Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 14:49, реферат
Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.
Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.3 САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ГЛАВА 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.1 МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2.2 ТРЕНИНГ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
Список литературы
Ю.А. Голикова и А.Н. Костин предложили модель саморегуляции, которая получила название „Обобщенная модель регуляции психической деятельности“. В качестве саморегуляции представили модель, которая сочетает системный и межсистемный подход. Эта модель отражает как целостность, так и неустойчивость, неупорядоченность процессов регуляций. В модели психическая активность распределяется на три типа: текущая, ситуационная и долгосрочная.
Рис.2. Структурная схема этапов процесса психической регуляции деятельности и поведения
Текущая активность инициализируется с необходимостью обеспечения непосредственного реагирования на события, ситуативная - поиском выхода из некоторой ситуации, долгосрочная - формирование общей стратегии поведения. Психическая регуляция в целом включает в себя три самостоятельные системы: текущую, долгосрочную, ситуативную.
В каждой из этих систем выделяется по три уровня регуляции. В системе текущей регуляции это уровни активационно-энергетической стабилизации, непосредственного взаимодействия и опосредованной координации. В системе ситуативной регуляции - уровни ситуационного реагирования, эмоционального овладения и чувственной устремленности. В системе долгосрочной регуляции - уровни программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений, мировоззренческих коррекции.
Инициирующим фактором процессов регуляции рассматривается несоответствие между объективной действительностью и субъективным, „внутренним миром" человека, возникающее вследствие субъективно значимых изменений в них. Человек стремится оценить и понять происходящие изменения, т.е. преодолеть указанное несоответствие, что и направляет, организует его дальнейшую активность. Степень несоответствия определяет как тип психической активности (текущую, ситуативную, долгосрочную), так и класс проблемностей (или разные формы несоответствия - неопределенности, неоднозначности, затруднения): проблемные моменты (когда отмечается незначительная степень несоответствия), проблемные ситуации (с достаточно существенной степенью соответствия) и проблемы (с наиболее серьезной степенью несоответствия). Данные классы проблемностей являются средством содержательного анализа особенностей психической активности и регуляции.
Несмотря на совпадения названий типов психической активности и систем регуляции, они не идентичны. При объединении трех перечисленных систем, ситуативная является центральной, с ней может состыковываться система текущей регуляции к нижнему уровню и долгосрочной - к верхнему. Это может быть обеспечено, если верхний уровень системы текущей регуляции и нижний уровень системы долгосрочной регуляции будут направлены на организацию ситуативной активности, т.е. той же, что и в системе ситуативной регуляции. Два других уровня в системах текущей (нижний и средний) и долгосрочной (средний и высший) регуляции, а также все три уровня в системе ситуативной регуляции будут связаны с одноименными типами активности.
В системе текущей регуляции происходит адаптация психофизиологических процессов обеспечение жизнедеятельности организма и контакта человека с действительностью.
Ситуативная регуляция выражается в эмоциональных стенических и астенических реакциях на необычные, внезапные события, прерывающие текущую активность, которые либо заставляют мобилизовать ресурсы организма в случае потенциальной опасности (т.е. в защитных реакциях боязни, тревоги, страха, напряжения и возбуждения), либо приводят к расслаблению в случае приятных, позитивных впечатлений (т.е. реакции удовольствия, восторга, радости, восхищения). Регуляция проявляется в форме моральных, интеллектуальных, эстетических чувств, связанных с необычностью, новизной, неожиданностью переживаний, которые заставляют человека изменить поведение и деятельность, совершить некоторый поступок.
Долгосрочная регуляция направлена на поиск и формирование целей и программ деятельности. Также происходит анализ, оценка общих особенностей деятельности, организация и планирование в целом, выработка личной стратегии поведении. Регуляция происходит на уровне профессиональных, социальных, моральных и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью. Коррекцию и дополнение системы знаний, убеждений, идеалов о природе, человеке, обществе реализует уровень мировоззренческих коррекций.
