Основные механизмы, стили и методы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:32, доклад

Краткое описание

Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 27.54 Кб (Скачать)

«- Да вы возьмите, что видите: ну, стол, стул, автомобиль, и покажите, где тут изменение и развитие?

Студент смущался, мялся, наконец, выжимал из себя:

- ...Развалится, прогниет, заржавеет.

Если профессор и объявлял двойку, то лишь затем, чтобы привлечь внимание аудитории и объяснить:

- Как вещи, стул, автомобиль и т.п. - это мертвецы. Помните, у С. Лема в «Солярисе»: «выбросы». Развивается только идея и по ходу опредмечивания в конкретных изделиях. Сравните лимузин середины века с современным и увидите, куда привело развитие.» Каждое новое поколение вынуждено сначала распредметить идеи, опредмеченные в продуктах деятельности прошлых поколений. Затем, уловив мысль создателей, ее развивают дальше и опредмечивают уже в новых конструкциях. Распредмечивание неосуществимо без помощи других людей. Французский исследователь А. Пьерон предложил следующую иллюстрацию: «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь».

Гипотетический пример, думается, раскрывает социальный смысл деятельности учителя.

Мысль может опредметиться в поступках, словах, чертежах, цифрах. Преподает учитель физику или историю, химию или литературу - он имеет некий набор символов, в которых запечатлелась, опредметилась мысль гения. Задача педагога заключается в том, чтобы научить школьников распредмечивать эти объективации, воскрешать запечатленные в них мысли. Однако «очень часто случается, что вместо того, чтобы с помощью термина видеть действительную сущность вещи, индивид видит сам термин с его традиционным значением, видит только символ, его чувственно воспринимаемое тело. В этом случае языковая символика из могучего орудия реального действия с реальными вещами превращается в фетиш, загораживающий своим телом ту реальность, которую она представляет» , тогда деятельность для человека выступает как «нечто непосредственно отчужденное». Сегодня социологи называют социальной структурой общества сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами социальной системы. Только реализация людьми отложившейся в определенной культуре нормативной системы – «правил игры» - обеспечивает интеграцию социального целого. Следовательно, главная задача подготовки подрастающего поколения к жизни - внедрение в сознание молодых людей представлений о целях и средствах, правилах и образцах жизнедеятельности и о пределах и формах проявления эмоций, допускаемых культурой данного общества. Для сохранения общества образование должно помочь учащимся усвоить и закрепить в себе качества, необходимые для успешного исполнения предстоящих им социальных ролей, а образовавшиеся человеческие ресурсы разместились в ролевой структуре взрослого общества так, чтобы обеспечить его благополучие. Приведем мысли П.А. Сорокина о социальных функциях школы: «До последних лет люди склонны были рассматривать школу прежде всего как образовательный институт. Ее социальная функция виделась во «вливании» в учащегося определенного набора знаний и в корректировке его поведения. Тестирующая, селекционирующая и дистрибутивная функции почти полностью игнорировались... функции школы заключаются не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а в том, чтобы: 1) определить, кто талантлив, а кто нет, какие у него способности, в какой степени они социально и морально значимы; 2) устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств из школы, закрыть для них пути продвижения, по крайней мере, в определенные области; 3) обеспечить продвижение способных учащихся на те социальные позиции, которые в наибольшей мере соответствуют их свойства». П.А. Сорокин учил, судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет преуспевающим. Но справедливо и обратное: исторические события оказывают влияние на состав населения. П.А. Сорокин сформулировал «закон социального иллюзионизма»: все революции начинаются во имя возвышенных целей и идеалов и кончаются с одинаковым результатом: вместо «синей птицы» в руках оказывается «та же ворона, только обстриженная и искалеченная». В годы нэпа социолог произвел «бухгалтерский баланс» населения за период войны и революции. Он не просто называл цифры, но замечал: «Процент гибели лиц с глубоким сознанием долга (с красной и белой стороны) был гораздо выше, чем процент гибели лиц «аморальных» (шкурников, циников, нигилистов и просто преступников)».Положение человека в социальном пространстве зависит от его семейного положения, гражданства, национальности, профессии, размера и источника дохода и т.д. Можно сказать иначе, что социальное положение индивида определяется совокупностью его связей с членами определенных групп населения. Индивидов, принадлежащих к одним и тем же социальным группам, найти нетрудно: граждане России, атеисты, демократы, работники ВАЗа, родной язык - татарский и т.п. Но если «по горизонтали» их социальное положение кажется идентичным, то «по вертикали» наблюдаются существенные различия. Один человек, например, занимает высокий пост в управлении заводом, тогда как другие - рядовые работники. Внутри группы демократов один может оказаться народным депутатом, в то время как остальные - рядовыми избирателями. Аналогичным может быть положение двух работников одной и той же школы, где один из них - учитель или лаборант, а другой - директор С различием индивидов по их положению в социальном пространстве связано представление о социальной дифференциации, а с их перемещением в этом пространстве - о социальной мобильности. Социальной стратификацией называется дифференциация людей в иерархическом порядке. Высший слой (или слои) общества составляют его элиту (от фр. elite - лучшее, отобранное, избранное). К элите относятся люди, получившие наивысший индекс в области своей деятельности, пользующиеся наибольшим богатством, и/или статусом, и/или престижем, занимающие ведущее положение в политической, экономической, культурной и т.