Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:22, реферат
Баскетбол — атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.
Основные термины баскетбола.
Атака — продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом.
Блокировка — нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом.
Введение------------------------------------------------------------------------------------1-3
Глава 1 Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол-------------------------------------------------------------------------------------3
Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол
Принципы обучения---------------------------------------------------------------3-6
Средства обучения-----------------------------------------------------------------6-8
Методы обучения-----------------------------------------------------------------9-17
Методы организации занимающихся------------------------------------17-20
Классификация техники игры-----------------------------------------------20-22
Последовательность обучения технике игры--------------------------22-25
Технология обучения игровым приемам-------------------------------25-45
Глава 2 Общая физическая подготовка баскетболистов------------------46
2.1. Общая физическая подготовка----------------------------------------46-47
2.2. Быстрота--------------------------------------------------------------------48-51
2.3. Силовая подготовка------------------------------------------------------51-57
Список литературы------------------------------------------------------------58-59
Обучение
технике игры в
баскетбол
Содержание
Введение----------------------
Глава 1
Теоретико-методические
основы обучения технике
игры в баскетбол---------------------
Принципы
обучения----------------------
Средства
обучения----------------------
Методы
обучения----------------------
Глава 2
Общая физическая подготовка
баскетболистов----------------
2.1.
Общая физическая подготовка--------------------
2.2.
Быстрота----------------------
2.3.
Силовая подготовка--------------------
Список
литературы--------------------
Введение
Баскетбол — атлетическая
спортивная игра, один из самых популярных
видов спорта. Занимаясь баскетболом,
вы станете сильными, быстрыми, ловкими
и смелыми, воспитаете в себе меткость,
умение быстро ориентироваться в
сложной обстановке. Для баскетболистов
характерны хорошо развитый глазомер,
широкое поле зрения. Эмоциональная
игра поднимает настроение человека,
делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США)
баскетбол претерпел много изменений
и уточнений. Совершенствовалась техника
и тактика игры, уточнялись правила соревнований
и судейства, размеры игрового поля, его
разметка и оборудование. Игра получила
широкое распространение во всем мире,
стали проводиться многочисленные встречи
и соревнования по баскетболу, вплоть
до межконтинентальных. Возникла целостная
педагогическая система подготовки баскетболистов.
Основные термины баскетбола.
Атака — продвижение нападающих к щиту
соперников с целью создать численный
перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая
атака называется также быстрым прорывом.
Блокировка — нарушение правил, препятствие
продвижению соперника, не владеющего
мячом.
Бросок — действие игрока, направленное
на попадание мячом в кольцо соперников
(умейте отличать бросок от передачи).
Спорным броском называют введение мяча
в игру подбрасыванием между двумя игроками
разных команд в одном из трех кругов на
площадке. Штрафной бросок — бросок в
кольцо, назначенный за техническую или
персональную ошибку соперников, выполняется
с линии штрафного броска без помехи соперников.
На тактических схемах бросок обозначают
дважды перечеркнутой линией со стрелкой.
Вбрасывание — введение мяча в игру после
его выхода за пределы площадки (выполняется
передачей из-за боковой линии) или после
его попадания в кольцо (выполняется защитником
из-за лицевой линии). Ведение мяча — продвижение
игрока с мячом, ударяя его в пол одной
или поочередно двумя руками. Ведение
мяча также называют дриблингом (от англ.
dribbling), а игрока, ведущего мяч,— дриблером.
Ошибкой в баскетболе считается так называемое
двойное ведение — возобновление ведения
после задержки мяча рукой или касания
мяча двумя руками одновременно. На тактических
схемах ведение обозначают волнистой
линией со стрелкой.
Заслон — разрешенное противодействие
сопернику при его выходе на более выгодную
позицию или для получения мяча. Двойным
называется заслон, поставленный двумя
игроками для своего партнера.
