Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возможности использования цвета в саморегуляции. Для достижения цели нужно решить ряд задач:
1.Выделить основные направления изучения цвета в психологии.
2.Проанализировать способы использования цвета в регуляции поведения человека.
3. Определить возможности применения цвета в саморегуляции человека.
Введение--------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Основные направления изучения цвета в психологии------------5
1.1. Психосемантика цвета----------------------------------------------------------8
1.2. Исследование цветоэмоциональных значений---------------------------9
Глава 2.Возможности использования цвета в саморегуляции человека--14
2.1.Психофизиологическое воздействие цвета на человека-----------------14
2.2.Оптимизация функционального состояния человека цветовыми эффектами------------------------------------------------------------------------------18
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список литературы------------------------------------------------------------------25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение----------------------
Глава 1. Основные направления
изучения цвета в психологии------------
1.1. Психосемантика цвета-------------------------
1.2. Исследование цветоэмоциональных
значений----------------------
Глава 2.Возможности использования цвета в саморегуляции человека--14
2.1.Психофизиологическое воздействие цвета на человека-----------------14
2.2.Оптимизация
Заключение--------------------
Список литературы--------------------
Введение:
Серый дождь-навевает грусть,
Синий дождь позовет в путь,
В желтых каплях - солнца привет!
А в оранжевом - радости свет!
Животворным покоем омывает зеленый!
Только красного не хочу,
что прольет он любовь иль войну?
Ярких вишен огонь на зеленой траве
напомнил вдруг о тебе….
С самого рождения мы постигаем этот мир всеми органами чувств. И цветовое зрение играет существенную роль в этом процессе. Трудно даже представить, каким стало бы человечество, если окружающая нас реальность воспринималась бы нами монохромной! Из зоопсихологии нам известно, что разные представители животного мира имеют различные пороги свето- и цветовосприятия. Кошачьи хорошо видят в темноте, пчелы имеют цветное зрение и т.д. Это является для выживания данных видов необходимостью. Значит и человек не просто так наделен цветным зрением. К сожалению в психологии понятие сущности цвета до сих пор определяется знаниями из области естественных наук. Неоднозначность восприятия цвета (имеют значение оттенки и эмоциональное состояние) и его воздействия на психологическое состояние человека тоже создает трудности в изучении закономерностей воздействия цвета. В настоящее время накопилось достаточно данных в экспериментальной психологии цвета для того, чтобы выявить закономерности восприятия цвета и его воздействие на функциональную систему человека.
Целью данной работы является изучение возможности использования цвета в саморегуляции. Для достижения цели нужно решить ряд задач:
1.Выделить основные
2.Проанализировать способы
использования цвета в
3. Определить возможности
применения цвета в
Объектом исследования в данной работе является прикладное значение цвета в психологии, а предметом - применение цвета в саморегуляции человека.
1. Основные направления изучения цвета в психологии
«Традиционно психология имеет
дело с внутренними процессами, обнаружением
и выделением сигнала, формированием зрительного
образа, принятием решения.» Еще Ж. Пиаже
отмечал исключительно «важный вклад
восприятия внешней стимуляции на структуру
внутренних мыслительных операций».[Пиаже Ж.,1969.-С.659].
Идеи о преобразовании внешних воспринимаемых
действий, детально изучались Л.С. Выготским
и П. Я. Гальпериным. В их работах подчеркивается,
что в процессе восприятия внешней информации
возникает сознание-рефлексия субъектом
действительности. А.Н. Леонтьев(1974)
подчеркивал, что внешняя перцептивная
деятельность «…перемещается во внутренний
«план сознания» - это процесс, в котором
этот внутренний план формируется». Чаще
всего неосознаваемые преобразования
информации происходят в результате или
кратковременного воздействия, или подпороговой
стимуляции. Л.С. Выготский считал, что
причины эффекта художественного воздействия
скрыты в бессознательном. [В.И. Капран,О.В.Капран.2008.-С.-
Восприятие цвета сложный процесс, обусловленный физическим и психологическим воздействием. Современная психология выделяет в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и восприятие цвета.
