Основные судовые механизмы и системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:20, реферат

Краткое описание

К основным общесудовым системам относятся: трюмные, противопожарные, санитарные, сточно-фановые, отопительные, холодильные, вентиляционные, кондиционирования воздуха. В зависимости от типа и назначения суда могут иметь, кроме общесудовых, различные специальные системы, а также системы связи, сигнализации, контроля за осадкой, креном и дифферентом, гидравлические и пневматические системы пуска и управления вспомогательными механизмами и оборудованием.

Файлы: 1 файл

судовые механизмы и системы.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

 Вода к местам  потребления поступает из гидрофоров  — стальных баллонов, заполненных  водой примерно на две трети.  Давление в гидрофоре поддерживается  автоматически санитарным насосом,  который подает воду до тех  пор, пока давление за счет  сжатия воздуха в пространстве  над поверхностью воды не достигнет  2,5—3,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МН/м2). При расходовании  воды давление падает и насос  снова включается в работу, поддерживая  постоянное давление (а следовательно,  и уровень) воды в гидрофоре. 
 
 
 
 
 

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ СИСТЕМЫ 

На теплоходах применяются  водяная, пенная и жидкостная (парами легкоиспаряющихся жидкостей) системы  пожаротушения. На теплоходах, имеющих  паровые вспомогательные котлы, применяется паротушение. 

 На крупных  судах водяная система пожаротушения  обслуживается основным и резервным  пожарными насосами, а также дежурным  санитарным насосом, поддерживающим  в гидрофоре постоянное давление 2,5—3,5 кгс/см2. Иногда аварийный пожарный  насос размещается вне машинного  отделения и может включаться  в действие при выходе из  строя насосов машинного отделения.  Основной насос имеет производительность 30—70 м3/ч при давлении 5—8 кгс/см2. Все эти насосы подают воду  в замкнутую (кольцевую) магистраль  водотушения, на которой расположены  пожарные краны. 

 Для обслуживания  противопожарной, балластной и  водоотливной систем часто используют  одни и те же насосы. Напор,  создаваемый пожарными насосами, должен обеспечивать одновременную  работу трех стволов с высотой  компактной струи не менее  10 м при длине рукавов 20 м. 

 Водяная система  пожаротушения в общем случае  предусматривает возможность тушения  пожаров компактными или распыленными  струями воды, подачу воды в  систему пенотушения, создание  водяных завес и орошение палуб,  переборок, трапов и выходов  из машинного отделения. 

 Пенотушение применяется  в основном при горении нефтепродуктов  и других горючих жидкостей,  поэтому стволы для пенного  огнетушения и магистрали, производящие  пену, располагаются ближе к топливным  цистернам. Вода от пожарного  насоса подается к дозирующему  устройству цистерны с пенообразователем,  и полученная пена далее но  магистрали направляется к месту  тушения пожара. 

 Применяют также  системы, в которых смесь воды  с пенообразователем поступает  к воздушно-пенным стволам, в  которых образуется пена, направляемая  к месту тушения. 

 Система тушения  парами легкоиспаряющихся негорючих  жидкостей применяется для машинных  отделений теплоходов типа «Ракета»  и «Метеор». Она состоит из  основного и запасного баллонов  с огнегасительным составом «3,5»  и направляющих трубопроводов. 

 Состав «3,5»  находится в баллонах под давлением  40 кгс/см2. При таком давлении он  образует жидкую смесь из 70% бромистого  этила и 30% углекислоты. В баллонах  находится воздух, который не  смешивается с этой жидкостью.  Из 1 кг состава «3,5» образуется 144 л бромистого этила и 153 л  углекислого газа, не поддерживающих  горение и замедляющих химические  реакции окисления при горении.  Если в воздухе машинного отделения  будет 7—8% состава «3,5», то пламя  будет погашено, а через минуту  прекратится и тление твердых  предметов. Воздух в баллонах  нужен для того, чтобы быстрее  освободить их от огнегасительного  состава. 

 Машинное отделение,  перед тем как войти в него  после тушения пожара, нужно хорошо  проветрить. 

 Паротушением  оборудуются машинные отделения,  грузовые трюмы, цистерны основного  запаса топлива на теплоходах, имеющих вспомогательные паровые  котлы. Система паротушения состоит  из трубопроводов, подводящих  в случае пожара пар под  давлением 4 кгс/см2, который вытесняет  воздух из горящего помещения  и снижает температуру горящих  предметов. 

 В противопожарную  систему входят также различного  рода пожарные извещатели, реагирующие  на повышение температуры в  контролируемых помещениях. 