Каждому типу психической активности соответствует определенный временной масштаб процессов ее протекания, который увеличивается по мере возрастания уровня регуляции. Поэтому, когда какой-либо из уровней регуляции становится ведущим в оперативной системе, он неизбежно должен накладывать ограничения на время ее существования, так как в противном случае произойдет переход к временному масштабу психической активности другого типа, и будет возникать несоответствие между типами психической активности и временными масштабами их протекания. Следовательно, длительность циклов регуляции для каждого из уровней должна находиться в определенном диапазоне, а последовательность проблемностей, входящих в соответствующий алгоритм их разрешения, не может быть бесконечной.
Выдающимся современным деятелем отечественной психологии является В.И. Моросанова. Она вплотную занимается проблемой саморегуляции и предложила понятие индивидуального стиля саморегуляции личности. Под данным понятием она понимает средство реализации субъектного подхода к исследованию индивидуально-типических форм произвольной активности человека [13; 15].
В.И. Моросанова опирается на следующие представления. Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, специфическими способами реализации психической активности являются сознание и действие. Активность человека как индивида, личности и индивидуальности осуществляется в форме действия, т.е. различных видов активности и регулируется сознанием, в форме процессов саморегуляции различных видов активности [21].
Индивидуальные формы активности человека осуществляются, с одной стороны, сообразно конкретным жизненным обстоятельствам, а с другой стороны - в той форме, как они обуславливаются и детерминируются его индивидуальными свойствами. Можно выделить две формы индивидуального стиля: индивидуальный стиль реализации действия, т.е. разных видов активности, и индивидуальный стиль функционирования сознания, т.е. саморегуляция этой активности. Индивидуальный стиль активности и индивидуальный стиль саморегуляции активности нужно рассматривать как два соответствующих индивидуальных способов существования человека. Эти способы существования взаимосвязаны, один предполагает другой и не существует без другого. Обе формы связаны с взаимодействием человека с миром: человек - саморегуляция активности - реализация активности - действительность.
Такая обобщенная схема взаимодействия человека с миром в случае конкретного субъекта может быть представлена следующим образом: субъект - индивидуальный стиль саморегуляции активности - индивидуальный стиль активности - требования действительности.
Индивидуальный стиль есть индивидуальное своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется индивидуально-типическим комплексом ее стилевых особенностей.
К стилевым особенностям саморегуляции относятся:
1) индивидуальные особенности
регуляторных процессов, реализующих
основные звенья системы
2) особенности, характеризующие функционирование всех звеньев системы саморегуляции и одновременно являются регуляторно-личностными свойствами, например, самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность. В силу их системного характера могут быть как предпосылками формирования того или иного стиля регуляции, так и новообразованиями в процессе его формирования.
Система саморегуляции по В.И. Моросановой рассматривается как целостная, замкнутая структура, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых служат присущие им специфические регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем процессе регуляции независимо от конкретных психических средств и способов их реализации. Модель осознанного саморегулирования включает в себя следующие звенья: цели деятельности, модели значимых условий. Программы исполнительских действий, критериев успешности, оценки и коррекции результатов. Каждое из звеньев реализуется соответствующим регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий. Программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности.
Стилевые особенности приобретают черты конкретного стиля саморегуляции в том случае, когда под влиянием требований конкретной деятельности и личностных переменных формируется индивидуально-типический комплекс стилевых особенностей регуляторных процессов.
Стиль саморегуляции не является пассивным интегратором влияния внешних и внутренних условий существования человека, а представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей, сформировавшихся у субъектов. Понятие индивидуального стиля включает в себя не только приспособительную активность, но и активность человека, преобразующего окружающий мир и себя как субъекта этой активности.
В.И. Моросанова выделяет следующие функции индивидуального стиля саморегуляции: системообразующая, инструментальная, компенсирующая.
Системообразующая функция проявляется в новообразованиях - субъективных свойствах человека, которые образуются в процессе формирования устойчивых стилевых проявлений регуляторных процессов и являются одновременно личностными.
Инструментальная функция индивидуального стиля регуляции соотносится с индивидуальной спецификой регуляторных процессов, а в случае стиля деятельности - с индивидуальной спецификой приемов и способов действий.
Компенсирующая функция индивидуального стиля регуляции заключается в том, что у субъекта деятельности может формироваться такой стиль регуляции, в котором высокоразвитые регуляторные звенья и регуляторные свойства могут компенсировать функциональные звенья регуляции, недостаточно развитые с точки зрения требований успешной деятельности.
