Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 14:49, реферат
Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.
Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.3 САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ГЛАВА 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.1 МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.2 ТРЕНИНГ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
Список литературы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Педагогический институт физической культуры и спорта
Морозов Денис Владимирович
Представление об уровнях саморегуляции человека.
Реферат
Специальность – Адаптивная физическая культура
(очная форма обучения)
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.3 САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ГЛАВА 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.1 МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
2.2 ТРЕНИНГ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
Список литературы
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ
В психологической литературе существуют различные определения саморегуляции. Мы рассмотрим некоторые из них.
Саморегуляция (от лат. „приводить в порядок“, „налаживать“) - целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом [6].
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками [17].
Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:
1) принятая субъектом
цель его произвольной
2) модель значимых условий деятельности;
3) программа собственно исполнительских действий;
4) система критериев успешности деятельности;
5) информация о реально достигнутых результатах;
6) оценка соответствия
реальных результатов
7) решения о необходимости
и характере коррекций
Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.
Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.
Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.
Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, "остронаправленного" регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.
Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.
саморегуляция психологическая тренинг личность
Решения о коррекции системы саморегулирования. Функция этого звена обозначена в его названии. Специфика же реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др. [7].
Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами: чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и др.
Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [4].
Человек - в значительной мере саморегулирующаяся система. Он наделен физиологическими и психологическими механизмами приспособления к изменяющимся условиям жизни и деятельности, управления собой, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. Некоторые из механизмов функционируют независимо от желаний, настроения, воли человека (реакция на повышение или понижение температуры, изменение частоты дыхания и пульса при усиленной работе). Непроизвольное, сознательно не направленное приспособление к среде - это проходящий, хотя и жизненно важный уровень отношений человека и действительности.
Другой, более сложный уровень состоит в саморегуляции поведения посредством непознаваемых в данной ситуации установок, навыков, привычек, опыта. Третий, более сложный уровень - сознательное изменение своего состояния, поддержание и усиление активности, регулирование своих действий в соответствии с целями и обстановкой. Это своеобразная форма влияния личности на свое поведение, способствующая наиболее эффективному использованию всех сил. Причиной сознательной саморегуляции могут выступать: внутренняя и внешняя активность, самовнушение, самоанализ, самоободрение. Четкое представление способов достижения целей [6].
Таким образом, саморегуляция человека имеет две формы: произвольную (осознаваемую) и непроизвольную (неосознаваемую). Произвольная саморегуляция связана с целевой деятельностью, тогда как непроизвольная связана с жизнеобеспечением, не имеет целей и осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм.
Саморегуляция пронизывает все психические явления, присущие человеку - саморегуляция отдельных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления и др.; саморегуляция собственного состояния или умение управлять собой, ставшее свойством человека, чертой его характера в результате воспитания и самовоспитания. Включая саморегуляцию социального поведения субъекта. Одной из особенностей саморегуляции стала ее уровневость, связанная с уровневостью психического отражения. Уровни саморегуляции следующие: регуляция психических процессов; действия с помощью этих психических процессов; обстоятельств жизни посредством этих действий; управление собой в процессе изменения этих обстоятельств [20].
Существуют разные способы саморегуляции. Например. Спортивные психологи предлагают три группы приемов саморегуляции:
1) устранение внешних
причин эмоциональной
2) отвлечение сознания
с помощью „умственного
3) самоубеждение, самоанализ, самоприказ.
К общим закономерностям саморегуляции относятся их реализация в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от типа нервной системы, от личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий. Метод саморегуляции основан на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направленно на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется воображение. Осуществляется волевой акт, физическое и психическое расслабление, самоконтроль за дыханием и другими функциями организма.
Саморегуляцией рекомендуется заниматься людям с повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов. Склонным к быстрой смене настроения и чрезмерно впечатлительным. В методе саморегуляции важны правильно составленные словесные формулы. Они должны быть понятны, коротки, категоричны, не должны вызывать сомнения и напряжения. Словесные формулы составляются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для создания большего эффекта самовнушения словесные формулы необходимо произносить старательно, с желанием, думая о содержании произносимых слов. Приемы саморегуляции состоят из двух основных частей - расслабляющей и мобилизующей.
Саморегуляция в учебно-педагогической деятельности включает в себя умение управлять своими эмоциональными состояниями. Негативные эмоции преодолеваются с помощью физических действий, способствующих спокойному состоянию: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица [6].
Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма.
Принцип саморегуляции проявляется как форма взаимодействия организма, при которой отклонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме. Этот принцип впоследствии стали называть „золотым правилом саморегуляции“. Сон является естественной саморегуляцией [1].
Саморегуляция человека - сложное понятие, поэтому рассмотрим основные концепции ее сущности в следующем параграфе.
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Существует множество различных концепций относительно саморегуляции человека. Условно их можно подразделить на биологические (физиологические) и психологические. Мы в данной работе рассмотрим психологические концепции.
Под саморегуляцией О.А. Конопкиным понимается системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей.
При всем многообразии саморегуляция по О.А. Конопкину имеет следующую структуру:
На рисунке 1 показаны структурные компоненты саморегуляции. Цель отражает принятую субъектом цель деятельности, которая выполняет системообразующую функцию.
Модель значимых условий субъективна и выражает комплекс внешних и внутренних условий активности, несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий.
Программа исполнительских действий осуществляет регуляторную функцию построения, создает конкретную программу исполнительских действий, которая является информационным образованием, определяющим характер, последовательность и способы действий, направленные на достижение цели в тех условиях, которые выделил сам субъект в качестве понимания программы действий.
Система субъективных критериев достижения цели является функциональным звеном, специфическим для психической регуляции. Она несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели.
Контроль и оценка реальных результатов - регуляторное звено, несущее оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха. Здесь происходит обеспечение информацией о степени соответствия и несоответствия между запрограммированным ходом деятельности, ее эталонными и конечными результатами и реальным ходом достижения.
Специфика реализации коррекции системы саморегулирования состоит в том, что если конечным моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса.
Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции [7].
Ю.А. Миславский же в контексте изучения личностной саморегуляции включает в состав структурно-функциональных компонентов системы саморегуляции личности ценности и цели, идеалы и образ „Я“, а также уровень притязаний и самооценку. Эти компоненты, по его мнению, соотносимы с моделью осознанной регуляции О.А. Конопкина и являются процессуальной, динамичной формой существования этих компонентов, как системы, детерминирующей активность личности [12].
Информация о работе Представление об уровнях саморегуляции человека