Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель исследования: оптимизация тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание, направленность и структуру тренировочных нагрузок в системе подготовки юных футболистов.
2. Оценить уровень и динамику показателей физической подготовленности, функциональных возможностей и соревновательной деятельности игроков в рамках макроцикла.
3. Разработать и экспериментально обосновать организацию и содержание разнонаправленных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ……………………………
1.1 Микроцикл понятие………………………………………………………….
1.2 Понятие мезоцикла…………………………………………………………..
1.3 Типы мезоциклов……………………………………………………………..
1.4 Сочетание микроциклов в мезоцикле………………………………………
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………………….
2.1 Общие характеристики подготовительного периода…………………….
2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе……….
Выводы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
По данным В.Н.
Платонова, наиболее быстро восстанавливается
работоспособность по отношению
к занятиям скоростной направленности;
по отношению к занятиям, направленным
на совершенствование
Необходимо помнить,
что восстанавливаемость
Примерная продолжительность восстановления после больших тренировочных нагрузок разной направленности может выглядеть следующим образом:
Период восстановления после занятий со значительными нагрузками при прочих равных условиях более чем вдвое короче и редко превышает одни сутки; после занятий со средними нагрузками восстановление занимает 10-12 часов; после малых нагрузок восстановление занимает от нескольких минут до нескольких часов.
Приводимые данные касаются в основном нагрузок избирательной направленности и могут служить материалом, канвой для анализа, наблюдений, самопознания спортсменом своих возможностей, планирования подготовки и восстановления.
По отношению
к нагрузкам комплексной
Рационально сочетая в микроцикле нагрузки, различные по величине, направленности и т.д., можно существенно повысить самые различные характеристики выполняемой работы, добиваться самого различного тренировочного эффекта. Использование данной информации значительно разнообразит возможности воздействия на организм спортсмена, делает постановку различных задач более осознанной, а результат - более прогнозируемым. Соответственно, подготовка может стать более полноценной.
При проведении подготовки следует учитывать, что наиболее ответственные тренировки, например, спарринги, должны планироваться и проводиться на фоне повышенной работоспособности по отношению к предлагаемой нагрузке. Соответственно этому и должно планироваться количество занятий, направленность и величина нагрузки.
При планировании нагрузки в микроцикле следует помнить, что занятия со средними и малыми нагрузками являются одним из рычагов управления процессами восстановления после больших нагрузок. Наилучшим средством восстановления считается циклическая нагрузка умеренной интенсивности, относительно небольшая по объему (плавание, бег, пешие прогулки и т.д.).
Планируя нагрузку в микроциклах, следует помнить, что росту тренированности спортсменов относительно невысокой квалификации, меньшего возраста, способствуют нагрузки средние и значительные по величине. С ростом квалификации и переходом в следующую возрастную группу необходимо увеличивать количество занятий с большими и значительными нагрузками, и противном случае трудно ожидать дальнейшего прогресса. Занятия с большими нагрузками являются основным средством повышения уровня тренированности спортсмена.
Планируя нагрузки в микроцикле, следует помнить, что два занятия одинаковой направленности усугубляют утомление, не меняя его характера. В этом случае второе занятие проводится на фоне недовосстановления после первого. Во втором занятии спортсмены устают так же, как и в первом уже при выполнении несколько меньшей от выполненной в предыдущем занятии нагрузки (75-80%), и эти занятия оказывают достаточно сильное угнетающее влияние на психику. Соответственно, занятия одинаковой направленности с большими нагрузками не следует планировать с целью изучения новых действий, совершенствования техники, повышения скоростных или координационных способностей, т.к. в данном случае не удается выдержать методические требования к занятиям по совершенствованию этих качеств. Два занятия с большими нагрузками наиболее целесообразно планировать в отношении выносливости, наработки помехоустойчивости, умения работать в условиях прогрессирующего утомления.
При проведении
занятий различной
Приведенные цифры и положения относительно планирования нагрузок в микроциклах могут быть материалом к осознанию тех процессов, которые лежат в основе достижения высокой работоспособности, характеризовать их и помогать нахождению оптимального соотношения величины, направленности нагрузок, являться одним из ориентиров в этом направлении. Тем более что в любом, даже интуитивно правильно построенном тренировочном процессе, приведшем к существенному росту тренированности спортсмена, прослеживаются указанные закономерности. Их знание позволяет повысить шансы на нахождение оптимального для данного спортсмена варианта планирования, делать этот процесс более осознанным и эффективным.