 Кроме противопожарных  систем, на каждом судне имеются  ручные огнетушители и другой  противопожарный инвентарь. 

Судовые механизмы. 

Судовой двигатель 

Судовой двигатель, входит в состав судовой энергетической установки. Различают главные Судовой  двигатель (обеспечивает движение судна) и вспомогательные Судовой двигатель (для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и т. п.). В качестве Судовой двигатель используют двигатели  внутреннего сгорания (двс), паровые  турбины, и газовые турбины. Особенностями  Судовой двигатель являются: большой  ресурс, возможность реверсирования, умеренная трудоёмкость технического обслуживания, проводимого в судовых  условиях, использование топлива  в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе  и размерам двигателя. 

  Чаще всего  на судах используются двс  — дизели, обладающие наибольшей  экономичностью из всех типов  Судовой двигатель На транспортных, промысловых и вспомогательных  судах применяются мало-, средне- и высокооборотные дизели с  наддувом (см. Крейцкопфный двигатель,  Тронковый двигатель). Малооборотные  двс используются как главные  двигатели судов различных типов;  их агрегатная мощность составляет 2,2—35 Мвт, число цилиндров 5—12, удельный эффективный расход  топлива 210—215 г/ (квт×ч), частота  вращения 103—225 об / мин. Среднеоборотные  двс используются преимущественно  в качестве главных двигателей  судов среднего размера; их  мощность достигает 13,2 Мвт, число  цилиндров 6—20, эффективный расход  топлива 205—210 г/(квт×ч), частота вращения 300—500 об/мин. Высокооборотные двс  применяются в основном как  главные двигатели на малых  судах, а также в качестве  вспомогательных двигателей на  судах всех типов; их агрегатная  мощность до 2 Мвт, число цилиндров  12—16, удельный эффективный расход  топлива 215—230 г/(квт×ч), частота вращения  свыше 500 об/мин. 

  Паровые турбины  по степени распространённости  несколько уступают двс; используются  в качестве главных двигателей  на крупных танкерах, контейнеровозах,  газовозах и других судах, а  также на судах с ядерной  энергетической установкой (см. Атомный  ледокол «Ленин»). Применяются также  как вспомогательные двигатели.  Мощность паротурбинных установок  достигает 80 Мвт, удельный эффективный  расход топлива 260—300 г/(квт×ч), частота  вращения турбины 3000—4000 об/мин. 

  Газовые турбины  в составе судовых двигателей  применяются в основном в качестве  главных двигателей на военных  кораблях, транспортных судах на  подводных крыльях и на судах  на воздушной подушке. Транспортные  водоизмещающие суда с газотурбинными  двигателями имеются в СССР, США,  Австралии. На судах используют  газовые турбины индустриального  типа, приспособленные для сжигания  топлива тяжёлых сортов и техобслуживания  на борту судна, а также авиационные  газовые турбины с редуктором. Мощность газотурбинных установок  транспортных судов 0,07— 14,5 Мвт,  удельный эффективный расход  топлива 285—330 г/(квт×ч), частота вращения  турбины 5000—8000 об/мин. Перспективно  применение газовых турбин мощностью  6—37 Мвт в качестве главных  двигателей крупных судов с  горизонтальным способом погрузки, паромов, судов ледового плавания  и т. п., а также как вспомогательных  двигателей. 

Судовые устройства 

Судовые устройства, комплекс технических средств, обеспечивающих эксплуатацию судна; предназначаются  для управления судном на ходу, удержания  на стоянке у причала или на акватории, производства грузовых операций. К Судовым устройствам относятся: рулевое устройство, грузовое устройство, якорное устройство, швартовное устройство, спасательное устройство судна, люковые закрытия и закрытия бортовых отверстий (лацпортов, используемых для подачи груза, прохода пассажиров). Для защиты судовых помещений от попадания воды или их герметизации, рампы и пандусы, обеспечивающие транспортировку (въезд) груза с причала на судно, а также тральные и другие устройства. Характеристики важнейших Судовых устройств, обеспечивающих безопасность судна и людей, регламентируются классификационными обществами, которые осуществляют также эксплуатационный надзор за Судовыми устройствами. 

