Основные механизмы появления близорукости, ее профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

Зрение и движение неразрывны. И, действительно, глаза - самый подвижный наш орган. Еще академик Сеченов тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Оглавление

1. Введение 3
2. Физиология и анатомия глаза. 3
3. Миопия:общий механизм заболевания 5
4. Контроль близорукости 5
5. Упражнения для глаз 8
6. Описание специальных тренировочных упражнений для глаз 10
7. Соляризация 13
8. Пальминг 14
9. Общеразвивающие упражнения 15
10. Заключение. 17
11. Список литературы. 18

Файлы: 1 файл

Близорукость.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

                                                     

Введение

 

Зрение и движение неразрывны. И, действительно, глаза - самый подвижный наш орган. Еще академик Сеченов тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Родители плохо себе представляют, что пренебрежение  зрением ребенка может привести к гораздо более тяжелым последствиям, чем кариес, — например, к плохой успеваемости в школе, затем — к ограничению возможности получить хорошую работу и даже к слепоте.

Сегодня требования к  нашему зрению по сравнению с требованиями наших предков намного возросли. Особенно в последние годы увеличились  требования к зрению школьников

Вне всякого сомнения, глаза можно считать важнейшими из органов чувств — через глаза поступает более 80 процентов воспринимаемой нами информации о действительности. Более того, это единственный из органов чувств, не имеющий каких-либо ограничений на дальность восприятия.

Глаз обладает способностью видеть и при очень ярком солнечном  свете, и почти в полной темноте, сводя воедино миллионы световых сигналов. Он различает огромное количество цветовых оттенков, а при помощи второго глаза может оценивать  положение предмета в пространстве, его объем. Глаза обладают способностью обнаружить маленькую синицу в листве огромного дуба и с потрясающей точностью отследить ее движение.

Если говорить точнее, то все эти замечательные свойства присущие не собственно глазу, а его  начальнику, советнику и контролёру – головному мозгу.

 

Физиология и анатомия глаза.

 

Дефицит движений в жизни  современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного  аппарата. Яркий пример этого-близорукость (миопия), которая формируется, как оказалось, в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.

В целом же плохое зрение - чаще всего зависит от ослабления аккомодационной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.

Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто орган  чувств, он - часть мозга, вынесенная на “передний край” восприятия. Глаз - одна из сложнейших систем в организме человека. Взять хотя бы фоторецепторы - многослойные механизмы, служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга, детекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней - раньше, чем ходить и даже слышать.

В самых разных областях современной науки накопилось множество  интересных фактов, которые подобны  частицам мозаики, отражающей сложнейший процесс зрения. Но собрать эти крупицы в единую, четкую картину до сих пор не удавалось никому. Процесс зрения так и остается до конца непознанным. На сегодняшний день нет также ни одной окончательно утвердившейся теории зрения.

В эпоху научно-технической  революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.

Когда про глаз говорят, что это часть мозга, вынесенная на периферию, то мы имеем в ввиду, прежде всего сетчатку. По существу, это не только соприкасающийся непосредственно  с внешним миром приемник всех его световых волн и импульсов. Но и первый их самостоятельный анализатор. Именно в сетчатке происходит переработка, трансформация внешней световой энергии в электрический импульс нейрона.

 

Природа создала глаз шарообразным, поэтому он может легко  вращаться: в вертикальной, горизонтальной и оптической оси глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц, которые и поворачивают глаз. Они, пожалуй, являются самыми быстрыми мышцами человека. Осматривая предмет глаз, совершает до 120 скачков в минуту. Помимо таких скачков глаз совершает постоянно небольшие быстрые колебания ( до 120 в секунду ). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассматривании мелких предметов. Как только пристальное рассматривание прекращается, исчезают и колебания.

Согласно мнению ряда ученых, глазнодвигательные мышцы имеют еще одну двигательную функцию - они могут помогать хрусталику фокусировать изображение на сетчатке, когда предметы находятся на разном расстоянии. Мышцы слегка “растягивают” или “сжимают” глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку. С самим хрусталиком работает цилиарная мышца.

Для получения четкого  изображения дальних или близких  предметов в глазу происходит настройка - аккомодация, осуществляемая за счет изменения кривизны хрусталика при участии цилиарной мышцы.

Способность к аккомодации исследуют с помощью эргографии, позволяющей точно определить степень зрительной утомляемости. Эргография оказалась также полезной для выявления динамической рефракции глаза у детей и подростков с миопией, а также для проверки работоспособности у лиц, занятых на тонких производствах.

