Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возможности использования цвета в саморегуляции. Для достижения цели нужно решить ряд задач:
1.Выделить основные направления изучения цвета в психологии.
2.Проанализировать способы использования цвета в регуляции поведения человека.
3. Определить возможности применения цвета в саморегуляции человека.
Введение--------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Основные направления изучения цвета в психологии------------5
1.1. Психосемантика цвета----------------------------------------------------------8
1.2. Исследование цветоэмоциональных значений---------------------------9
Глава 2.Возможности использования цвета в саморегуляции человека--14
2.1.Психофизиологическое воздействие цвета на человека-----------------14
2.2.Оптимизация функционального состояния человека цветовыми эффектами------------------------------------------------------------------------------18
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список литературы------------------------------------------------------------------25
Сопоставление двух
аспектов взаимодействия
«Клинические наблюдения
цветового воздействия на человека,
а также данные психологии цвета
позволяют дать цветам следующие
психофизические и
1. Красный — возбуждающий, согревающий,
активный, энергичный, проникающий, тепловой,
активизирует все функции организма; используется
для лечения ветряной оспы, скарлатины,
кори и ряда кожных заболеваний; на короткое
время увеличивает мускульное напряжение,
повышает кровяное давление, ускоряет
ритм дыхания (см. воздействие цвета на
ВНС).
2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий,
увеличивающий мышечную активность, стимулирующий
деятельность ЦНС, оказывает лечебное
воздействие при заболеваниях пищеварительного
тракта, печени, почек, ревматизме и др.
3. Зеленый — уменьшает кровяное давление
и расширяет капилляры, успокаивает, снимает
напряжение, облегчает невралгии и мигрени,
используется при лечении астмы, ларингита
и др.
4. Синий — замедляет сердечную активность,
действует седативно, успокаивающее действие
может перейти в тормозящее, депрессию.
Синие лучи применяют при лечении воспалительных
заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине
и др.(по данным Г. Фрилинга и К. Ауэра —
1973; Л.Н. Мироновой — 1984; И.В. Андрианова
и Г.И. Демидова — 1991;)
С учетом этих данных, цветовые выборы
взрослых можно рассматривать как отражение
превалирования потребности в стабильном,
уравновешенном состоянии, сохранении
достигнутого и даже релаксации над потребностью
в активности, росте и развитии, которая
доминирует у детей.
Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия
в цветовых предпочтениях в зависимости
от возраста и образовательного уровня,
полагает, что простые, чистые, яркие цвета
действуют на человека как сильные, активные
раздражители. Они удовлетворяют потребностям
людей со здоровой, неутомленной нервной
системой — дети, подростки, молодежь,
крестьяне, люди физического труда, открытые,
простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные,
разбавленные оттенки действуют, скорее,
успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают
более сложные ощущения, отражают потребности
субъектов достаточно высокого культурного
уровня и предпочитаются чаще людьми среднего
и пожилого возраста, интеллигентного
труда, лицами с утомленной и тонко организованной
нервной системой».[Б.А. Базыма, 2001.-С.34-35]
2. Возможности использования цвета в саморегуляции человека.
«По данным многочисленных
исследований, цвет качественно и комплексно
влияет на психофизиологическое состояние
человека, включая изменение состава крови,
динамику заживления тканей, тонус мышечных
сокращений, функцию сердечно-сосудистой
системы, восприятие (боли, температуры,
времени, пространства, размера, веса),
психический статус (эмоциональное состояние,
активированность, психическое напряжение).
При этом цвет воздействует специфически
как при экспозиции зрению, так и при освещении
им частей человеческого тела. Эмоциональная
реакция является составной частью целостной
психофизиологической реакции организма
на цвет, человек же, с другой стороны,
неосознанно использует цвет как средство
психической саморегуляции».[Н.В. Серов. http://psyfactor.org/lib/
2.1. Психофизиологическое воздействие цвета на человека
Многие физиологические
реакции организма на цвет протекают
неосознанно. Зададимся вопросом: насколько
адекватно эти реакции
Свет и цвет оказывают мощное воздействие на психофизиологическое состояние организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов. Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — С. В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Результаты экспериментальных работ школы С. В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение. Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В то же время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Это — общая схема взаимосвязи цветового зрения и ВНС.
Так в исследованиях Н.
К. Плишко было показано, что для
состояния функционального
Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.
