Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возможности использования цвета в саморегуляции. Для достижения цели нужно решить ряд задач:
1.Выделить основные направления изучения цвета в психологии.
2.Проанализировать способы использования цвета в регуляции поведения человека.
3. Определить возможности применения цвета в саморегуляции человека.
Введение--------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Основные направления изучения цвета в психологии------------5
1.1. Психосемантика цвета----------------------------------------------------------8
1.2. Исследование цветоэмоциональных значений---------------------------9
Глава 2.Возможности использования цвета в саморегуляции человека--14
2.1.Психофизиологическое воздействие цвета на человека-----------------14
2.2.Оптимизация функционального состояния человека цветовыми эффектами------------------------------------------------------------------------------18
Заключение-----------------------------------------------------------------------------24
Список литературы------------------------------------------------------------------25
Образы необходимо целенаправленно «окрашивать», давая пациентам обоснованные рекомендации. При отсутствии таких рекомендаций пациенты «окрашивают» образы самостоятельно, при этом не всегда адекватно. В этих целях на основании рекомендаций Г. Филинга и К. Ауэра и собственного опыта нами предлагается использовать данные о психоэмоциональном воздействии цвета, приведенные в табл. 5.
С учетом клинико-психологической направленности сюжетная развертка седативного характера, используемая в процессе групповых занятий, приобретает следующий вид (используется на фоне состояния релаксации): «Представьте себе как можно ярче — теплый летний день..., голубое-голубое небо..., неяркое летнее солнце..., слегка розовеющие по краям облака... Вы стоите на ровном бескрайнем поле..., теплой коричневой земли почти не видно — повсюду мягкая зеленая-зеленая трава..., как можно ярче представьте — зеленая-зеленая, до самого горизонта..., невдалеке от Вас зеленеет лес..., сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы...» и т. д. Аналогичные рекомендации даются в заданиях на сенсорную репродукцию при самостоятельных занятиях и при использовании метода внушенных сновидений . В ряде случаев важно обратить внимание пациентов на целесообразность сознательного выбора цвета одежды (рубашки, платья, костюма, галстука и т. д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. Художественно одаренные личности, тонко и чутко воспринимающие окружающий мир, нередко прибегают к подобным приемам. Так, известный автор детективных романов — Жорж Сименон, — по его признанию, для повышения работоспособности часто надевал по утрам красную пижаму. Красный цвет оказывал на него сильное мобилизующее воздействие: «Мне нередко случалось, не вылезая из красной пижамы, писать вот таким образом по шесть-семь рассказов в день (!)» Известно также, что еще В. М. Бехтерев использовал цвет в целях усиления психотерапевтического воздействия на эмоциональное состояние своих пациентов. В клинике нервных болезней Военно-медицинской академии до сих пор сохранилась комната, где В. М. Бехтерев проводил сеансы психотерапии. В этой комнате есть выдвижные рамы со стеклами красного и синего цвета. У больных в состоянии депрессии намного улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном свете и, наоборот, синий свет благотворно действовал при возбуждении. При всех спорах о различиях в действии того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека имеются общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны — у красного цвета, затем у оранжевого и желтого и т. д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с .голубого цвета) — успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать пациентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.(Лобзин В.С., Решетников М.М. 1986.)
Заключение:
В качестве общего вывода, который
можно сделать на основании изученного
материала о возможности
Необходимы дальнейшие исследования цвета. На основе уже полученных данных надо активнее использовать цвет для гармонизации психических состояний человека. Использование ранжирующих методик, определение характера предпочтений помогают поставить точный "энергетический диагноз" и направленно подбирать особый "цветовой коктейль". Так можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путем, достигая значимых результатов без использования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий. Управление цветовосприятием и называется многими исследователями методом прямого контроля над психоэнергетикой индивидуума. Это действительно путь реального управления структурными энергиями и энергоформами, действующими на всех уровнях организма, на всех "этажах" внутреннего мира.
Список литературы
1.Б.А. Базыма, «Цвет и психика», Харьков, 2001.- С34-35.
2. Б. А. Базыма « Психология
цвета».http://psyfactor.org/
3. Гальперин П.Я. Развитие
исследований по формированию
умственных действий//
4. Гете И.В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. Петербург: Гос. издательство, 1920. С. 201-286.
5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. -М.,1986.-С.158
6. В.И.Капран,О.В.Капран «Психология и разработка рекламной продукции».М.2008.-С.-123.
7. А. Б. Леонова; А.С.
Кузнецова. «Психологические
8. Леонтьев А. Н. « Деятельность. Сознание. Личность». 1974.- С.98
9. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка..1986.-С.116-117
10..Пиаже Ж. «Избранные
психологические труды».-М.,
11.Н.В.Серов.«Теоретические
проблемы психологии в
12.П.В.Яньшин Цвет как фактор психической регуляции // Журн. «Прикладная психология». 2000. № 4. С. 14-27.
13. Яньшин Пётр Всеволодович.
Введение в психосемантику
http://colormind.narod.ru/
Информация о работе Использование цвета для саморегуляции человека