Ощущение понимается как простейший психологический акт, обусловленный физиологией зрительной системы, а восприятие, как сложный процесс, опосредованный рядом психологических законов. В качестве источника знаний человека об окружающем мире ощущение входит в целостный процесс познания, образуя по выражению А. Н. Леонтьева, чувственную ткань человеческого сознания. ( Леонтьев А. Н. 1986) На восприятие цвета оказывают влияние состояние зрительной системы, мотивация наблюдателя, воспитание, профессиональное обучение, общее эмоциональное состояние. Однако все эти моменты лишь до известной степени изменяют качество восприятия. Красный цвет, например, будет при любых условиях восприниматься как красный (за исключением патологии зрения). Но это утверждение справедливо только в случае воздействия на зрительную систему одного-единственного цвета.
В цветоведении существует
понятие «взаимодополнительный
цвет» В круге естественных цветов,
по Гете, это цвета расположенные
друг против друга. Обычно ими называют
три пары: красный-зеленый, синий-оранжевый,
желтый-фиолетовый. Взаимодополнительность
цветов проявляется в их способности
изменять выразительность друг друга
при определенных условиях предъявления
и определяется как способность
одного цвета дополнять другой до
получения ахроматического
Импрессионисты, (Э.Мане,
О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне и
др.), стремясь наиболее естественно
отразить реальный мир,
Характеристики цвета:
цветовой тон, светлота, насыщенность
- объективно присущи цвету, т.
е. цвету принадлежат качества,
которые возникают вследствие
эмоциональной реакции,
Сопутствующие цветовым ощущениям психологические переживания бывают разного рода. В целом это чувство радости, веселья, легкости, печали, страха и др. Противоположные эмоции, сопровождающие восприятие цвета, связаны с переносом на цвет различных качеств предметов - веса, температуры и др. Одна из форм психических переживаний - это символика цвета. Она придает им отвлеченную неосознаваемую форму. Содержание цветового символизма, его отношение к неосознаваемой сфере психики - ключевые вопросы при исследовании психологических механизмов воздействия цвета.
Цветовая символика имеет
древнейшее происхождение. Она возникла
еще в те времена, когда человек
научился использовать природные краски.
Цвет использовали как атрибут магических
сакральных, божественных сил. На роль
цвета в религиозном сознании
людей указывают
В разных социокультурных
обществах на протяжении веков
менялась символика цвета.
Цвет как семантический объект рассматривает такой раздел психологии, как психосемантика.
Специфичность Цвета,
как объекта научного изучения
состоит в том, что признание
за ним объективного значения
требует одновременного
Главным общеметодологическим принципом, объединяющим теоретический анализ как в аспекте значения цвета для человека, так и при исследовании конкретной цветовой семантики (структуры и содержания цветового значения), является следующее утверждение - семантические закономерности, выявляющиеся в частных психологических экспериментах, отражают общие закономерности и механизмы репрезентации субъекту целостного образа мира. Сами эти механизмы и закономерности являются превращенной формой закономерностей объективного мира, органичной частью которого является и воспринимающий субъект.
В отечественной психологии значение уже давно имеет статус психологической категории. Теоретические основания этому содержатся в исследованиях Л.С.Выготского (Выготский, 1982), ставших классическими. Понятия “знак”, “значение” несут основную логическую нагрузку в структуре таких категории, как “высшая психическая функция”, “онтогенез”, “произвольность” в культурно-историческом подходе к объяснению феномена психического. Согласно этому подходу, значение определяется как присвоенное в процессе общения и совместной деятельности обобщенное отражение действительности, выработанное совокупным субъектом (человечеством) в процессе культурно-исторической практики и зафиксированное в форме понятий, знаний, образа действий, норм поведения и т.п. Иначе говоря, за словами (как за предметами и действиями) у человека стоят некие незаметные, поскольку органично вплетены в саму “ткань” слов, образов или действий, “схемы” реальности. Значение пронизывает образ мира человека, являясь его “квазиизмерением” (Леонтьев, 1979). В образе мира значение “...выступает как то, что лежит за обликом вещей – в познанных объективных связях предметного мира, в различных системах, в которых они только и существут, только и раскрывают свои свойства.(Базыма .2001. )
1.2. Исследование цветоэмоциональных значений.
«Невозможно перечислить все вероятные факторы, определяющие цветовые предпочтения людей. Одни из них связаны с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя. Не исключено выделение и другого рода подобных факторов.
