Основные механизмы появления близорукости, ее профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

Зрение и движение неразрывны. И, действительно, глаза - самый подвижный наш орган. Еще академик Сеченов тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Оглавление

1. Введение 3
2. Физиология и анатомия глаза. 3
3. Миопия:общий механизм заболевания 5
4. Контроль близорукости 5
5. Упражнения для глаз 8
6. Описание специальных тренировочных упражнений для глаз 10
7. Соляризация 13
8. Пальминг 14
9. Общеразвивающие упражнения 15
10. Заключение. 17
11. Список литературы. 18

Файлы: 1 файл

Близорукость.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 

Первые упражнения предложил  у нас в стране А.Б. Дашевский - ежедневные упражнения по 15 - 20 минут  с вогнутыми линзами. Перед уставшим глазом ставилась слабая линза (-0,5 дптр), пока острота не восстановится. Тогда  ставилась более сильная линза, и так до тех пор, пока может приспосабливаться глаз. С каждым днем сила линзы увеличивалась. В результате отмечалось улучшение зрение.

Сегодня аналогичные  упражнения проводится под руководством врача с использованием плюсовых и минусовых линз для “массажа”  мышц глаза. Применяется дозированное воздействие на аппарат аккомодации, не превышающее предельно допустимых нагрузок.

Предварительно по тексту определяется положительная и отрицательная  относительная аккомодация глаза. От максимальных величин линз, с  которыми возможно чтение отнимают 0,5 - 1 дптр. Полученные величины - максимальная нагрузка для цилиарной мышцы.

После коррекции миопии с помощью сооответствующих стекол начинают чтение с минусовым стеклом 0,5 дптр. Чтение с каждым более сильным  стеклом продолжается 3-5 минут. Затем силу линзу уменьшают на 1 дптр, оставляя каждое следующее стекло на 1 минуту. После аналогично используются плюсовые стекла. В первые три дня сеанс проводится раз в день, а в остальные - по два раза. Величину относительной аккомодации определяют каждые три дня. Весь курс лечения составляет 25-30 упражнений.

Некоторые практические рекомендации в повседневной жизни:

 

  • Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.

 

  • Необходимо варьировать расстояние до книги, чтобы избежать онемения мышц глаза.

 

  • Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой, не сняв напряжения с них.

Описание специальных тренировочных  упражнений для глаз

 

Упражнение  № 1. Массаж.

 

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить  глаза в течение 3— 5 с, затем  открыть глаза на 3—5 с. Повторить  7—8 раз.

2. Выполняется сидя. Закрыть глаза  и массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1—2 мин.

3. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки, затем через 1—2 с снять пальцы с век. Повторить 5 раз.

 

Упражнение  № 2. Центральная фиксация.

 

Перед выполнением упражнения следует усвоить следующие положения. Известно, что для четкого видения  объектов человек автоматически поворачивает в этом направлении голову. Это обеспечивает фиксацию предмета своего внимания центральной ямкой сетчатой оболочки глаза, обеспечивающей наибольшую остроту зрения. В то же время фиксация объекта периферическим зрением существенно снижает разрешающую способность глаза.

Благодаря такому устройству органа зрения одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем остальные. Это свойство зрения называется центральной фиксацией.

Человеку с нормальным зрением все объекты кажутся  видимыми хорошо одновременно. Однако это не соответствует действительности, а связано с тем, что глаз, обладая  колоссальной скоростью движения и, совершая множество мелких, не осознаваемых человеком перемещений, успевает осмотреть все детали объектов центральной ямкой и передать в мозг за это время множество нервных импульсов. Важно отметить, что многие нарушения зрения сопровождаются ухудшением функционирования центральной ямки, что приводит к так называемой эксцентричной фиксации. Данное состояние проявляется расплывчатостью изображения, быстрым утомлением глаз и другими симптомами. Предлагаемое упражнение связано с повышением чувствительности центральной ямки и, как следствие этого, способствует развитию центральной фиксации.

 

Упражнение  № 3. Домашний аккомодотренер.

 

Для проведения этих упражнений необходимо изготовить простой прибор, представляющий собой кусок плотного картона или фанеры, имеющей форму ракетки размером примерно 20х10 см. В нижней части над рукояткой имеется горизонтальная щель, в которую вставлена линейка длиной 50—60 см. Вертикально расположенная ракетка должна свободно перемещаться по линейке. На передней поверхности линейки нанесена буква "С' высотой примерно 2 мм.

