Обучение технике игры в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

Баскетбол — атлетическая спортивная игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, вы станете сильными, быстрыми, ловкими и смелыми, воспитаете в себе меткость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.
Основные термины баскетбола.
Атака — продвижение нападающих к щиту соперников с целью создать численный перевес и забросить мяч в кольцо. Быстрая атака называется также быстрым прорывом.
Блокировка — нарушение правил, препятствие продвижению соперника, не владеющего мячом.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------1-3
Глава 1 Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол-------------------------------------------------------------------------------------3
Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол
Принципы обучения---------------------------------------------------------------3-6
Средства обучения-----------------------------------------------------------------6-8
Методы обучения-----------------------------------------------------------------9-17
Методы организации занимающихся------------------------------------17-20
Классификация техники игры-----------------------------------------------20-22
Последовательность обучения технике игры--------------------------22-25
Технология обучения игровым приемам-------------------------------25-45
Глава 2 Общая физическая подготовка баскетболистов------------------46
2.1. Общая физическая подготовка----------------------------------------46-47
2.2. Быстрота--------------------------------------------------------------------48-51
2.3. Силовая подготовка------------------------------------------------------51-57
Список литературы------------------------------------------------------------58-59

Файлы: 1 файл

баскетбол.docx

— 88.93 Кб (Скачать)

Указание отличается от задания краткостью формы и  направлено на внесение коррективов  в действия учеников по ходу вы­полнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или  совершенствовании.

Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или  обстоятельный анализ всех действий и их результата.

Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или  их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ  должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление  у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д.

Высоко результативны  и вспомогательные наглядные  методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических  взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите,

разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничи­вают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекто­рию полета мяча и т. п.

Использование наглядных  методов всегда должно сочетаться с  разновидностями словесных. Это  является одним из основных условий  эффективности проведения учебных  занятий.

Практические  методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для  овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками  или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.

Разучивание техники  может осуществляться в целом  или по частям. Относительно простые  игровые приемы (например, стой­ки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде, так  как их расчленение нарушает структуру  движений и усложняет процесс  обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим  их объединением в единое целое. Расчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы).

При изучении техники  и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы  путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в  целом. Предлагаемые задания выполняются  в строгой последовательности индивидуально  или с помощью партнера. Они  могут включать:

- имитацию отдельных  фаз движения с мячом или  без него (например, подбрасывание  мяча над собой при изучении  бросков);

- фиксацию положений  звеньев тела в ключевые моменты  данного приема (например, при изучении  броска в прыжке игрок, запрыгнув  на гимнастическую скамейку, принимает  положение замаха, т.е. мяч поднят  к голове);

- создание условий  принудительного ограничения амплитуды  и направления движений (например, использование педагогом или  партнером вертикально расположенной  картонки или планшета для  предотвращения отклонения в  сторону локтя бросающей руки  занимающимся, осваивающим технику  дистанционного броска одной  рукой от плеча);

- временное выключение  из целостного движения отдельных  звеньев тела (например, выполнение  штрафных бросков из положения сидя на стуле).

Количество подводящих упражнений и время их использования  зависят от результативности процесса обучения. К выполнению приема в  целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения  его базовых элементов как  автоном но, так и во взаимосвязи друг с другом.

В дальнейшем условия  выполнения технических приемов  усложняют. При этом придерживаются определенной последовательности:

- от действий без  мяча переходят к технике владения  мячом;

- от статических  действий на месте — к динамическим в движении;

- от обособленного  единичного исполнения — к  чередованию и сочетанию с  другими действиями;

- от многократного  повторения в облегченных стабильных  условиях — к ситуативному  применению в игровых.

Результативному освоению современных навыков игры в баскетбол  на определенном этапе обучения содействует  метод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых  приемов и необходимых для  их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря  серийному повторению элементов  техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование  технических приемов и акцентированное  развитие специальных физических качеств  в ло­гической последовательности, присущей баскетболу.

В качестве самостоятельных  методов на уроках по баскетболу используют игровой и соревновательный. Их применение создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает  у занимающихся интерес к систематическим занятиям.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правила­ми игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

Участие занимающихся в специальных эстафетах и  подвижных играх связано с  воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов  в различных сочетаниях и в  постоянно изменяющихся условиях. Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий. Игровая деятельность происходит на фоне повышенного эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия для применения всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях по баскетболу.