Защита — организованное противодействие
атаке соперников, стремление не допустить
бросок мяча в свое кольцо. Различают следующие
варианты защиты: зонная — обороняющиеся
игроки опекают определенную часть области
штрафного броска, не давая игроку соперника
в этой зоне получить мяч или выполнить
бросок по кольцу; личная — игрок обороняющейся
команды опекает определенного игрока
соперников; смешанная — при которой комбинируются
признаки зонной и личной опеки игроков;
подстраивающаяся — приспосабливающаяся
к системе атаки соперников.
Защитник — термин имеет два значения:
так называют всякого игрока защищающейся
команды; так называют игроков задней
линии (разыгрывающих). На тактических
схемах защитников обозначают чаще всего
треугольником с номером игрока.
Зона. И этот термин имеет несколько значений.
Зоной называют части площадки: тыловая
зона — половина площадки, на которой
находится защищаемое командой кольцо;
зона нападения — половина площадки, защищаемая
командой соперников; средняя зона — треть
площадки у средней линии. При зонной системе
защиты (см. «защита») зонами называют
небольшие участки области штрафного
броска под своим щитом, опекаемые отдельными
защитниками. Выделяют также трехсекундную
зону — часть области штрафного броска,
ограниченную трапецией, размеченной
на полу.
Игрок — всякий участник игры или член
команды (в том числе и запасной игрок).
Центровой игрок — один из игроков команды,
обычно самый высокий, располагающийся
в центре атаки, вблизи кольца соперников.
Глава 1
Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол
Принципы обучения
Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.
Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения ориентироваться в специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. В этой главе даны краткая характеристика-дидактических принципов, средств и методов, описание закономерностей обучения основным техническим приемам игры в баскетбол.
Процесс обучения опирается на некоторые общие положения — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.
Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:
- осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;
- самоанализ качества
решения двигательной задачи
с последующей корректировкой
своих действий при их
Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.
Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий.
Кроме традиционного
объяснения и показа упражнений педагогом
или использования наглядных
пособий в виде плакатов, фотографий,
рисунков и т.п. для данного принципа
незаменимы современные технические
средства, включая видеоматериалы и
компьютерные технологии. Они значительно
расширяют возможности
В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях.
Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность — приносить ощутимый для него результат в усвоении материала.
Подбор и конструирование
тренировочных и игровых
Только в высшей степени согласованные действия занимающихся обеспечивают эффективность этих средств комплексного характера.
Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого — к сложному, от легкого — к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению.
Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных условиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие изменяется от пассивной до активной формы.
Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний.
Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов — основа их действенности на занятиях по баскетболу.
Средства обучения
Практическая реализация
принципов обучения подразумевает
применение адекватных средств и
методов. На уроках по баскетболу используют
как общепедагогические (слово и
сенсорно-образные
Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения.
С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихся интерес и творческую активность.
Создание четкого,
верного представления об изучаемом
техническом приеме или тактическом
взаимодействии предполагает демонстрацию
их рациональных образцов с помощью
средств наглядности: учебных фильмов,
фотоиллюстраций, макетов и схем,
а также непосредственного
К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся.
Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения тех -никой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.
Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.
При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям).
На занятиях по баскетболу широко применяются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными или являются их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т. п. В связи с этим подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры.
На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изученных технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры.
Упражнения по тактике, основу которых составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию.
Изученные игровые
приемы и технико-тактические действия
закрепляются в подвижных играх,
адаптированных к баскетболу. А в
дальнейшем шлифуются в подготовительных,
учебных и контрольных играх,
ориентированных на приобретение навыков
целостной игровой деятельности
и непосредственную подготовку к
участию в соревнованиях. Эти
средства комплексного воздействия
в занятиях баскетболом наиболее
эмоциональны, а соответственно особенно
популярны у занимающихся.
Методы обучения
Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т. е. методом.
Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные, 2) наглядные и 3) практические.
К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
Рассказ — это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.
Объяснение раскрывает
содержание, форму и структуру
конкретного двигательного
Команды и распоряжения — специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.
Задание — это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.