Упражнение проводят следующим образом. Пациент надевает выписанные очки для дали с добавлением  линз силой +3,0 дптр и приставляет  к одному глазу (другой глаз прикрыт) линейку прибора. Затем медленно перемещает ракетку по направлению к глазу до тех пор, пока буква "С" не станет расплываться. Как только это произойдет, ракетку вновь надо приблизить к глазу, затем снова отодвинуть и т. д. Упражнение повторяют отдельно для каждого глаза. При этом надо следить, чтобы знак на ракетке во время упражнения был хорошо освещен. Всего рекомендуется 20—25 упражнений для каждого глаза. Если зрение вдаль не требует коррекции (80—100%)., то для выполнения упражнения требуются очки силой +3,0 дптр.

 

Упражнение  № 4. Метка на стекле.

 

Пациент в назначенных ему очках для дали становится на расстоянии 25—30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2—3 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-нибудь предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор с метки на стекле на этот предмет.

 

Упражнение  № 5. Перефокусировка взора.

 

Поставьте перед лицом  кончик указательного пальца на расстоянии приблизительно 15 см от своего носа и  посмотрите на него. Затем переведите взгляд вдаль на любой объект, расположенный на расстоянии не ближе 6 м от Вас. Помните, что расстояние 15 см — среднее, главное — четко видеть кончик указательного пальца. Упражнение выполняется в двух вариантах — медленном и быстром. В первом случае обращается внимание на четкость фокусировки как на ближнем объекте, например пальце, так и на дальнем. Торопливый перевод взгляда с пальца на объект и обратно, когда ни то, ни другое Вы не успеваете увидеть четкими, будет ошибочным исполнением. Конечно, в зависимости от состояния Вашего зрения, объекты могут быть видны недостаточно четко. В этом случае необходимо до обратного перевода взгляда успеть осознать, что Вы все же посмотрели на этот плохо видимый объект, а не механически бросили взгляд в его сторону. Во втором случае упражнение по указанной методике выполняется в быстром темпе.

Одним из вариантов этого  упражнения является ступенчатая регулировка фокусировки глаза. В таком исполнении глаза сначала фокусируются на каком-либо ближнем объекте, например книге, затем на объекте подальше, например оконной раме, затем на еще более дальнем объекте, например дереве за окном, и, наконец, на каком-либо объекте в бесконечности, на практике это расстояние свыше 6 м. Выполнение четырех ступеней упражнения считается вполне достаточным. Когда Вы дойдете до самого дальнего объекта, вернитесь назад в обратном порядке. Не забывайте про дыхание, а также обязательный отдых глаз после проведения упражнения.

 

Упражнение  № 6. Сведение глаз.

 

Тренирующийся следит за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз — перед каждым глазом. Чем больше приблизится ближайшая точка, тем эффективнее упражнение.

 

Упражнение  № 7. Взаимодействие глаз.

 

Из бумаги в клетку готовят две полоски, на одной  из которых, размером в одну клетку, рисуется "+", на другой "О". Пациент  держит в одной руке изображение "+", а в другой "'О". Перемещая их относительно друг друга, разводя и сдвигая, приближая или удаляя от глаз, он должен добиться слияния изображения. Затем надо медленно раздвигать в стороны и отодвигать от глаз тест-объекты до их расхождения. Чем больше диапазон расстояний, в котором тест-объекты остаются совмещенными, тем выше эффект упражнения.

 

Упражнение № 8. Письмо.

 

Техника упражнения состоит  в своеобразном написании букв или  слов открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написанных букв, например написание слов на всю  противоположную стену до минимального написания слов на предмете, отстоящем от глаз на расстоянии 33 см. Что именно писать? Можно вспомнить алфавит, название городов, имена и так далее. В целом, чем больше размах движений глаз, тем выше эффект упражнения. Рекомендуется чередовать письмо с легким массажем глаз пальцами через закрытые веки.

 

Упражнение  № 9. Чтение на расстоянии.

 

Установите книгу (журнал) на достаточно освещенном месте, подойдите  к ней на расстояние хорошей видимости  и, читая текст, медленно отходите, стараясь удержать расплывающиеся буквы. При затуманивании текста, когда Вы почувствуете, что невозможно читать, следует сразу же приблизиться ровно настолько, чтобы он был опять различим. Указанный цикл повторяется многократно. При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напрягать глаза. Показателем эффективности тренировок будет увеличение расстояния до книги, при котором еще возможно чтение.

 

Упражнение  № 10. Перемещение.