д. сферах общества.Культурные различия не могут не повлиять на поведение учащихся в школе. Низшие страты менее мотивированы на решение интеллектуальных задач. «Ученик не будет учиться ради учения, если учение не является ценностью данной культуры», - обобщает социальный психолог. Он говорит о необходимости осуществлять до школы компенсаторное обучение детей из низших слоев общества, чтобы сблизить субкультуру с основной культурой и устремления ребенка сблизить с задачами школы, научить детей учиться. Во-вторых, стало ясно, что нельзя все трудности объяснить одной причиной. Каждый знает, что на учебе отражаются материальные условия жизни семьи, особенно когда обеспеченность не достигает прожиточного минимума. Если родители проводят дни в унизительных поисках случайных заработков, а по ночам отгоняют крыс от спящих детей - где найдут они время и силы, чтобы приобщать подрастающее поколение к культурным ценностям? Для нормального развития ребенка необходимы душевная теплота, любовь и ласка, между тем в семьях беднейших слоев общества это «непозволительная роскошь». Там, как правило, повседневный язык очень беден, а это не способствует развитию мышления. Статистика показала, что в семьях, где нет отца, интеллектуальный уровень детей обычно ниже. Ребенок из низов с малолетства испытывает много фрустраций - это делает его терпеливым и осторожным, но медлительным, упорным, негибким. С годами последствия лишений не исчезают, а накапливаются - на этом построена теория «кумулятивной депривации». Лишения сказываются не в первом классе, а позднее, например, когда вместо одного педагога («классной мамы») появляются предметники. Социальные различия, которые не имеют значения в первом классе школы, просто еще не имеют значения. В старших классах школы приходится лишь поддерживать ценности, языковые навыки, стиль мышления детей из средних классов. Однако у выходцев из низшего класса все это приходится создавать заново. Все это порождает чувство у ребенка отчуждения от деятельности и группы. Для Гегеля, а позднее и для К. Маркса понятие «отчуждение» базируется на разнице между сущностью человека и его вынужденным существованием. Индивид лишается возможности реализовать свойственные человеческому роду силы и способности, он становится чуждым самому себе, перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков. Его жизнь превращается в «средство для поддержания его индивидуального существования». Маркс предполагал, что отчуждение имеет историю (в частности, связанную с институционализацией), но достигает своего апогея в капиталистическом обществе. «Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека». Психологическим выражением отчуждения в сознании индивида являются «разрыв между ожиданием, желаниями человека и нормами, предписываемыми социальной структурой, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушения норм поведения и т.п.» Как правило, последствием этого служит социальная инфантильность молодого поколения.Для того чтобы «сохранить контингент», рекомендуется создавать «классы выравнивания» с меньшим числом учащихся, делать упор на громкое чтение, помогать детям выполнять домашнее задание, приводить излагаемый материал в соответствие с опытом жизни низших слоев и т.д. Рекомендуется подготовка учителей. Однако эти меры носят скорее исправительный, чем превентивный характер. Исследования развития детей показали, что социокультурная среда обеспечивает прирост IQ (коэффициента интеллекта) на 20 единиц, из них 10 единиц - от нуля до четырех лет, еще 6 единиц -с четырех до восьми лет и остальные четыре единицы - с восьми до семнадцати лет. Лишение подрастающего поколения необходимых материальных благ, заботы о здоровье, доступа к культуре и т.п. автоматически воспроизводит структуру классового неравенства, потому что вступающие в жизнь люди не могут получить необходимых ресурсов для дальнейшего продвижения в этом обществе. В нашей стране развитие образования осуществлялось в широких масштабах, однако испытало на себе пагубное воздействие идеологических догм. Деятельность педагогов - как рядовых, так и руководящих - оценивалась по тому, сколь успешно осуществляется «всеобщее, обязательное, среднее». Возникли формализм, памятная всем процентомания. Ребенка, не желающего учиться и мешающего другим, нельзя было выгнать из класса, исключить из школы. От трудновоспитуемого можно было отделаться, лишь промучившись 8 лет и, наконец, спровадив его в ПТУ. Фактически функции «сита» и «лифта», числящиеся за школой, осуществляет учитель. Он поощряет и способствует выдвижению тех школьников, чье поведение соответствует его представлениям о «должном» и «подобающем», и стремится притормозить, перевоспитать или отсеять других, кто думает или поступает иначе. В СССР пропаганда настойчиво твердила о движении к социальной однородности. Фактически в количестве и качестве образования существовали вопиющие региональные и социальные контрасты. В языковых спецшколах Москвы дети рабочих составляли в первом классе 6%, а в старших классах - еще меньше. В то же время доля детей ответственных работников росла, достигая к 10- му классу 18-19%.Школа формирует ориентацию личности. Уже в младших классах дети начинают понимать, что люди за пределами их семьи, как правило, судят о них по их успехам, и с годами учащиеся все яснее осознают значение успеха. Однако если школьные порядки позволяют без труда получить проходной балл, человек полагает, что и во взрослой жизни все образуется без усилий с его стороны.

 


Информация о работе Основные механизмы, стили и методы взаимодействия