Представление об уровнях саморегуляции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 14:49, реферат

Краткое описание

Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.
Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.3 САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ГЛАВА 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.1 МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.2 ТРЕНИНГ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 75.58 Кб (Скачать)

в) концентрирует внимание на чем-либо;

г) осуществляет концентрацию внимания особым образом, пассивно, не стремится к достижению какого-либо результата.

Эти условия были сформулированы в 1975 г. американским исследователем Г. Бенсоном. Он особенно подчеркивал важность последнего пункта, как в свое время это делал и И.Г. Шульц, указавший на пассивный характер концентрации внимания при аутогенной тренировке. Знание этих условий чрезвычайно важно, так как избавляет занимающегося от необходимости делать какие-либо усилия над собой; оно служит теоретическим обоснованием пассивного подхода к занятиям аутогенной тренировкой.

Аутотренинг привлекает многих людей ввиду того, что жизнь становится все более примитивной и происходит утрата основных ценностей. Люди интуитивно чувствуют, что этот метод может стать для них физической и психической помощью и поддержкой, однако зачастую имеют неправильные представления о нем. Лишь немногие знают, что речь идет о научном методе, своего рода мягком самогипнозе, с помощью которого сила представлений переносится на тело.

Аутогенной тренировкой удобнее всего заниматься лежа, полулежа и в позе „кучера“. Аутотренинг представляет собой шесть последовательных упражнений.

К следующим типам тренингов саморегуляции относятся психотехнические игры - миниатюрные модели соревнования. Невозможно подготовиться, нельзя заранее научиться, нет единственно правильного решения - всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз - заново. Участие бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству „отвечать без подготовки“, позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов, счастье быть постоянно застигнутым врасплох. Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения.

Кроме того, участие в играх обогащает общую психологическую культуру. Система включенных упражнений из психотехнических игр нацелена на осознание скрытых психических феноменов и укрощение „непроизвольных" проявлений человеческой психики. Не менее важно то, что психотехнические игры стимулируют творческий поиск скрытых в человеке резервов и освоения новых способов проживания соревнований и тренировок.

Наиболее удобное место для проведения занятий (особенно на начальных этапах работы) - замкнутое пространство комнаты, кабинета или класса; хорошая звукоизоляция и занавески на окнах также весьма желательны. Помещение для занятий по возможности должно быть освобождено от всякой лишней мебели, необходимы лишь несколько мягких кресел и стульев. Хорошо, если удастся настелить на пол мягкое покрытие - палас или дорожки. Временные рамки психотехнических занятий могут значительно изменяться, однако нижний предел указать можно: общая длительность сеанса, если только это не закрепление и практика уже освоенных техник, не должна быть меньше 30 минут. Даже при работе с одним-единственным упражнением требуется время для предварительной настройки участников на проблему, а также для „разгона“ и завершения последующей дискуссии [24].

Эффективным методом саморегуляции является также медитация. Особое развитие и конкретную направленность медитация получила в индийской йоге и буддизме (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения). Но медитацию можно обнаружить и в античном философском экстазе платоников и неоплатоников (причём у платоников она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в экзерцициях (духовных упражнениях) иезуитов, в еврейской Каббале, в учении о пути мусульман-суфиев. Ныне медитация прочно вошла в национальные и религиозные культуры многих стран, особенно стран Востока. В России интерес к медитации появился во время перестройки и достиг пика в начале 1990-х годов.

Медитация способствует расслаблению, освобождению от стресса, очищению сознания от ненужных мыслей и переживаний, получению душевного покоя и внутренней гармонии. В большинстве психотерапевтических методик рекомендуется упражняться в медитации на пике мышечного расслабления (т. н. релаксации). Например, 10 минут медитации после 20 минут мышечной релаксации по методу Джекобсона. По мнению современных психотерапевтов, для освоения медитации на приемлемом уровне, достаточно упражняться по полчаса ежедневно на протяжении полугода.

Таким образом, тренинги саморегуляции позволяют человеку расслабиться, отдохнуть, набраться сил и более эффективно осуществлять саморегуляцию в последующем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список литературы

1. Арестова О.Н. влияние мотивации на структуру целеполагания. //Вестник Московского университета. № 4, 1998.

2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения  и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.

3. Бодалев, А.А. Мотивация и личность.Сборник научных трудов. – М., изд. АПН СССР, 1982.

4. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действиями. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990.

6. Гордеева Т.О. Психология мотивации  достижения М., 2006

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997.

8. Зерниченко, А.Н. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей / А.Н. Зерниченко, Н.В. Гончаров // Вопр. психологии. – 1989. – №2.

9. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации  достижения в отечественной психологии. - М., 2001.

10. Ильин Е. П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные  отношения // Вопр. психол. 1983. № 5.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006.

12. Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000.

13. Кондратьева М.В. Мотивация достижения  успеха в структуре личности  в современной психологии. - М., 2000.

14. Кудрявцев Т. В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - №2.

15. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

16. Конопкин О. А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 18-26.

 


Информация о работе Представление об уровнях саморегуляции человека