Использование цвета для саморегуляции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение возможности использования цвета в саморегуляции. Для достижения цели нужно решить ряд задач:
1.Выделить основные направления изучения цвета в психологии.
2.Проанализировать способы использования цвета в регуляции поведения человека.
3. Определить возможности применения цвета в саморегуляции человека.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Основные направления изучения цвета в психологии------------5
1.1. Психосемантика цвета----------------------------------------------------------8
1.2. Исследование цветоэмоциональных значений---------------------------9
Глава 2.Возможности использования цвета в саморегуляции человека--14
2.1.Психофизиологическое воздействие цвета на человека-----------------14
2.2.Оптимизация функционального состояния человека цветовыми эффектами------------------------------------------------------------------------------18
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список литературы------------------------------------------------------------------25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 год..docx

— 54.41 Кб (Скачать)

 Сопоставление двух  аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что тоже самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). «Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции».[ П.В.Яньшин. 2000.- С. 14-27..]

«Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета  позволяют дать цветам следующие  психофизические и психофизиологические характеристики: 
1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС). 
2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. 
3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др. 
4. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.(по данным Г. Фрилинга и К. Ауэра — 1973; Л.Н. Мироновой — 1984; И.В. Андрианова и Г.И. Демидова — 1991;)  
С учетом этих данных, цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей. 
Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой».[Б.А. Базыма, 2001.-С.34-35]

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возможности использования цвета в саморегуляции человека.

 

 «По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции».[Н.В. Серов. http://psyfactor.org/lib/serov2.htm]

 

2.1. Психофизиологическое воздействие цвета на человека

Многие физиологические  реакции организма на цвет протекают  неосознанно. Зададимся вопросом: насколько  адекватно эти реакции осознаются человеком? О возбуждающем влиянии  красного по сравнению с синим  и белым на психофизиологические показатели, знаменующие эмоциональные  изменения, сообщает Р. Джерард. В его  экспериментах 20 взрослых мужчин в  течение 10 минут каждый подвергались освещению этими цветами одинаковой яркости. "Автономная нервная система  и кора" были значительно менее  возбуждены во время синего, нежели красного и белого освещения. Синий  также вызывал субъективное ощущение расслабления, меньше тревоги и враждебности, в противоположность красному (Gerard, 1958). В экспериментах Джекобса и  Суесса (Jacobs, Suess, 1975) 13 мужчин и 27 женщин подвергались воздействию красным, желтым, зеленым и синим цветом, проецируемым на экран в светоизолированной комнате. После пятиминутной экспозиции, по истечении промежутка в 5 минут, им предлагалось заполнить 20 пунктов опросника  тревожности Спилбергера-Горшуча-Люшене. Результаты свидетельствовали о  том, что уровень тревожности  после экспозиции желтого и красного значимо превышал таковой же при  экспозиции зеленого и синего. Авторы считают, что это исследование в  целом подтвердило как сам  факт различного воздействия цвета  на уровень тревоги и связанного с ней возбуждения. Характер физиологического воздействия совпадает с "семантическими атрибутами" красного и синего, где  им приписывается возбуждающее и  успокаивающее воздействие, и согласно данным субъективного шкалирования [Яньшин П.В. 2000. С. 14-27.] 

 Свет и цвет оказывают мощное воздействие на психофизиологическое состояние организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов. Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — С. В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Результаты экспериментальных работ школы С. В. Кравкова (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение. Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В то же время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Это — общая схема взаимосвязи цветового зрения и ВНС.

Так в исследованиях Н. К. Плишко было показано, что для  состояния функционального возбуждения  нервной системы (НС) характерен более  низкий порог (абсолютный) цветоразличения  красного цвета в сравнении с  зеленым и особенно синим. При  функциональном торможении наблюдалось  обратное соотношение порогов цветоразличения  для данных цветов. Исходя из этого, становится «психофизиологически»  понятным ряд «положительных» и  «отрицательных» значений цветов.

Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в  расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к  торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и  скучного. Красный и желтый как  стимулирующие так же оправдывают  свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.

Характер взаимосвязи  белого и черного с деятельностью  ВНС является аналогичным: белый  стимулирует эрготропную систему  организма (обеспечивает гомеостаз в период активной физической и психической деятельности), а черный трофотропную (отвечает за синтез клеточных структур и восстановление ресурсов, за поддержание гомеостаза в период отдыха).

 Если с утра пасмурно  и в природе преобладают свинцово-синие  тона, то настроиться на активную  работу бывает очень трудно, человек  может впасть в пассивное, дремотное  состояние и находиться в нем  достаточно долго. И наоборот, солнечное утро способствует  быстрому переходу от сна к  бодрствованию, достижению необходимого уровня активности. Взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой (ЦНС) человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире.

Благодаря определенным отделам  ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более  сложные формы обработки информации. Специфические поражения Центральной  нервной системы могут привести к потере человеком способности  воспринимать цвета частично или полностью, цветовой агнозии (Е.Д. Хомская — 1987). Различают собственно цветовую агнозию и цветовую слепоту или дефекты цветоощущения. Собственно цветовая агнозия не исключает цветоощущения и правильного различения отдельных цветов. Но больные с цветовой агнозией неспособны, решать задачи по цветовой классификации, предметной отнесенности цвета. Например, они не могут сказать, какой цвет у апельсина, морковки и т.д. Цветовая агнозия имеет центральное происхождение. При цветовой слепоте наблюдается либо тотальное, либо парциальное отсутствие цветоразличения. Этот дефект может иметь как периферическое происхождение (поражения сетчатки), так и центральное, в частности, при поражении 17 поля затылочной коры головного мозга. Таким образом, воздействие цвета на центральную нервную систему, с одной стороны, опосредовано деятельностью ее цветового анализатора, (специфический информационный канал), а с другой — ВНС (неспецифический энергетический канал).