Характер взаимосвязи
белого и черного с деятельностью
ВНС является аналогичным: белый
стимулирует эрготропную
Если с утра пасмурно
и в природе преобладают
Благодаря определенным отделам
ЦНС, у человека формируются цветовые
ощущения, а интегративная деятельность
ЦНС обеспечивает функционирование
цветового восприятия и более
сложные формы обработки
Цвет необходим для поддержания
тонуса центральной нервной системы. Известны
случаи «цветового голодания», когда при
цветовой бедности окружающего пейзажа
и обстановки развивались симптомы астенизации
(греч. astheneia бессилие, слабость). У детей,
длительное время проживающих в условиях
«цветового голодания», отмечаются задержки
интеллектуальногоразвити».[Б.
2.2. Оптимизация функционального состояния человека цветовыми эффектами.
Существует многолетняя
практика и реализация попыток найти
основы для подбора цветовых решений
при оформлении окружающей искусственной
среды, а также применение разных
способов «прямого» цветового
Остановимся на простейшей модели использования цвета в качестве фактора психической регуляции. Эта классическая модель предполагает использование цветного освещения или колорита окраски наружных стен или интерьеров для достижения соответствующих изменений психологического состояния человека.( Гете И.В. 1920.)
« При использовании цветового освещения следует учитывать следующую закономерность: реакция на любое цветовое воздействие носит синусоидальный характер, т.е. спустя несколько минут после начала использовании ультрафиолетового или инфракрасного излучения «наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию».[ П.В.Яньшин. 2000. № 4. -С. 14-27.]
Интересно также вспомнить
опыт выдающегося русского психоневролога
В. М. Бехтерева, применявшего цвет для
«непосредственного воздействия» на состояние
человека – применение своеобразных
«цветофильтров» для повышения
психотерапевтического
Эти работы и различные
экспериментальные исследования о
физиологических и
«На протяжении всей истории медицины, включая и новейшую, в мышлении пациентов и врачей укоренялась мысль, что болезнь — это результат преимущественно внешних воздействий. Такой подход мало учитывал те внутренние факторы, которые определяют особенности психической, нервной и гуморальной регуляции, т. е. в широком смысле — реактивность организма. Но будущие успехи медицины, бесспорно, связаны не только с новыми препаратами и совершенной медицинской техникой. Они во многом зависят от нашего умения управлять внутренними регуляторны-ми и защитными процессами и механизмами. В этом отношении можно поддержать мнение В. П. Петренко (1983), что теория медицины будущего — это теория внутренних механизмов адаптивного реагирования и управления этими процессами».[ Лобзин В.С., Решетников М.М. 1986.-С. 4]
« При сюжетной сенсорной репродукции, которая в качестве одного из основных элементов входит в рекомендуемые нами приемы (методы самовоспитания, идеомоторной тренировки, отвлечения и др.), существенное значение имеет цвет или окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволило использовать цветовые предпочтения в качестве диагностических методов. Нашим сотрудником С. В. Чермяниным в 1982 г. была предложена методика «Контрасты», в основе которой лежат предпочтения сочетаний различных цветов, выражаемые в 10-балльной шкале и характеризующие эмоциональное состояние, а также некоторые «базисные» (свойства обследуемых. Получаемые с помощью методики «Контрасты» показатели достоверно и разнонаправленно коррелируют с тревожностью, стрессо-устойчивостью, некоторыми вегетативными индексами и показателями межличностного восприятия. Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различных факторов, в то же время у каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности. В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих пациентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет костюма, галстука и т. д.). В отдельных случаях «социализированные» (и поэтому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении).
Таблица 5
Воздействие цвета на психоэмоциональное состояние в зависимости от локализации на «развертке» сюжетного образа при аутогенной тренировке
Цвет |
Локализация | ||
| Вверху |
боковые поверхности или перспектива |
внизу |
Красный |
Возбуждает, мобилизует, оказывает эротогенное воздействие |
Возбуждает |
Воспринимается неестественно, может «обжигать» |
Розовый |
Ощущение легкости, счастья |
Чувство нежности |
Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями |
Оранжевый |
Способствует концентрации внимания |
Ощущение тепла, способствует релаксации |
Эффект «приподнятости» и тепла, иногда воспри- |
нимается неестественно | |||
Желтый |
Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способст- |
Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения |
Эффект приподнятости, иногда парения |
вует релаксации |
|||
Зеленый |
Воспринимается неестественно |
Успокаивает |
Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие |
Голубой |
Ощущение легкости, способствует релаксации |
«Охлаждает», вызывает отчуждение |
«Охлаждает» (более выраженно, чем зеленый) |
Синий |
Вызывает тревожность, беспокойство |
Отчуждение в группе и в отношениях «врач — пациент» |
Тревога, «холод», ощущение бездны |
Коричневый |
Чувство тяжести, давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется) |
Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность |
Ощущение уверенности, твердости |
Информация о работе Использование цвета для саморегуляции человека