Стиль саморегуляции описывается индивидуально-типическим комплексом стилевых особенностей саморегуляции, включающим особенности:
1) способствующие достижению успеха (сильная сторона стиля);
2) не способствующие достижению
успеха и требующие компенсации
(слабая сторона), и, наконец, возникающие
в меру необходимости
В стиле саморегуляции как форме индивидуального стиля активности могут быть выделены не только структурные, но и уровневые характеристики стиля. Последние описываются развитостью целостной системы саморегуляции и соответственно развитостью и уровнем взаимосвязанности реализующих ее функциональных процессов. К структурным характеристикам относятся: соотношение (“регуляторный профиль" функциональной выраженности) и характер взаимосвязей (наличие компенсаторных отношений) между функциональными процессами, реализующими отдельные звенья системы саморегуляции произвольной активности человека [8; 13; 14; 15; 16].
А.К. Осницкий предлагает интересную модель регуляторного опыта человека. Его концептуальная модель отталкивается от того, насколько важно осмысление знаний о возможностях регуляции человека. Исходя из положения, что осмысленное знание о возможностях самоуправления становится опорой для человека в разработке собственных стратегий жизнедеятельности и решения текущих задач, им предложена концептуальная модель регуляторного опыта человека. Этот опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения. Основными компонентами опыта, входящими в систему саморегуляции, являются опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. Становление системы саморегуляции оказывается в тесной связи с овладением знаковыми средствами (речью, письмом, счетом). В сознании составляющие саморегуляции представлены в виде целей, освоенных умений саморегуляции и образов управляющих воздействий, привычных оценок переживания успеха и ошибочности действий. Формы репрезентации саморегуляции в сознании не ограничиваются вербальными формулировками, а также включают и результаты чувственных оценок. Данные этих двух видов восприятия, циркулируя в системе саморегуляции, обогащают друг друга. Механизмом, способствующим синтезу в сознании непосредственно-чувствительных оценок и логических интерпретаций, выступает рефлексия, а сам процесс - переживание как психический феномен - в этом контексте рассматривается как проживание, чувствование, преодоление, претерпевание ситуации, пересмотр ее и др. Переживание связано с сознанием составляющих саморегуляции, попытками оценки возможностей и результаты использования способов и приемов саморегуляции [18].
Г.Ш. Габдреева предложила многоуровневую систему регуляции жизнедеятельности, где под жизнедеятельностью человека она подразумевает все возможные проявления его активности.
В этой системе можно выделить два блока:
1) внешний блок регуляции
открытая часть функциональной
системы, обеспечивающая выбор
2) внутренний блок определяет
процессы, направленные на сохранение
гомеостазиса в относительно
закрытой части системы, отвечающей
за приспособительную
Первый и самый высокий уровень системы - социально-психологический. Наибольший интерес здесь представляет регуляция межличностных отношений.
Второй уровень в иерархической (т.е. построенной по принципу подчинения) системе - личностный; важнейшим объектом исследования на этом уровне является регуляция поведения личности.
Третий уровень - уровень психических процессов. На этом уровне изучению подлежат особенности управления и регуляции деятельности.
Четвертый уровень - уровень психических состояний. Объектом исследования являются управление и регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний.
Пятый уровень - уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых являются проявления периферической нервной системы (соматического отдела, иннервирующего мышцы, и вегетативного - иннервирующего внутренние органы).
Рис.3. Система регуляции жизнедеятельности человека
Понятия „психическое состояние" и „функциональное состояние" не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Под психическим состоянием понимается целостная характеристика его психической деятельности за определенный период времени, которая отражает сложную структуру взаимосвязей свыше и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции. Психическое состояние включает в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения и базируется на функциональном состоянии мозга. Если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность.
Каждый из уровней в целостной системе регуляции жизнедеятельности связан со всеми остальными, зависит от них и системы в целом. Чем выше уровень, тем более интегрированы его свойства, тем больший вес он имеет в целостной системе. Близкие уровни тесно связаны прямыми нисходящими и восходящими влияниями. Связи между отдаленными уровнями могут быть как прямыми, так и опосредованными промежуточными уровнями системы.
Информация о работе Представление об уровнях саморегуляции человека