Обучение технике игры в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

Баскетбол — атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.
Основные термины баскетбола.
Атака — продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом.
Блокировка — нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------1-3
Глава 1 Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол-------------------------------------------------------------------------------------3
Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол
Принципы обучения---------------------------------------------------------------3-6
Средства обучения-----------------------------------------------------------------6-8
Методы обучения-----------------------------------------------------------------9-17
Методы организации занимающихся------------------------------------17-20
Классификация техники игры-----------------------------------------------20-22
Последовательность обучения технике игры--------------------------22-25
Технология обучения игровым приемам-------------------------------25-45
Глава 2 Общая физическая подготовка баскетболистов------------------46
2.1. Общая физическая подготовка----------------------------------------46-47
2.2. Быстрота--------------------------------------------------------------------48-51
2.3. Силовая подготовка------------------------------------------------------51-57
Список литературы------------------------------------------------------------58-59

Файлы: 1 файл

баскетбол.docx

— 88.93 Кб (Скачать)

В процессе совершенствования  навыков игры особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации  упражнений комплексного характера  с последовательным или поочередным  выполнением нескольких игровых  приемов (например, передачи мяча, перемещения, броски и т.п.) с продвижением от одного щита к другому или с одной  стороны площадки на другую.

К методу индивидуальных заданий прибегают при необходимости  исправления ошибок или для достижения успехов в индивидуальной подготовке.

Большие возможности  заключены в использовании метода круговой тренировки. Он незаменим  при необходимости нормирования нагрузки для занимающихся разного пола и разной подготовленности. С его помощью можно рационально чередовать задачи обучения и совершенствования техники, тактики игры и развития специальных физических качеств, создавать условия комплексной подготовки. /

Понятия «принципы», «средства», «методы обучения», «методы  организации занимающихся» в  теории физической культуры объединяются термином «методика обучения». Он подразумевает  совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечивающих эффективное  освоение занимающимися изучаемого учебного материала. Применительно к урокам баскетбола методика обучения — это профессионально организованный путь формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков игры.

Методика обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий  для решения образовательных  задач:

- соблюдение логической  последовательности и преемственности в освоении материала;

- отбор доступных  и наиболее результативных методов  и средств обучения, нормирование  нагрузок;

- рациональная организация  занимающихся на уроке;

- выбор рабочего  места учителем в ходе проведения  занятий, грамотное использование  им терминологии, команд и указаний;

- создание соответствующего эмоционального фона занятий;

- своевременное исправление  ошибок благодаря применению  эффективных методических приемов  и индивидуальному подходу к  учащимся и т.д.

Успешность учебного процесса в целом зависит от умения педагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом занимающихся.

1.3. Классификация техники  игры

Приступая к обучению, педагог должен свободно ориентироваться в терминах.

Понятие техника  игры подразумевает совокупность игровых  приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.

Понятие прием техники  обозначает систему движений, сходных  по структуре и направленных на решение  однотиповой игровой задачи. Например, с помощью броска решается задача забросить мяч в корзину соперника.Техника игрового приема — это наиболее эффективное, оправ­данное с позиции биомеханики использование данного игрового действия, дающее наилучший практический результат.

Существует также  понятие «способ выполнения приема». Оно определяется устойчивостью (стабильностью) основных признаков техники приема: пространственно-временных, силовых и ритмовых. Например, выделяют несколько способов выполнения броска мяча в корзину: одной или двумя руками; снизу, от груди, от плеча или от головы (сверху); с места, в движении или в прыжке и т.п.

Способы выполнения приемов имеют разновидности, т. е. отличаются деталями в системе движения. Так, бросок в прыжке может исполняться с выпуском мяча на 1 счет (бросок с прыжком), на 2 счета (бросок в прыжке) и на 3 счета (бросок с зависанием) и т.п.

Еще более разнообразной  представляется техника игры с учетом условий выполнения игровых приемов: расстояния, направ­ления, степени сопротивления соперников.

В связи с многообразием  характеристик игровых приемов  с целью их систематизации используют классификацию — распре­деление по разделам и группам на основе общих признаков (рис. 1). Направленность игровой деятельности позволяет  выделить два раз­дела: технику нападения  и технику защиты. По характеру  игровой деятельности в каждом разделе  выделяют по две группы: в технике  нападения — технику передвижений и технику владения мячом, а в  технике защиты — технику передвижений и технику противодействия и овладения мячом. Каждый технический прием, входящий в ту или иную группу, может исполняться тем или иным способом, у которого есть несколько разновидностей. И наконец, любой из них воспроизводится в определенных условиях.

1.4. Последовательность  обучения технике  игры

Эффективность процесса обучения технике игры в баскетбол  в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь материал в определенной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся.

Технике игры в баскетбол  целесообразно обучать в следующей  последовательности:

1) обучение стойкам  и передвижениям;

2) обучение технике  владения мячом в нападении;

3) обучение технике  противодействия и овладения  мячом в защите;

4) обучение игровым  действиям (сочетанию приемов) в нападении и контрдействиям в защите.

 

Это, безусловно, не означает, что приемам игры в защите следует обучать только когда освоена вся техника нападения. Принципиальным является, что обучению конкретному контрприему должно предшествовать овладение соответствующим атакующим действием.

