Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:22, реферат
Баскетбол — атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.
Основные термины баскетбола.
Атака — продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом.
Блокировка — нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом.
Введение------------------------------------------------------------------------------------1-3
Глава 1 Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол-------------------------------------------------------------------------------------3
Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол
Принципы обучения---------------------------------------------------------------3-6
Средства обучения-----------------------------------------------------------------6-8
Методы обучения-----------------------------------------------------------------9-17
Методы организации занимающихся------------------------------------17-20
Классификация техники игры-----------------------------------------------20-22
Последовательность обучения технике игры--------------------------22-25
Технология обучения игровым приемам-------------------------------25-45
Глава 2 Общая физическая подготовка баскетболистов------------------46
2.1. Общая физическая подготовка----------------------------------------46-47
2.2. Быстрота--------------------------------------------------------------------48-51
2.3. Силовая подготовка------------------------------------------------------51-57
Список литературы------------------------------------------------------------58-59
5. Ситуационное изучение приема.
Задача: совершенствовать технику в условиях, приближенных к игровым.
Методы обучения: практический (целостного упражнения); моделирования ситуаций игрового противоборства.
Средства обучения: упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал); выполнение приема в ситуациях безусловного (активного) противодействия; взаимодействие с партнером в условиях, моделирующих игровые.
6. Закрепление приема в игре.
Задача: развивать
способность максимально
Методы обучения: игровой, соревновательный.
Средства
обучения: упражнения соревновательного
характера; подвижные, подготовительные
и учебные двусторонние игры, включая
игры с целевым изменением правил
(например, для акцентированного совершенствования
передачи мяча одной рукой вводится
запрет на все другие способы передач);
участие в соревнованиях; выполнение
заданий, требующих скоростного
и качественного применения приема
в обстановке состязания при внезапно
возникающем противодействии
Контрольные вопросы и задания
1. Какими дидактическими
принципами следует
2. Какие средства
и методы применяют для
3. Назовите методы организации занимающихся на уроках по баскетболу и дайте их краткую характеристику.
4. Что подразумевается под терминами «техника игры», «техника игрового приема» и «способ выполнения приема»?
5. Дайте классификацию техники игры в баскетбол.
6. Какова последовательность
обучения технике игры в
7. Назовите этапы
обучения технике игры в
Тактика защиты
Я считаю, что защита является главной заботой тренера: во-первых, потому что от ее крепости во многом зависит победа команды, во-вторых, потому что от защиты, как от печки, начинается нападение, в-третьих, потому что сами игроки никогда над элементами защиты не работают, и наконец, потому что зрители, как правило, ее не видят, даже журналисты ее часто недооценивают.
Самая хорошая команда не может побеждать без надежной обороны. Командная защита строится на индивидуальных особенностях, возможностях и настроенности всех игроков. Часто на тренировках, да и на соревнованиях, отдельные игроки проявляют равнодушие к защитным действиям. Меня всегда это тревожило и даже сердило. Да, черная работа в обороне не так эффектна - кроме таких приемов, как блок-шот, подбор от щита, перехват.' И многие игроки не агрессивны в защите, они отдыхают в обороне, стремясь проявить себя в нападении.
Я уверен, что без большого желания, ответственности, инициативности, страсти, сегодня обороняться просто невозможно.
Если защитник дал получить нападающему мяч в опасной зоне, он уже проиграл. А сколько случаев, когда центровому дают получить мяч в трехсекунд-ной зоне под щитом, не стремяь вести активную борьбу за выгодную позицию.
Часто игроки в оборону не спешат, недостаточно концентрируют свое внимание и усилия на этой части игры.
Я хочу подчеркнуть,
что психология защиты - одна из важнейших
забот тренера, и от нацеленности
на защиту часто зависит больше,
чем от техники и физических кондиций.
Разве не от ума и умения рассчитать
свои силы зависит способность
Я считаю, что игрок, который слабо и неумело обороняется, наносит больший ущерб команде, чем игрок, слабо действующий в нападении. Определение "хорошая защита - это голова и ноги" хотя и осталось в силе, страдает неполнотой. Быстрые, цепкие, активные руки, умеющие и отбить, и перехватить мяч, и не дать сделать бросок, передачу, выбить мяч при ведении - не менее важны для защитника.
Защита против игрока с мячом
Необходимо отработать правильное положение тела в баскетбольной стойке: центр тяжести распределен равномерно на обе ноги, но не на полной ступне, а на носках, с "заряженной" (готовой к любому движению) стопой, колени - чуть согнуты, ноги чуть шире плеч. Стойка боксерская - как у великого Майкла Джордана.
Если соперник владеет мячом, одна рука защитника должна быть направлена на мяч и постоянно атаковать соперника, не давая ему ни прицелиться, ни бросить (лучше всего, если она касается нападающего),, а вторая рука - чуть отведена назад. Многие защитники, находясь между игроком с мячом и корзиной даже в правильной стойке, не действуют активно руками, не делают наступательного движения к нападающему, чем позволяют сопернику спокойно предпринимать дальнейшие действия. При этом необходимо помнить, что нельзя перекрещивать ноги, что расстояние между защитником и соперником должно быть рассчитано, что соперник может пройти с ведением к кольцу.
Контактная защита против игрока с мячом хотя и трудна ив какой-то мере рискованна, но она современна и имеет свои преимущества. Если ваша вытянутая к сопернику рука достает до его груди, то тем самым вы мешаете нападающему поднять мяч вверх для броска.
