Обучение технике игры в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

Баскетбол — атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.
Основные термины баскетбола.
Атака — продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом.
Блокировка — нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------1-3
Глава 1 Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол-------------------------------------------------------------------------------------3
Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол
Принципы обучения---------------------------------------------------------------3-6
Средства обучения-----------------------------------------------------------------6-8
Методы обучения-----------------------------------------------------------------9-17
Методы организации занимающихся------------------------------------17-20
Классификация техники игры-----------------------------------------------20-22
Последовательность обучения технике игры--------------------------22-25
Технология обучения игровым приемам-------------------------------25-45
Глава 2 Общая физическая подготовка баскетболистов------------------46
2.1. Общая физическая подготовка----------------------------------------46-47
2.2. Быстрота--------------------------------------------------------------------48-51
2.3. Силовая подготовка------------------------------------------------------51-57
Список литературы------------------------------------------------------------58-59

Файлы: 1 файл

баскетбол.docx

— 88.93 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обучение  технике игры в  баскетбол 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------1-3

Глава 1 Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол-------------------------------------------------------------------------------------3

    1. Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол

    Принципы  обучения---------------------------------------------------------------3-6

    Средства  обучения-----------------------------------------------------------------6-8

    Методы  обучения-----------------------------------------------------------------9-17

    1. Методы организации занимающихся------------------------------------17-20
    2. Классификация техники игры-----------------------------------------------20-22
    3. Последовательность обучения технике игры--------------------------22-25
    4. Технология обучения игровым приемам-------------------------------25-45

Глава 2 Общая физическая подготовка баскетболистов------------------46

2.1. Общая физическая подготовка----------------------------------------46-47

2.2. Быстрота--------------------------------------------------------------------48-51

2.3. Силовая подготовка------------------------------------------------------51-57

Список  литературы------------------------------------------------------------58-59 
 
 
 

Введение

Баскетбол — атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими  и смелыми, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в  сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная  игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным. 
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов. 
Основные термины баскетбола. 
Атака — продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом. 
Блокировка — нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом. 
Бросок — действие игрока, направленное на попадание мячом в кольцо соперников (умейте отличать бросок от передачи). Спорным броском называют введение мяча в игру подбрасыванием между двумя игроками разных команд в одном из трех кругов на площадке. Штрафной бросок — бросок в кольцо, назначенный за техническую или персональную ошибку соперников, выполняется с линии штрафного броска без помехи соперников. На тактических схемах бросок обозначают дважды перечеркнутой линией со стрелкой. 
Вбрасывание — введение мяча в игру после его выхода за пределы площадки (выполняется передачей из-за боковой линии) или после его попадания в кольцо (выполняется защитником из-за лицевой линии). Ведение мяча — продвижение игрока с мячом, ударяя его в пол одной или поочередно двумя руками. Ведение мяча также называют дриблингом (от англ. dribbling), а игрока, ведущего мяч,— дриблером. Ошибкой в баскетболе считается так называемое двойное ведение — возобновление ведения после задержки мяча рукой или касания мяча двумя руками одновременно. На тактических схемах ведение обозначают волнистой линией со стрелкой. 
Заслон — разрешенное противодействие сопернику при его выходе на более выгодную позицию или для получения мяча. Двойным называется заслон, поставленный двумя игроками для своего партнера. 
Защита — организованное противодействие атаке соперников, стремление не допустить бросок мяча в свое кольцо. Различают следующие варианты защиты: зонная — обороняющиеся игроки опекают определенную часть области штрафного броска, не давая игроку соперника в этой зоне получить мяч или выполнить бросок по кольцу; личная — игрок обороняющейся команды опекает определенного игрока соперников; смешанная — при которой комбинируются признаки зонной и личной опеки игроков; подстраивающаяся — приспосабливающаяся к системе атаки соперников. 
Защитник — термин имеет два значения: так называют всякого игрока защищающейся команды; так называют игроков задней линии (разыгрывающих). На тактических схемах защитников обозначают чаще всего треугольником с номером игрока. 
Зона. И этот термин имеет несколько значений. Зоной называют части площадки: тыловая зона — половина площадки, на которой находится защищаемое командой кольцо; зона нападения — половина площадки, защищаемая командой соперников; средняя зона — треть площадки у средней линии. При зонной системе защиты (см. «защита») зонами называют небольшие участки области штрафного броска под своим щитом, опекаемые отдельными защитниками. Выделяют также трехсекундную зону — часть области штрафного броска, ограниченную трапецией, размеченной на полу. 
Игрок — всякий участник игры или член команды (в том числе и запасной игрок). Центровой игрок — один из игроков команды, обычно самый высокий, располагающийся в центре атаки, вблизи кольца соперников.