Аккомодация - важнейший  регулятор функции зрения, но с  возрастом сила аккомодации постепенно падает, т. к. хрусталик становится менее  эластичным. Возникает старческая дальнозоркость, или пресбиопия. Человек отодвигает книгу или использует очки с выпуклыми линзами. При миопии используются вогнутые линзы. Таким образом, необходимо тренировать цилиарную мышцу, сохраняя ее от преждевременного ослабления.

Миопия: общий механизм заболевания.

 

 

У миопического глаза силы рефракции не хватает на то, чтобы изображение попало точно на сетчатку — он слишком вытянут. Лучи света при этом фокусируются в точке перед сетчаткой, а затем расходятся, формируя расплывчатое изображение. В отличие от дальнозоркости глаз здесь не может сам увеличить четкость изображения (при попытке фокусировки хрусталиком расплывчатость только увеличивается). Близорукие люди видят четко только тогда, когда подносят предмет ближе к глазам, чтение для них проблем не составляет. При рассматривании удаленных предметов немного помогает слабый прищур, так как более узкое входное отверстие для световых лучей увеличивает четкость изображения. Чтобы человек мог нормально видеть вдаль, ему прописываются очки или контактные. Существуют различные теории насчет происхождения и развития близорукости. Известно, что близорукость обычно проявляется в детстве и с возрастом продолжает прогрессировать.

Контроль близорукости

 

Близорукость, или, на медицинском  языке, миопия, всегда привлекала к  себе больше внимания, чем дальнозоркость. Причина этого лежит на поверхности — миопия легко диагностируется, такой диагноз можно поставить даже самому себе. Миопия означает попросту, что человек плохо видит вдаль, тогда как вблизи он видит хорошо.

Рано или поздно близорукий подросток начинает осознавать этот свой недостаток — его друзья, оказывается, различают дорожные знаки и узнают лица людей на гораздо большем расстоянии. Когда оказывается, что ребенку в классе трудно различить написанное на доске, учитель начинает беспокоиться. Большинство случаев близорукости легко выявляются с помощью таблиц, висящих в кабинете врача, а также во время проводимых в школах регулярных проверок зрения.

 Поскольку в подростковом и юношеском возрасте миопия отличается тенденцией к усилению, то ей уделяется довольно много внимания. В попытках противодействовать постоянному усилению близорукости в течение последних ста лет предпринимались неоднократные попытки научиться приостанавливать, управлять или поворачивать развитие миопии вспять.

Все эти попытки оказались безрезультатными. Хоть в некоторых конкретных случаях достигался определенный успех, все равно в последние 50 лет процент близоруких людей по отношению к остальному населению постоянно возрастал. Похоже, что эта «эпидемия» является побочным продуктом развития нашей цивилизации.

Научные исследования доказывают, что миопия непосредственно связана  с процессом чтения, фокусировкой глаз, освещенностью, положением головы и тела, а также питанием. Вероятно, сильнее всего действует фактор, связанный с чтением или любой работой, ведущейся в непосредственной близости от глаз.

В одном интересном исследовании утверждается, что у детей эскимосов, у которых исторически отмечался  низкий процент близорукости, миопия начала резко развиваться, как только от них потребовалось обязательное посещение школы. Согласно современным теоретическим воззрениям, постоянное напряжение, вызванное продолжительной фокусировкой глаза, особенно в положении наклона головы вниз (как в случае наклона над партой), вызывает увеличение внутриглазного давления. Это давление со временем приводит к увеличению глазного яблока. И действительно, типичный близорукий глаз больше, что приводит к расфокусировке зрения при рассматривании' удаленных предметов.

Миопию можно подразделить на четыре вида:

 

  • Слабая степень.
  • От средней до сильной степени.
  • Дегенеративная или патологическая (миопическая болезнь или осложненная близорукость).
  • Псевдомиопия (спазм аккомодации).

 

Слабая миопия

 

В эту группу попадают восемь из десяти случаев близорукости. Такая близорукость возникает в возрасте от семи до десяти лет и медленно прогрессирует в течение следующих десяти лет. Каждые год-полтора требуется незначительно усиливать очки — это, как правило, обусловлено скоростью взросления подростка. Резкое увеличение физического роста отзывается и скачком близорукости. Эти изменения прекращаются где-то в возрасте двадцати лет, если только данный человек не связан с деятельностью, требующей напряженной зрительной работы вблизи от глаз, что может немного усилить миопию.

 

От средней до сильной степени

 

В эту группу попадают примерно каждые два случая из десяти. Начинается такая миопия немного  раньше, чем в случае слабой степени, и увеличение близорукости происходит быстрее. Скачки в физическом росте  вызывают пропорциональные скачки близорукости, причем это наблюдается и в более взрослом возрасте. Чем сильнее миопия, тем больше увеличено глазное яблоко, что приводит к растяжению тончайшего слоя сетчатки, покрывающего заднюю внутреннюю поверхность глаза. В связи с этим увеличивается вероятность дегенерации или отслоения сетчатки.