Передвижения защитника следует тренировать регулярно:
а) в каждой тренировке - с сопротивлением и без сопротивления;
б) с одним или двумя мячами;
в) приставными
шагами, контактно касаясь ближней
к нападающему рукой его
Действия защитника в разных ситуациях можно подразделить на12 позиций:
1. Защита против дриблера, ведущего мяч к вашему кольцу.
2. Защита против игрока, закончившего ведение и стремящегося сделать либо бросок по кольцу, либо передачу.
3. Защита против нападающего в 5-6 м от щита, но не использовавшего ведение.
4. Действия
защитников в численном
5. Действия двух защитников против трех нападающих.
6. Действия
трех защитников против
7. Действия защитников при заслонах.
8. Защита против заслона сзади.
9. Защита проскальзыванием.
10. Групповой отбор мяча двумя защитниками.
11. Защита
против первой передачи в
12. Борьба с нападающим в углах площадки.
Попробуем проанализировать действия защитника в каждой из этих позиций.
1. Задача защитника - в параллельной низкой стойке, не скрещивая ног, двигаться спиной вперед, колени чуть согнуты, одна рука все время делает атакующие движения к ведущему мяч (финты корпусом и головой участвуют в этом пугающем ведущего мяч движении), другой рукой он пытается остановить ведение (если возможно, - выбить мяч). Поднятая вверх рука готова помешать ведущему сделать передачу. Руки можно менять, они все время в движении.
Как уже говорилось, передвигаться следует на "заряженной" стопе, пятки не касаются пола, спина прямая, чуть наклонена вперед, голова поднята вверх.
Ведущего следует оттеснить к боковой линии, в угол площадки, или направлять его движение к партнеру по защите, помня, что нельзя пустить ведущего в "сильную" сторону (если левша - влево, если правша - вправо).
Расстояние от ведущего следует сохранять в зависимости от скорости его рывка с мячом, его возможностей атаковать или сделать передачу, а также от ваших возможностей с учетом позиции на поле партнеров по защите. Не спешите отобрать мяч у хорошего дриблера, ждите его остановки или ошибки.
2. Если
нападающий закончил ведение
и остановился для броска или
передачи мяча, защитник непременно
должен сблизиться с ним,
3. Если соперник получил мяч в 5-6 м от щита и он владеет ведением, защитник не переставая должен активно атаковать нападающего; делать короткие выпады передней ногой, действовать руками, не давая ему прицелиться. Нападающего нельзя пропустить к щиту по лицевой линии, если он чуть сместится к ней, никто из партнеров защитнику не поможет. Рука, близкая к лицевой линии, страхует проход с ведением, другая - атакует нападающего.
Не следует поддаваться на финты. Если нападающий пошел по лицевой линии, где защитник занял позицию, можно встретить его грудью и показать арбитрам, что он вас сбил с ног. Не бойтесь и научитесь падать мягко на спину.
Если нападающий, несмотря на активность защитника, поднял мяч для броска, надо попытаться прыгать вместе с ним и помешать броску. Не переставайте трудиться и тогда, когда противник уже сделал бросок или передачу. Не отворачивайтесь от него и преграждайте ему путь к щиту. Сделав шаг назад, встречайте его лицом, а не пытайтесь бежать вслед за ним. Вы всегда должны быть в эти моменты между соперником и своим щитом.
4. Если
защитник оказался один против
двух нападающих, он стремится
не дать забросить мяч из-под
щита и отступает спиной к
своему кольцу так, чтобы
Тренировка 2x1 на месте и в движении развивает у защитников реакцию, учит активному движению рук, движению спиной вперед, хладнокровию и умению перехватить мяч.
5. Двое
защитников против трех
Передний защитник двигается в сторону игрока, ведущего мяч, чтобы остановить его на вершине тре-хочковой зоны атаки. Он применяет финт, показывая, что вступить в контакт с этим нападающим - его главная реальная задача. При этом он не должен сбли-зиться с ведущим мяч противником. Задний игрок защиты занимает позицию на линии штрафного броска, следом за передним и после передачи от дриблера двигается в сторону игрока, получившего мяч, - он отвечает за проход этого игрока к щиту или бросок с близкого расстояния. Передний защитник тем временем быстро двигается к третьему нападающему под щит, успевая помешать ему получить мяч. Задача двух защитников - не дать забросить мяч из-под щита. Упражнений 3x2, 4x3, 5x4 - хорошая школа для тренировки таких действий. Тренировать их можно, нападая с двумя мячами.
6. Если
три защитника обороняются
Упражнение 4x3 на месте и в движении, с подбором мяча после броска, с одним и двумя мячами - хорошая репетиция для защиты втроем против четверых.
7. Сегодня ни одна даже очень серьезная команда не представляет себе нападения без комбинации из заслонов.
Согласованность
действий защитников команды, предупреждение
о готовящемся заслоне
Защитник, опекающий игрока, который ставит заслон, обязан предупредить своего партнера о готовящейся угрозе. Если заслон без мяча сделан нападающими одного роста, нет большой опасности смены защитников.
Если защитники хотят избежать смены при заслоне сбоку, защитник должен повернуться в сторону заслоняющегося и отступить, обходя его сзади, что не позволит сделать проход нападающего к щиту.