В процессе обучения технике игры необходимо постоянно  помнить о неразрывной взаимосвязи  между двумя его сторонами  — образованием и воспитанием, стремиться к ее реализации на каждом занятии. Здесь имеется в виду взаимосвязь между формированием двигательных навыков и воспитанием {развитием) двигательных способностей. Так, например, на первых уроках при изучении передач мяча параллельно с освоением правильной структуры движения логично будет использовать задания для развития скоростносиловых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных мячей и т.п.). Это создаст предпосылки для дальнейшего сопряженного совершенствования данного технического приема и специфического для него физического качества на последующих занятиях.

Такая же двуединая  связь при обучении технике игры в баскетбол должна прослеживаться между техническими и тактическими аспектами игровых приемов. Эта  взаимосвязь определяется спецификой самой игры, где игровые действия применяются исключительно в определенных игровых ситуациях.

Следовательно, параллельно  с изучением рациональной техники  приемов необходимо осваивать индивидуальные тактические действия. Как только сформирована основная структура двигательного  действия и учащиеся овладели правильным ее выполнением на фоне проявления необходимого физического качества, целесообразно создавать условия ситуационного обучения. Подразумевается дальнейшее совершенствование технического приема в наиболее типичных для него, искусственно созданных ситуациях игрового противоборства. Например, на этапе совершенствования при обучении ведению мяча в упражнения вводится защитник, вначале неподвижно обозначающий заданную позицию, а затем пассивно сопровождающий дриблера, отступая приставными шагами спиной вперед. Цель — научить нападающего укрыванию мяча и стремительному уходу, используя слабые стороны стойки защитника.

Сочетанию приемов  — игровым действиям и адекватным им контрдействиям — обучают по мере расширения арсенала изученных  отдельных элементов техники  нападения и защиты. Причем взаимосвязь  между освоенными одиночными навыками должна формироваться в соответствии с внутренней логикой игры в баскетбол. Так, например, приемы «ведение мяча» и «ловля мяча» последовательно объединяют с остановкой двумя шагами и прыжком, а затем с разновидностями бросков в движении и в прыжке.

А защитные передвижения приставными шагами — с выбиванием мяча при ловле и ведении мяча, или накрывание мяча при броске —  с отблокированием нападающего и взятием отскока и т.п.

На завершающей  стадии овладения техническим приемом  или технико-тактическим действием  предлагают его использование в  соревновательных условиях, будь то соревнование в точности, быстроте его выполнения и т. п. или в эффективности его применения в двусторонних учебных играх. Для акцентированного совершенствования конкретного навыка игры здесь возможно использование специальных методических приемов, принуждающих к многократному повторению данного игрового действия или к воспроизведению его в более сложной, экстремальной обстановке:

- уменьшение или  увеличение размеров площадки, количества  игроков, времени игры;

- введение в игру  второго мяча;

- наложение ограничений  на выполнение определенных приемов  (запрещение ведения, строгий  лимит количества передач определенным  способом или их количества  до завершающего броска, завершение  атак только указанным способом  и др.);

- усложнение или  упрощение условий выполнения игровых приемов (игра облегченным или утяжеленным мячом, применение на кольцах приспособлений, затрудняющих попадание в корзину, и т.п.).

Спортивные состязания любого ранга являются основным критерием  успешности предшествующего этапа  обучения, позволяют сделать необходимые  коррективы и дают толчок к дальнейшему  углубленному освоению навыков игры в баскетбол.

1.5. Технология обучения  игровым приемам

В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и  взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических  методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.

1. Ознакомление с  приемом.

Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Средства обучения: сообщение сведений о приеме, его  месте и значении в игре; показ  правильной техники выполнения приема; демонстрация плакатов, схем, кино-, фото- и видеоматериалов.

2. Изучение приема  в упрощенных, специально созданных условиях.

Задача: освоить основную структуру игрового приема. Методы обучения: практический (целостного и расчлененного упражнений).

Средства обучения: подводящие упражнения, базирующиеся на последовательном пофазном воспроизведении исходного положения, основных звеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей фаз движения); выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения (например, при обучении броскам одной рукой с места учитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждать занимающегося выполнять разгибательное движение бросающей рукой в одной плоскости, т. е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя в сторону); выполнение приема на контролируемой скорости.

3. Углубленное разучивание  приема.

Задача: освоить детали техники выполнения приема.

Методы обучения: практический (целостного упражнения с избирательной отработкой деталей  техники); игровой и соревновательный.

Средства обучения: целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости; упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в условиях условного  противодействия); воспроизведение  приема в сочетании с другими  игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.

4. Целостное формирование  двигательного навыка.

Задача: взаимосвязанно совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые для эффективной реализации данного игрового приема.

Методы обучения: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой.

Средства обучения: упражнения сопряженного характера (например, серийное выполнение передачи одной  рукой от плеча набивным мячом); чередование  упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение  мяча на месте с элементами жонглирования, далее — серия рывков без мяча); игровые задания комплексного характера; эстафеты и подвижные игры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала и качественное выполнение приема.

Информация о работе Обучение технике игры в баскетбол