1.2 Понятие мезоцикла
Мезоцикл представляет собой относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель. Наиболее популярны четырёхнедельные мезоциклы.
Построение тренировочного
процесса на основе мезоциклов позволяет
систематизировать
1.3 Типы мезоциклов
Следует различать втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные мезоциклы.
Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на решение задач общей физической подготовки. В определенном объеме могут также использоваться специально-подготовительные упражнения для повышения возможностей систем и механизмов, определяющий уровень разных видов выносливости избирательного совершенствования скоросно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений, обусловливающих в конечном счете эффективность последующей работы.
В базовых мезоциклах
проводится основная работа по повышению
функциональных возможностей основных
систем организма спортсмена, развитию
физических качеств, становлению технической,
тактической и психической подг
В контрольно-подготовительных мезоциклах синтезируются возможности спортсмена, достигнутые в предыдущих мезоциклах. Характерной особенностью тренировочного процесса в это время является широкое применение соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным.
Предсоревновательные мезоциклы предназначены для устранения мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена. Совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах приобретает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. В зависимости от состояния, в котором спортсмен подошел к началу предсоревновательного мезоцикла, тренировка может быть построена преимущественно на основе нагрузочных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности, или нагрузочных, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.
Количество и структура соревновательных мезоциклов в тренировке спортсменов определяются спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и степенью подготовленности. Ответственные соревнования, например в циклических видах спорта, охватывают обычно период от 2 до 3 мес.. В течении этого времени, как правило, проводятся 2-4 соревновательных мезоцикла. В других видах спорта, к примеру в спортивных играх, период ответственных соревнований значительно продолжительнее. За это время может быть проведено до 8 – 10 соревновательных мезоциклов, которые обычно чередуются с мезоциклами других типов.
1.4 Сочетание микроциклов в мезоцикле
Исходя из задач, поставленных
в мезоцикле, в тренировке спортсменов
могут применятся микроциклы, средства
и направленность которых способствуют
преимущественно повышению
Однако режим работы, при котором нагрузка одного микроцикла наслаивается на выраженное последствие предыдущего, приемлем лишь при тренировке высококвалифицированных и хорошо тренированных спортсменов на этапе максимального использования индивидуальных возможностей или сохранения достижений. В тренировке юных спортсменов на более ранних этапах многолетней подготовки такой режим нагрузок противопоказан. Здесь следует так чередовать микроциклы с различной суммарной нагрузкой, чтобы очередной микроцикл с большой или значительной суммарной нагрузкой проводился в условиях восстановления функциональных возможностей спортсмена после предыдущего.
Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в мезоциклах во многом зависят от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этапом максимального использования индивидуальных возможностей, характеризуются не только меньшим суммарным объемом работы, несколько иной направленностью, содержанием и т. п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы. Подбор микроциклов различных типов, их суммарная нагрузка, особенности сочетания определяются также типом мезоцикла.
Опыт последних лет
свидетельствует о
Сочетание и суммарная нагрузка недельных микроциклов в базовых мезоциклах на различных этапах многолетней подготовки
Таблица 1
Этап многолетней подготовки |
Микроцикл (типы и суммарная нагрузка) | |||
I |
II |
III |
IV | |
Предварительной базовой
Специальной базовой
Максимального использования индивидуальных возможностей |
Втягивающий – средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются
Втягивающий – средняя нагрузка (1 занятие с большой нагрузкой)
Ударный – большая нагрузка (4 занятия с большими нагрузками) |
Ударный -большая нагрузка (2 занятия с большими нагрузками)
Ударный – большая нагрузка (3 занятия с большими нагрузками)
Ударный – значительная нагрузка (3 занятия с большими нагрузками) |
Ударный – значительная нагрузка (1 занятие с большой нагрузкой)
Ударный – значительная нагрузка (2 занятия с большими нагрузками)
Ударный – большая нагрузка (6 занятий с большими нагрузками) |
Восстановительная – малая нагрузка
Восстановительный – малая нагрузка
Восстановительный – малая нагрузка |