Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Водных
Коммуникаций
Реферат
на тему:
«Основные
судовые механизмы и системы. Их назначение
и состав»
Выполнил:
студент группы ИС-12
Панов Дмитрий
Проверил: Терентьев В.Е.
Санкт-Петербург,
2011
СУДОВЫЕ
СИСТЕМЫ
К основным общесудовым
системам относятся: трюмные, противопожарные,
санитарные, сточно-фановые, отопительные,
холодильные, вентиляционные, кондиционирования
воздуха. В зависимости от типа и
назначения суда могут иметь, кроме
общесудовых, различные специальные
системы, а также системы связи,
сигнализации, контроля за осадкой, креном
и дифферентом, гидравлические и
пневматические системы пуска и
управления вспомогательными механизмами
и оборудованием.
В судовые системы
входят трубопроводы, воздуховоды,
арматура (краны, клинкеты, задвижки),
механизмы, оборудование, приборы
и различные устройства для
обслуживания систем. Трубопроводы
систем должны быть окрашены
в соответствующие цвета.
ТРЮМНЫЕ
СИСТЕМЫ
К трюмным системам
относятся осушительная, водоотливная
(спасательная), балластная, подсланевых
вод.
Осушительная
система предназначена для удаления
из корпуса судна небольшого
количества чистой воды, попавшей
вследствие нормальной небольшой
водотечности корпуса или палуб.
Эта вода откачивается за борт.
Водоотливная
система также предназначена
для откачивания за борт чистой
воды, но поступающей уже в
больших количествах при аварии
корпуса судна. Для этой цели
используются мощные насосы, которыми
оборудуются специальные суда
или буксиры-толкачи.
При помощи
балластной системы выравнивают
положение корпуса судна, обеспечивая
ему лучшие ходовые качества
за счет устранения крена и
дифферента или создания наиболее
благоприятных условий работы
движительно-рулевого комплекса.
В корпусе судна размещают
балластные цистерны или используют
отсеки междудонного пространства.
Каждая балластная цистерна или
отсек имеют возможность раздельного
заполнения и осушения. В общем
случае на судно может быть
принято балластной воды до 20—40%
его грузоподъемности.
Подсланевые воды
из машинно-котельных отделений
и некоторых других отсеков
судна содержат нефтепродукты,
поэтому откачивать их за борт
категорически запрещается. Для
удаления подсланевых вод и
сбора их в специальные цистерны
служит самостоятельная (изолированная
от других трюмных систем) система
подсланевых вод. Подсланевые
воды сдаются на береговые
приемные пункты или принимаются
специально оборудованными судами.
ХОЛОДИЛЬНЫЕ
СИСТЕМЫ
Холодильные системы
предназначены для охлаждения и
поддержания определенной температуры
в грузовых трюмах рефрижераторных
судов и в провизионных камерах
пассажирских, грузовых и буксирных
теплоходов.
Холод вырабатывается
искусственным путем холодильными
установками, в состав которых
входят компрессор, конденсатор,
испаритель и различные регулирующие
устройства. Рабочей средой, при помощи
которой получают холод, служат газообразные
или легкоиспаряющиеся вещества, называемые
хладагентами. Чаще всего в качестве хладагентов
используется аммиак и фреон. В последнее
время фреоновые установки получили большее
распространение.
Способ получения
холода основан на поглощении
тепла при испарении хладагента
в замкнутой системе. Охлажденные
аммиак или фреон, циркулирующие
в холодильной системе, проходят
по батареям, расположенным непосредственно
в охлаждаемых помещениях (батареи
непосредственного охлаждения), или
передают холод различным рассолам
(холодоносителям). Последние прокачиваются
через рассольные батареи, установленные
в охлаждаемых грузовых помещениях.
При перевозке
скоропортящихся грузов температура
в холодильных камерах или
в грузовых трюмах рефрижераторных
судов поддерживается обычно
в пределах от +3 до — 15°С. В
зависимости от перевозимых грузов
в трюмах и провизионных камерах
должна быть обеспечена определенная
влажность воздуха.