 

Дегенеративная  или патологическая миопия

 

Такая миопия начинается с момента рождения или в самый  ранний период жизни. Изменения происходят быстро и продолжаются до среднего возраста. При такой близорукости возможны частые и серьезные осложнения, могущие привести к слепоте.

 

Псевдомиопия

 

В отличие от трех предыдущих видов, при псевдомиопии на самом  деле нет условий, вызывающих близорукость, хотя дистанционное зрение и является плохим. Мышцы, отвечающие за фокусировку глаза «вблизи», от напряженной работы как бы «сжимаются» и не могут полностью расслабиться при необходимости увидеть что-то на более дальнем расстоянии. Если все это происходит в течение достаточно длительного времени, глазные мышцы могут сохранять свое «полусжатое» состояние и вызывать тем самым псевдомиопию. Она настолько хорошо имитирует настоящую близорукость, что имелись случаи, когда под этой маской скрывалась на самом деле дальнозоркость. При тщательном проведении обследования глаз врачи обычно распознают истинную природу этой псевдомиопии.

Близорукому человеку для существования  в нашем современном обществе необходимы очки. К сожалению, они  не в состоянии остановить развитие настоящей миопии. Она будет прогрессировать  независимо от того, носите вы очки или нет

В настоящее время в кругу  офтальмологов по поводу способов профилактики, приостановки и лечения миопии ведутся  оживленные дискуссии, и сводятся они  к следующим предложениям:

  • Полное исключение зрительной работы на небольшом расстоянии от глаз.
  • Назначение менее сильных очков, чем это требуется согласно результатам проверки зрения.
  • Ношение бифокальных очков.
  • Ношение контактных линз.
  • Терапевтические методы улучшения зрения.
  • Медикаментозная терапия
  • Хирургическое вмешательство.

Однако ни один из этих методов не позволяет полностью избавиться от миопии, а в некоторых случаях вообще не дает никаких положительных результатов.

Упражнения для глаз

 

Общие правила выполнения тренировочных  упражнений для глаз:

 

  1. Упражнения лучше всего начинать с простых движений, постепенно увеличивая их сложность и скорость.
  2. Никогда не надо делать усилий чтобы увидеть объект, кроме как в упражнениях, где это особо оговорено. Помните, что усилием можно временно улучшить свое зрение, однако частое и длительное напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.
  3. При выполнении упражнений следует помнить о том, что работающие мышцы интенсивно поглощают кислород. Восстановление утомленной мышцы до нормы возможно только при условии достаточного поступления кислорода к тканям мышцы. Поэтому во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать.
  4. Глаз должен быть в постоянном движении — так предусмотрено природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно.
  5. Практически во всех упражнениях надо моргать.
  6. Во время выполнения упражнений (если это особо не оговорено) обязательно снимать очки. Люди, обычно не носящие очки, улучшают свое зрение значительно быстрее и эффективнее. Поэтому, надо стараться либо исключить ношение очков, либо уменьшить время их ношения. Кроме того, по мере улучшения зрения своевременно менять очки на более слабые. Конечно, не всем людям удается избавиться от очков, но все получат большую или меньшую пользу от упражнений.
  7. Правило — делать упражнения необходимо понемногу, но чаще. Помнить, что задача заключается не в исполнении формальной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.
  8. Если один глаз сильнее, чем другой, то слабому глазу необходимо больше работы при помощи прикрытия более сильного глаза повязкой или ширмочкой.
  9. Временное улучшение зрения наступает быстро, но время наступления постоянного улучшения зрения будет разным для разных людей.
  10. Дети на лечение реагируют обычно намного быстрее, их прогресс более заметен.
  11. Любой метод, который не дает видимых результатов последней программы проведенного курса, должен быть исключен из программы или заменен другим.
  12. Помнить: восстановление зрения — комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение диету, дыхание, объем бытовой зрительной нагрузки.
  13. Стараться, чтобы в личный комплекс входили упражнения всех типов. Необходимо составлять себе комплексы упражнений на неделю и менять их..
  14. Остановитесь на определенном, свойственном только для Вас, комплексе, который по субъективным ощущениям дает наибольший положительный эффект как в виде повышения остроты зрения, так и снятия симптомов зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта.
  15. Чем больше и чаще будет уделяться время своим глазам, тем быстрее ощущается эффект от лечения. Считается, что для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо постепенно довести время однократной тренировки до 10-15 мин, начиная с 3-5 мин. При этом желательно проводить 2—3 тренировки в день.

Информация о работе Основные механизмы появления близорукости, ее профилактика