Л.П. Урванцев (1981) выделяет пять
факторов: утомление и адаптация;
размеры цветового образца; принцип
аффективного контраста; фон, на котором
предъявляется цветовой образец; насыщенность
и яркость. Три из пяти перечисленных
факторов связаны с энергетическими
свойствами цвета. По данным многомерного
анализа цветовых предпочтений психически
здоровых испытуемых, проведенного А.Н.
Румянцевой (1986), их цветовые симпатии
определялись, как минимум, двумя факторами:
эмоциональной оценкой цвета, как определенной
«неразложимой» целостности (1) и осознаваемой
или неосознаваемой эмоциональной оценкой
цветовых ассоциаций (2). Выделенные А.Н.
Румянцевой факторы также оказались связанными
с двумя сторонами цветового воздействия
— энергетической и информационной.
Авторами
цветового теста отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажиным
и А.М. Эткиндом (1984; 1985) на основе экспериментальных
данных, полученных при изучении эмоционально-личностного
значения цветов с помощью методики личностного
семантического дифференциала (ЛСД), делается
вывод о возможности описания цветов в
терминах семантического дифференциала
Ч. Осгуда(1957). Факторы пола
и возраста проявляют себя традиционно:
более молодые испытуемые чаще выбирали
яркие и светлые цвета, чем пожилые. Это
же верно и в целом, для мужчин по сравнению
с женщинами. Однако для испытуемых в возрасте
от 45 до 54 лет фактор пола оказался связанным
с обратной тенденцией — женщины этого
возраста отдавали предпочтение ярким
цветам почти в два раза чаще, чем мужчины.
Подобная тенденция подтвердилась и при
использовании расширенного варианта
цветового теста Люшера. Несмотря на определенный
разброс значений, полученных в рассмотренных
работах, их результаты позволяют сделать
ряд достоверных выводов. Господствующая
тенденция детского возраста — предпочтение
ярких и светлых оттенков (особенно красного
и желтого) у взрослых, практически, нивелируется.
Особенно это касается желтого цвета,
который, если и не переходит в разряд
отвергаемых цветов, то начинает испытывать
к себе достаточно «прохладное» отношение.
Возрастной границей, разделяющей «детский»
и «взрослый» типы цветового выбора может
считаться период от 15 до 20 лет, то есть
время окончательного формирования Центральной
нервной системы человека.
Предпочтение цветов сине-зеленой части
спектра взрослыми, нередко, становится
доминирующим над выборами красного и
желтого.
Обследование 5300 жителей Германии обоего
пола в возрасте от 16 до 70лет (Г. Клар —
1974) показало, что синий и зеленый для них
являются гораздо более привлекательными,
чем красный и желтый. Почти в 40% случаев
на первые два места испытуемые ставили
либо синий, либо зеленый, тогда как частота
выбора красного и желтого на эти места
не превысила уровня 29%. В нашем исследовании
эти показатели равнялись 31.5% и 25% соответственно.
Отвержение красного и желтого (последние
два места) для жителей Германии составило
20.5%, а синего и зеленого — только 10.5%.
Приведенные результаты позволяют сделать
вывод, что воздействие синего и зеленого
оценивается взрослыми испытуемыми (через
цветовые выборы), как более желательные.
Люди с разной структурой личности и в
разном психологическом состоянии склонны
видеть мир буквально в разном цвете. Эмоционально
уравновешенные экстраверты видят мир
более ярким и "красочным" (!), с преобладанием
теплых (желтых) тонов. Тревожные интроверты,
напротив, - менее красочным, с преобладанием
синего. Это сопоставимо с тем, что при
радости человек видит мир "в розовом
свете", гнев "застилает глаза"
красным, а печаль - синим, а в английском
языке "синий" (blue) имеет значение
"грустный, печальный, подавленный".
Больные депрессией часто сообщают, что
окружающий их мир "потемнел", "краски
мира поблекли", а рисунки таких больных
также выполнены в холодных и темных тонах.
В противоположность этому в гипоманиакальном
или просто приподнятом настроении люди
говорят, что "краски стали ярче",
их рисунки содержат много светлых и красно-оранжевых
тонов, что может отражать то, что они стали
замечать больше оттенков в теплой части
спектра.
Информация о работе Использование цвета для саморегуляции человека