Кроме специальных
холодильных систем, обслуживающих
грузовые трюмы и провизионные
камеры, на судах получили широкое
распространение холодильные шкафы
для хранения 120— 250 кг продуктов,
прилавки-витрины на 100—280 кг продуктов
и бытовые холодильники ЗИЛ,
«Днепр», «Ока», «Саратов-2» и
др. Бескомпрессорные холодильники
«Север» и «Газоаппарат», как
показывает опыт их эксплуатации
на теплоходах типа «Ракета»
и пассажирских судах мощностью
150—300 л. с, оказываются ненадежными
в работе из-за вибраций корпуса,
а также качки, крена и дифферента.
СТОЧНО-ФАНОВЫЕ
СИСТЕМЫ
Эти системы выполняют
функции удаления и сбора в
особых фекальных цистернах сточных
вод из бань, умывальников и т. п.
Необходимость строгого контроля за
исправной работой сточно-фановых
систем вызывается требованиями санитарного
режима, установленного для большинства
рек и водохранилищ и запрещающего
спускать в воду нечистоты.
Фекальные цистерны
освобождаются специальными береговыми
насосными станциями или откачиваются
рейдовыми судами, предназначенными
для этих целей.
Выполнение судовыми
командами требований по содержанию
сточно-фановых систем строго
контролируется санитарной инспекцией.
При неисправностях систем суда
ставят на прикол или им
запрещают вход в район строгого
санитарного режима.
СИСТЕМЫ
ОТОПЛЕНИЯ
Системы отопления
на судах подразделяются на водяные,
паровые и электрические.
На теплоходах
чаще всего применяют водяную
центральную систему отопления,
не опасную в эксплуатации
и позволяющую сравнительно легко
поддерживать заданную температуру.
Паровое отопление менее гигиенично,
им оборудуют хозяйственные и
бытовые помещения. Электрическое
отопление, при надежной электроизоляции,
имеет ряд преимуществ, но пока
еще не получило значительного
распространения.
От вспомогательных
или утилизационных водогрейных
котлов вода по замкнутой двухпроводной
системе подводится к грелкам.
Количество воды, проходящей через
грелки, может регулироваться вентилями,
за счет чего будет меняться
температура в помещениях. Вода,
выходящая из водогрейных котлов,
имеет температуру 70—95°С.
Грелки и другие
нагревательные приборы должны
регулярно очищаться от пыли.
Подтекание воды или пропуск
пара не допускаются. При постановке
судна на зимовку вода из
трубопроводов системы отопления
должна полностью удаляться. Следует
знать, что трубопроводы отопительных
систем и их соединения не
рассчитаны на дополнительные
нагрузки, поэтому вставать на
трубопроводы или подвешивать
к ним тяжелые предметы запрещается.
СИСТЕМЫ
ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУХА
В воздухе судовых
помещений могут быть различные
вредные выделения— газы, пары, пыль,
а также избыточное тепло и
повышенная влажность. Чтобы снизить
количество вредных выделений, в
помещениях применяют системы вентиляции.
Общесудовой системой
вентиляции оборудуются пассажирские,
служебные, бытовые и жилые
помещения(квартиры) для команды.
Грузовые и рефрижераторные трюмы,
машинно-котельные отделения имеют
свои системы вентиляции. Системами
вентиляции снабжаются топливные
цистерны, аккумуляторные и другие
помещения, где всегда имеются
пары или газы, образующие с
воздухом взрывоопасную смесь.
В жилых и
некоторых служебных помещениях
с целью обеспечения определенных
значений температуры, влажности,
чистоты и скорости движения
воздуха (определенной кондиции
воздуха) систему вентиляции в
особой установке объединяют
с системами отопления и охлаждения.