 

Установите книгу или  журнал на достаточно освещенном месте, подойдите к ней на расстояние хорошей видимости и зафиксируйте одну из букв на строке. После этого медленно отходите на расстояние, с которого строка заведомо не видна. При этом Ваша задача — стараться удержать в сознании максимально долго ясное изображение выбранной буквы. При затуманивании последней следует возвратиться в исходное положение. Указанный цикл повторяется многократно. Периодически останавливайтесь на предельном расстоянии и подносите палец к глазам из невидимой зоны, например от груди, на расстояние 3—5 см, фиксируя на нем взгляд, и затем постепенно отдаляя его в сторону книги. Взгляд следует за пальцем и в конце концов переносится на книгу.

При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напрягать  глаза.

 

Упражнение  № 11. Часы.

 

Представьте, что Вы стоите близко к большим настенным часам, центр которых расположен прямо перед Вашими глазами. В начале упражнения взгляд устремлен в центральную точку. Затем, не поворачивая головы, бросьте взгляд на любую из цифр на циферблате, а затем так же быстро вернитесь в центр. Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и вернитесь в центр. В целом необходимо "обойти" по данной методике весь циферблат соответственно по и против часовой стрелки.

Соляризация

 

Роль солнца очевидна, но не однозначна. Если ваши глаза легко  утомляются на солнце, то необходимо воспользоваться методикой соляризации глаз. Не интенсивность света, а резкий контраст утомляет глаз. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темноты на солнце.

 

В основе упражнения —  укрепляющее действие на зрение солнечного света. Прежде всего необходимо снять очки. Встаньте на краю густой тени. Это может быть угол дома или освещенный дверной проем. Поставьте одну ногу на теневой участок земли, а другую — на освещенный ярким солнцем. Теперь закройте глаза и, сделав глубокий вдох, начинайте поворачивать свою голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через неосвещенный участок и участок, на который падает солнечный свет. Голова при этом должна быть достаточно высоко поднята, чтобы солнце било прямо в промежуток между краями сомкнутых век и бровями. Во время поворотов думайте: "Солнце приходит, солнце уходит". Повторяйте эти повороты до тех пор, пока закрытые глаза не перестанут вздрагивать на солнце от боли. Если Вы освоили данный вариант упражнения, то можете перейти к следующему. Для этого встаньте лицом к яркому солнечному свету, глаза при этом по-прежнему закрыты. Теперь начните свободно, без напряжения поворачивать голову и корпус то вправо, то влево, отрывая для облегчения этого процесса пятки от земли и думая следующим образом: "Солнце проходит мимо меня влево, затем снова вправо, опять влево...". И так снова и снова, всегда в направлении, противоположном Вашему повороту. То, о чем Вы думаете во время упражнения, очень важно, поскольку это препятствует устремлению взгляда под закрытыми веками на солнце и "прилипанию" глаз к нему во время Ваших вращении. Позволяйте солнцу проходить мимо Вас. При этом, чтобы избежать неблагоприятных эффектов, особенно в жаркую погоду, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • продолжительность соляризации регламентируется степенью комфортности Вашего состояния;
  • после соляризации желательно промыть глаза чистой холодной водой;
  • соляризацию следует проводить всегда с закрытыми глазами.

Пальминг

 

Когда вы закрываете глаза, вы, конечно, способствуете некоторому их расслаблению и отдыху. Однако, глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже ничтожное количество его лучей: человеческий глаз реагирует, когда на его сетчатку попадают всего два кванта света! Столь высокая чувствительность глаза к свету требует принятия особых мер при расслаблении. Только полностью исключив свет, можно дать глазам шанс получить полноценный отдых.

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется, будто появился новый источник света.

Упражнение, позволяющее  добиться этого, было введено в свою систему Бэйтсом. Он назвал его “пальмингом” (“palming” от слова “palm”).

При правильном пальминге  края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

 

Упражнение. Итак, мягко закройте глаза и прикройте их ладонями рук. При этом ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестите на лбу. Ладони необходимо сложить чашеобразно, чтобы они не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно удаться свободно, без каких-либо помех.

Окончательно  подобранное положение ладоней  должно удовлетворять двум основным требованиям:

  • глаза должны свободно открываться и закрываться под ладонями, т. е. ладони не должны оказывать на глазные яблоки никакого давления;
  • положение ладоней должно исключать возможность проникновения света под них и не должно требовать какого-либо напряжения рук, сильного прижатия их к лицу и т. д.

Что вы видите во время пальминга? Скорее всего перед  вами предстанут всякие довольно яркие  штрихи, кружочки, облачка, полоски  и т. д. Все эти калейдоскопические проявления являются результатом психического напряжения и в реальности не существуют. Таким образом, вы сталкиваетесь с работой продолжающих сохраняться возбужденными зрительных центров вашего мозга.

Информация о работе Основные механизмы появления близорукости, ее профилактика