Цвет необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации (греч. astheneia бессилие, слабость). У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются задержки интеллектуальногоразвити».[Б.А.Базыма http://psyfactor.org/lib/colorpsy2.htm]

 

2.2. Оптимизация функционального состояния человека цветовыми эффектами.

Существует многолетняя  практика и реализация попыток найти  основы для подбора цветовых решений  при оформлении окружающей искусственной  среды, а также применение разных способов «прямого» цветового воздействия  на состояние человека.

Остановимся на простейшей модели использования цвета в  качестве фактора психической регуляции. Эта классическая модель предполагает использование цветного освещения  или колорита окраски наружных стен или интерьеров для достижения соответствующих  изменений психологического состояния  человека.( Гете И.В. 1920.)

«  При использовании цветового освещения следует учитывать следующую закономерность: реакция на любое цветовое воздействие носит синусоидальный характер, т.е. спустя несколько минут после начала использовании ультрафиолетового или инфракрасного излучения «наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию».[ П.В.Яньшин. 2000. № 4. -С. 14-27.]

Интересно также вспомнить  опыт выдающегося русского психоневролога В. М. Бехтерева, применявшего цвет для  «непосредственного воздействия» на состояние  человека – применение своеобразных «цветофильтров» для повышения  психотерапевтического воздействия.(Лобзин, Решетников, 1986 )

Эти работы и различные  экспериментальные исследования о  физиологических и психофизических  эффектах воздействия цвета предварили  прикладные  разработки  по модуляции  цветовых воздействий в целях  оптимизации  функционального  состояния  человека. «Есть  сведения о создании специальных приборов, позволяющих напрямую использовать цвет. В  учебнике  В. И. Лебедева(2001) написано об одной из разработок специалистов Института медико-биологических проблем, рекомендованной для воздействия на космонавтов во время полета.  Речь идет о применении специальных очков со сменными цветофильтрами, где «оранжевый взгляд на мир» служит средством для повышения работоспособности и профилактики переживаний апатии, хандры и плохого настроения, а сине-зеленые фильтры рекомендовали использовать в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности, раздражения и нервозности. Специального внимания заслуживают данные об эмоциональном воздействии цвета, воспроизводимого человеком на уровне образных представлений. Эти приемы рекомендуются для включения в состав программ  обучения  навыкам  психологической  саморегуляции(ПСР)».[А. Б. Леонова; А.С. Кузнецова. 2007.-С    ]

  «На протяжении всей истории медицины, включая и новейшую, в мышлении пациентов и врачей укоренялась мысль, что болезнь — это результат преимущественно внешних воздействий. Такой подход мало учитывал те внутренние факторы, которые определяют особенности психической, нервной и гуморальной регуляции, т. е. в широком смысле — реактивность организма. Но будущие успехи медицины, бесспорно, связаны не только с новыми препаратами и совершенной медицинской техникой. Они во многом зависят от нашего умения управлять внутренними регуляторны-ми и защитными процессами и механизмами. В этом отношении можно поддержать мнение В. П. Петренко (1983), что теория медицины будущего — это теория внутренних механизмов адаптивного реагирования и управления этими процессами».[ Лобзин В.С., Решетников М.М. 1986.-С. 4]

« При сюжетной сенсорной репродукции, которая в качестве одного из основных элементов входит в рекомендуемые нами приемы (методы самовоспитания, идеомоторной тренировки, отвлечения и др.), существенное значение имеет цвет или окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволило использовать цветовые предпочтения в качестве диагностических методов. Нашим сотрудником С. В. Чермяниным в 1982 г. была предложена методика «Контрасты», в основе которой лежат предпочтения сочетаний различных цветов, выражаемые в 10-балльной шкале и характеризующие эмоциональное состояние, а также некоторые «базисные» (свойства обследуемых. Получаемые с помощью методики «Контрасты» показатели достоверно и разнонаправленно коррелируют с тревожностью, стрессо-устойчивостью, некоторыми вегетативными индексами и показателями межличностного восприятия. Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различных факторов, в то же время у каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений  индивидуальности. В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих пациентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет костюма, галстука и т. д.). В отдельных случаях «социализированные» (и поэтому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении).

Таблица 5

Воздействие цвета  на психоэмоциональное состояние в зависимости от локализации на «развертке» сюжетного образа при аутогенной тренировке

Цвет

Локализация

 

Вверху

боковые поверхности или перспектива

внизу

Красный

Возбуждает, мобилизует, оказывает эротогенное воздействие

Возбуждает

Воспринимается неестественно, может «обжигать»

Розовый

Ощущение легкости, счастья

Чувство нежности

Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

Способствует концентрации внимания

Ощущение тепла, способствует релаксации

Эффект «приподнятости» и тепла, иногда воспри-

     

нимается неестественно

Желтый

Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способст-

Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения

Эффект приподнятости, иногда парения

 

вует релаксации

   

Зеленый

Воспринимается неестественно

Успокаивает

Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие

Голубой

Ощущение легкости, способствует релаксации

«Охлаждает», вызывает отчуждение

«Охлаждает» (более выраженно, чем зеленый)

Синий

Вызывает тревожность, беспокойство

Отчуждение в группе и  в отношениях «врач — пациент»

Тревога, «холод», ощущение бездны

Коричневый

Чувство тяжести, давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется)

Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность

Ощущение уверенности, твердости

Информация о работе Использование цвета для саморегуляции человека