Такая установка называется кондиционером,
а система, поддерживающая необходимые
климатические условия в помещениях,—
системой кондиционирования воздуха.
САНИТАРНЫЕ
СИСТЕМЫ
В задачу санитарных
систем входит обеспечение судна
водой для бытовых нужд и в
первую очередь питьевой очищенной
водой.
На судах, где
потребление воды незначительно,
используется единая санитарная
система, предусматривающая снабжение
питьевой водой душевых, прачечных,
туалетов и т. п. Такая система
проста по устройству и не
требует дополнительных насосов
и трубопроводов. Очищенная вода
принимается на судно с берега
из городского водопровода.
Крупные (обычно
пассажирские) суда оборудуются
отдельными системами — питьевой,
мытьевой и забортной воды. В
системе забортной воды происходит
очистка от ила и песка, в
системе мытьевой воды— дополнительная
фильтрация и подогрев, в системе
питьевой воды — фильтрация, очистка
и обеззараживание. Суда, выходящие
в море, дополнительно могут оборудоваться
водоопреснительными установками.
На речных судах
предъявляются серьезные требования
к системам снабжения питьевой
и мытьевой водой. Предпочтительным
считается пользование питьевой
водой, принимаемой из берегового
водопровода, так как она соответствует
требованиям ГОСТа к питьевой
воде. Использование забортной воды допускается
только после ее тщательной очистки и
обеззараживания.
Сеть питьевой
воды выполняется из металлических,
оцинкованных изнутри труб или
специально разрешенных труб
из синтетического материала.
Системы и устройства питьевой
воды не должны иметь каких-либо
соединений с системами мытьевой
и технической воды. Питьевая
вода хранится во вкладных
цистернах вне машинного отделения.
Изнутри стенки цистерн и других
емкостей для предотвращения
коррозии покрываются специальными
лаками или красками, разрешенными
для этих целей органами санэпидслужбы.
Внутренние покрытия цементными
растворами допускаются только
в крайних случаях. Для кипячения
воды на судах разрешено устанавливать
только кипятильники непрерывного
действия типа «Титан». Разнос
кипяченой воды разрешается в
специально предназначенных эмалированных
ведрах с плотно закрывающимися
крышками.
Все цистерны
и другие емкости для хранения
питьевой воды, а также трубопроводы
перед сдачей судна в эксплуатацию
должны быть тщательно очищены,
промыты и продезинфицированы
раствором хлорной извести. Такому
же обеззараживанию подвергаются
шланги для приема воды с
берега или судна-водолея. Ремонтные
работы и осмотры внутри емкостей
питьевой воды разрешается проводить
только в соответствующей санодежде
(чистых комбинезонах, резиновых
обеззараженных сапогах).
Цистерны и
емкости для питьевой и мытьевой
воды должны очищаться не реже
двух раз в навигацию. Фильтрующий
материал очистных установок
забортной воды должен промываться
и обеззараживаться хлорной известью
или заменяться не реже одного
раза в месяц. Посуда для
хранения кипяченой воды моется
и ополаскивается кипятком не
реже одного раза в сутки,
а в необходимых случаях дезинфицируется.
Контроль за
исправным состоянием и безотказной
работой установок для очистки
и обеззараживания питьевой воды
и очистки мытьевой воды осуществляется
специально выделенными ответственными
лицами, работой которых руководит
механик судна.
Обеззараживание
питьевой воды достигается хлорированием,
йодированием, ультрафиолетовым облучением,
озонированием. Наиболее эффективным
средством в последнее время
является озонирование.
Газ озон получается
на судне в специальной, относительно
простой по устройству установке
за счет разряда электрического
тока. Озон обладает более высокими
окислительными свойствами, чем
хлор, и, убивая болезнетворные
бактерии, почти не изменяет вкусовых
качеств воды. Бактерицидные лампы,
обеззараживающие воду ультрафиолетовым
излучением, менее эффективны и
часто выходят из строя.