Грузовое  устройство 

Грузовое устройство судна, совокупность приспособлений и  механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов. Обычно суда оборудуют Грузовое устройство периодического действия — грузовыми стрелами и  кранами, иногда лифтами. Благодаря  простоте в эксплуатации на судах  распространены Грузовое устройство со стрелами; современные суда чаще оборудуют  кранами с электро- и гидроприводом. Грузоподъёмность стационарных судовых  кранов обычно 5—8 т, иногда 15 т и  более, а передвижных — до 30 т; последние устанавливают на контейнеровозах, лесовозах-пакетовозах, навалочниках и др. Лифты имеют грузоподъёмность 1—5 т; используются для перемещения  людей и небольших грузов на пассажирских, промысловых и др. судах. Грузовое устройство непрерывного действия (ленточные  транспортёры, ковшовые элеваторы, пневматические перегружатели и др.) применяют  в основном на саморазгружающихся судах  — рудовозах, углевозах, цементовозах. Производительность транспортёрных Грузовых устройств достигает 4000 т/ч. 

Якорное устройство 

Якорное устройство, совокупность приспособлений и механизмов, служащих для отдачи, подъёма и  хранения якорей па судне или другом плавучем средстве и для удержания  судна на якорях судовых. Основные элементы судового Якорного устройства: становые и вспомогательные якоря с якорными цепями, брашпиль или шпиль, стопоры для закрепления цепи и якоря, приспособление для крепления и дистанционной аварийной отдачи коренного конца якорной цепи, клюзы. Якорные механизмы оборудуются тормозами, иногда — счётчиками длины вытравленной цепи и приводом для отдачи якоря из ходовой рубки. Якорная цепь обычно состоит из нескольких соединённых друг с другом частей — смычек. На небольших судах допускается использование вместо якорной цепи каната. Для укладки якорной цепи на судне служит т. н. цепной (канатный) ящик, расположенный под якорным механизмом. 

Швартовное  устройство 

Швартовное устройство судна (от голл. zwaartouw - швартов, причальный канат), совокупность приспособлений и  механизмов, обеспечивающих подтягивание и удержание судна во время  стоянки у причала, у стенки шлюза, на бочках или у борта др. судна. Швартовное устройство включает механизмы  для выбирания и травления  швартовов - стальных или растительных тросов (лебёдки, шпили), приспособления для закрепления (например, кнехты, утки), временного удержания (стопоры), изменения направления (киповые  планки, роульсы, швартовные клюзы) швартовных тросов, их хранения (вьюшки ручные и  механические), подачи с судна (линеметатели) и др. Современный уровень механизации  операций подтягивания судна, выбирания, травления и закрепления швартовов  обеспечивают швартовные лебёдки с  постоянным натяжением троса и дистанционным  управлением, которые автоматически  выбирают слабину ненагружённого или  потравливают слишком сильно натянутый  трос при изменении положения  судна относительно причала в  процессе погрузки-разгрузки, во время  прилива-отлива или вследствие воздействия  волн. Размеры деталей Швартового устройства и скорость выбирания швартовных тросов регламентируются классификационными обществами в зависимости от района плавания и размеров судна, его надстроек, рубок и др. надпалубных сооружений. 

Спасательное  устройство судна 

Спасательное устройство судна, комплекс средств для спасания людей с тонущего судна или  в случае их падения за борт. Спасательное у. с. включает в себя спасательные средства и приспособления для их установки, крепления на судне и спуска на воду. Спасательные средства бывают коллективного (шлюпки, плоты, спасательные столы) и  индивидуального (спасательные круги, нагрудники, жилеты) пользования, жесткие  и надувные, принудительного и  автоматического действия. Шлюпки и  плоты снабжаются ручными или  механическими средствами движения, постоянным запасом воды и пищи, средствами дневной и ночной сигнализации и связи, предусматривается защита их от пламени разлившегося топлива  или нефтяного груза. Материал и  конструкция спасательных средств  обеспечивают сохранение их плавучести при длительном пребывании в воде и при значительных повреждениях (например, часть внутреннего объёма шлюпок и плотов представляет собой  многократные воздушные полости, т.н. воздушные ящики). Шлюпки и плоты  некоторых типов практически  неопрокидываемые — даже после полного  переворачивания они возвращаются в нормальное положение. Приспособления для установки спасательных средств  на судне предохраняют их от повреждений  при непогоде на море и обеспечивают удобный спуск на воду или автоматическое всплытие после погружения судна. Спасательное устройство судна размещается на открытых палубах судна, а индивидуальные спасательные средства — также в каютах, коридорах и др. помещениях. Конструкция, прочность спасательного устройства и нормы снабжения морских судов спасательными средствами регламентируются классификационными обществами. Спасательное устройство подвергаются регулярному осмотру и опробованию и находятся в постоянной готовности к использованию. 
 
 

Информация о работе Основные судовые механизмы и системы