Основные механизмы, стили и методы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:32, доклад

Краткое описание

Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 27.54 Кб (Скачать)

 1 Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии.  Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления  впечатлениями (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия  символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

Попытки построения «анатомии» акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).

 Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности,   всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие.

Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия  (Андреева, Богомолов, Петровский), «дилемма узника».

Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия) (А.Л.Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Методы взаимовоздействия в общении:  «регрессии», «погружения в неопределенную ситуацию», «усыпления бдительности», «контрастного сравнения», прием «канализации». 

Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

2 В чем заключается сущность психологической и социально-психологической стороны социализации?

И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г.М.Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организа-ций. Стихийность -многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек.

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений.

 

Социализация, ее особенности на разных возрастных этапах.

 

 Социализация – процесс социального развития, связанный с процессом вхождения человека в социум.

 

 Стадии (отношение к трудовой деятельности):

 

1.         Дотрудовая

 

2.         Трудовая

 

3.         Послетрудовая

 

(первичная социализация ребенка, маргинальная социализация подростка, устойчивая социализация юности)

 

 Периоды детского развития:

 

 Младенчество, детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый, юношеский.

 

 А.В.Петровский:

 

 Детство – адаптация индивида

 

 Отрочество – индивидуализация

 

 Юность – интеграция.

Выделяют следующие стадии социализации

 

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

 

2. Стадия индивидуализации (критическое отношение к   общественным нормам поведения). Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка. Юношеский возраст(18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация.

 

3. Стадия интеграции - желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.

 

4. Трудовая  стадия  социализация  охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.

 

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в процесс передачи опыта новым поколениям.

В период раннего детства основными институтами социализации являются семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Несмотря на то что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил права гражданства в социальной психологии.[28]

 

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является элементом социализации, но кроме этого школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь кроме общения с взрослыми возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

 

На трудовой стадии важнейшим из институтов социализации является трудовой коллектив или его современные разновидности – команда, организация.

 

 

Задание 1 Какова роль семьи, сверстников в процессе социализации ребенка?

 

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом только тогда, когда ее члены имеют возможность и удовлетворяют в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, когда семейное жилище является для человека некоторой «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться.

    Естественно, что главным условием преобразования жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.

    Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и прочее, как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже просмотр телевидения в одних семьях имеет совместный характер, а в других – фактически индивидуальный.

    Семья является первичной территорией социализации человека. Последующей территорией процесса социализации можно рассматривать соседское окружение и группу сверстников. Соседством является группа людей, проживающих на ближайшей территории. Эту общность определяют межличностные связи, характерное отношение к месту своего проживания, часто какие-то общие цели и совместная деятельность.

    Для взрослых соседство играет посредственную роль в их жизни.

    Для детей соседство – не только область жизнедеятельности, но и сильнейший фактор социализации.

    Дошкольники, младшие школьники и в большинстве случаев младшие подростки много общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за пределы семьи, освоение других ролей, приобретение важного социального опыта, определенная ступень привыкания к социуму.Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти меры применяются обществом сверстников. Чем взрослее ребенок, тем большую роль в его социализации играют сверстники.

    Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

    Группа сверстников – это необязательно объединение одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и отличающиеся по возрасту несколькими годами, но объединенные целой системой отношений.

    Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации.

    В группе образуются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они объективно выливаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении ролей в группе.

    В характеристики состава групп сверстников входят такие признаки, как возраст, пол, социальный состав.

    В последнее десятилетие группы сверстников являются одним из решающих микрофакторов социализации детей и подростков.

    Дети, подростки и юноши одновременно состоят в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в них имеет большие различия.

    В группах сверстников социализация воспроизводится благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но также важную роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марцинковская Т.Д. «Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни» в книг « Детская практическая психология» - М.: Гардарики, 2004.

 с.123-146 (дано с сокращением)

Младенчество. Дети, попадающие в дом ребенка, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных средств для прерывания беременности.В первые шесть месяцев такой младенец внешне сильно отличается от своих ровесников, воспитывающихся в нормальных семьях. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо; большую часть времени бодрствования младенец проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Иногда он оживляется, например, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку, у него слабо выражено ориентировочное поведение, он мало эмоционален, пассивен. Во втором полугодии жизни различия увеличиваются. Потребность в общении у детей из дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. В результате отставания развития ситуативно-личностного общения задерживается появление и предметно-манипулятивной деятельности, и ситуативно-делового общения. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии своей жизни стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Присутствует вялое, однообразное неэмоциональное манипулирование с предметами (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская и др.).Развитие эмоциональной сферы отличается рядом специфических особенностей —эмоциональные проявления бедны, невыразительны. За скудностью экспрессий стоит бедность переживаний детей. Помимо упрощенности эмоциональной сферы у таких детей наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие.<…>У ребенка снижена инициативность, он пассивно относится ко всему окружающему, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, вялость познавательной деятельности; определенные отклонения в становлении важнейших психологических образований: искажения образа себя, задержки в становлении субъектного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного образования. У младенцев, находящихся в доме ребенка, присутствуют избирательные отношения со сверстниками, при этом предпочтение отдается активным, подвижным и эмоциональным детям {М.И. Лисина, М.М. Царегородцева, 1986).

Информация о работе Основные механизмы, стили и методы взаимодействия