Глава 1

Теоретико-методические основы обучения технике  игры в баскетбол

    1. Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол

    Принципы  обучения

Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и  в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.

Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения ориентироваться  в специальной терминологии, разбираться  в сущности базовых понятий. В  этой главе даны краткая характеристика-дидактических принципов, средств и методов, описание закономерностей обучения основным техническим приемам игры в баскетбол.

Процесс обучения опирается  на некоторые общие положения  — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.

Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:

- осмысление и  понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;

- самоанализ качества  решения двигательной задачи  с после­дующей корректировкой  своих действий при их повторном  воспроизведении.

Результативности  обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.

Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четко­го представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий.

Кроме традиционного  объяснения и показа упражнений педагогом  или использования наглядных  пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. для данного принципа незаменимы современные технические  средства, включая видеоматериалы и  компьютерные технологии. Они значительно  расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики  игры в баскетбол.

В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях.

Принцип доступности и  индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность — приносить ощутимый для него результат в усвоении материала.

Подбор и конструирование  тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также  должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала вовлеченных  в них участников.

Только в высшей степени согласованные действия занимающихся обеспечивают эффективность  этих средств комплексного характера.

Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого — к сложному, от легкого — к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению.

Игровые приемы, усвоенные  автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных  условиях, постепенно при­ближаемых к игровым. Противодействие изменяется от пассивной до активной формы.

Принцип систематичности  и последовательности требует чет­кого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного матери­ала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Но­вый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний.

Все перечисленные  принципы обучения тесно переплетаются  в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться  вне связи с другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов — основа их действенности на занятиях по баскетболу.

Средства  обучения

Практическая реализация принципов обучения подразумевает  применение адекватных средств и  методов. На уроках по баскетболу используют как общепедагогические (слово и  сенсорно-образ­ные воздействия), так  и специфические средства (физические уп­ражнения).

Общепедагогические  средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения.

С помощью слова  учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихся интерес и творческую активность.

Создание четкого, верного представления об изучаемом  техническом приеме или тактическом  взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью  средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке.

К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся.

Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения тех -никой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, под­вижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.

Основные  упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактиче­ских действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности  учебного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов  в целом и по частям (по разделениям).

На занятиях по баскетболу широко применяются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными или являются их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т. п. В связи с этим подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры.

На этапе совершенствования  эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изученных  технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры.

Упражнения  по тактике, основу которых составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию.

Изученные игровые  приемы и технико-тактические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. А в  дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контрольных играх, ориентированных на приобретение навыков  целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к  участию в соревнованиях. Эти  средства комплексного воздействия  в занятиях баскетболом наиболее эмоциональны, а соответственно особенно популярны у занимающихся. 
 
 

Методы  обучения

Конкретный эффект любого педагогического средства опреде­ляется  не только его содержанием и формой, но и способом при­менения, т. е. методом.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: 1) словесные, 2) наглядные  и 3) практические.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ — это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности.

Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру  конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает  предпосылки для освоения новых  игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению — краткость. Педагог  должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения — специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.

Задание — это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.

Информация о работе Обучение технике игры в баскетбол