Основу соревновательного  метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием  на количественный или качественный ре­зультат при выполнении отдельных двигательных действий, игра­ми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, конт­рольными играми и, наконец, официальными соревнованиями.

Бескомпромиссное  соперничество, борьба за первенство или  возможно высокое достижение усиливают  комплексное тренировочное воздействие  на организм занимающихся в процессе состязаний; способствуют улучшению  всех видов подготовленности во взаимосвязи  и росту спортивных результатов.

С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в  усложненных или облегченных  по отношению к официальным правилам соревнований условиях. Наиболее действенными методическими приемами, практикуемыми  на уроках по баскетболу, являются:

- уменьшение или  увеличение площади взаимодействия  занимающихся при выполнении  игровых действий;

- уменьшение или  увеличение количества игроков  на площадке в обеих командах  или в одной из них;

- введение в ходе  выполнения упражнения дополнительной  специфической информации (например, игра двумя мячами; ус­ловно-зрительные  сигналы, меняющие регламент действий  спортсменов, и т.д.);

- наложение ограничений  на выполнение игровых действий, связанных с изменением существующих  в игре правил (например, увеличение  продолжительности игры; сокращение  времени владения мячом; строгий  лимит передач мяча, ходов разыгрываемой  игровой фазы; запрещение ведения  мяча, завершение атак только  указанным способом и др.);

- усложнение восприятия  игровых ситуаций (например, игра  двух команд в одинаковой форме;  игра при недостаточном освещении;  игра при моделировании шума  трибун и т.п.);

- усложнение или  упрощение условий выполнения  игровых приемов (например, использование  облегченного или утяжеленного  мяча, снижение высоты колец или  применение над кольцами дополнительных  приспособлений, затрудняющих попадание  мяча в корзину; применение  утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.);

- игра с гандикапом (например, предоставление одной  из команд преимущества в заброшенных  мячах, в полученных фолах и  т.д.)

С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по так называемому уличному баскетболу: 3 х 3 на одну корзину до 15 очков или  продолжительностью до 20 мин. Игры проводят в основном на открытой пло­щадке. Демократичность правил и непритязательность требований к условиям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступным для широкого круга любителей баскетбола.

Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность  игрового и соревновательного методов, их применение требует оп­ределенной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наи­больший эффект достигается при концентрации времени, отво­димого на решение конкретной задачи.

На начальном этапе  обучения необходимо отдавать предпочте­ние индивидуальным состязаниям на точность и качество выпол­нения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.

Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального  мастерства педагога, его умения взаимосвязанно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся, а также сложности изучаемого материала.

1.2. Методы организации  занимающихся

Эффективность процесса обучения определяется уровнем его  организации. На занятиях по баскетболу можно использовать не­сколько методов организации занимающихся: фронтальный, по­точный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и индивидуальных заданий.

При фронтальном  методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.

Поточный метод  также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно — один за другим.

Проходной метод  объединяет в себе некоторые черты  двух пре­дыдущих и заключается в выполнении упражнений при передви­жении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь зала. Для группового метода характерно распределение занимающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.

Тот же подход — распределение  на группы и чередование заданий  используют в методе круговой тренировки. Но здесь распределение учащихся производят в зависимости от их подготовленности; разнонаправленные задания выполняются  на специально отведенных участках площадки (станциях) в определенной последовательности; смену станций производят через  заданные интервалы времени и  с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами.

Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное  выполнение их каждым учеником. Учитель  продолжает осуществлять руководящую  функцию, но педагогический контроль в  целом за всеми занимающимися  несколько затруднен.

Выбор метода организации  занимающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени  сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов  обучения, условий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном  количестве инвентаря и оборудования и т.д.).

При изучении игровых  приемов без мяча (стоек и перемещений), а также при выполнении несложных  действий с мячом (на­пример, ведение  мяча на месте или в движении на контролируемой скорости) задания выполняются  фронтальным и проходным методами: одновременно или посменно.

Когда же необходим  строгий педагогический контроль над  качеством выполнения более сложных  по структуре движений (на­пример, при  изучении дистанционных бросков  в корзину), а также на этапе  углубленного совершенствования приемов  техники или тактических взаимодействий целесообразно использовать групповой метод.

Информация о работе Обучение технике игры в баскетбол