учетом состояния здоровья и физической работоспособности; наращивании физических нагрузок по инициативе самого занимающегося; нарушении режима труда, сна, питания, допуска детей к занятиям без предварительного медицинского осмотра, что может привести к состоянию утомления или переутомления занимающихся. Основные признаки переутомления следующие: снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия, ухудшение качества выполнения упражнений, нарушение координации движений, дрожание конечностей. Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающиеся закрепляются за одним из лечебно-профилактических учреждений (врачебно-физкультурный диспансер, кабинеты врачебного контроля, врачебные кабинеты в поликлиниках, школах, техникумах и ВУЗах) и проходят углубленное медицинское обследование не менее одного двух раз в год. После болезни или длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочным занятиям. Особое значение для предотвращения травматизма имеет самоконтроль. В специальном дневнике следует регистрировать самочуствие, настроение, степень утомления, вес, пульс аппетит, сон, болевые ощущения. Немаловажное значение имеет соблюдение правильного режима учебы, работы, отдыха, питания. Значительную роль в профилактике травматизма имеет санитарно-просветительная работа, с помощью которой, используя беседы ,лекции, агитацию и пропаганду, рекламу до занимающихся доносятся важные сведения, необходимые для профилактики травматизма. К причинам травм, связанных с недооценкой или неправильным применением страховки и помощи, относятся: пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений; незнание требований, предъявляемых к страхующему, отсутствия необходимого опыта владения навыками страховки и ее организации. К причинам травм, связанных с нарушением правил техники безопасности, относятся: неправильная расстановка снарядов; неправильное размещение занимающихся в спортивном зале или у снарядов; неисправность снарядов и подсобного оборудования; небрежное отношение к установке снарядов, укладке матов, особенно в местах приземления. Снаряды должны располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твердых предметов и от расположения группы занимающихся. В том случае, когда снаряды невозможно установить на достаточном расстоянии от стены, применяются соответствующие меры предосторожности (закрыть стену мягкими матами, усилить внимание на страховке и т.д.). Занимающиеся не должны мешать друг другу, нельзя пересекать путь разбега при выполнении прыжков
Информация о работе Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике в школе