Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель исследования: оптимизация тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание, направленность и структуру тренировочных нагрузок в системе подготовки юных футболистов.
2. Оценить уровень и динамику показателей физической подготовленности, функциональных возможностей и соревновательной деятельности игроков в рамках макроцикла.
3. Разработать и экспериментально обосновать организацию и содержание разнонаправленных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ……………………………
1.1 Микроцикл понятие………………………………………………………….
1.2 Понятие мезоцикла…………………………………………………………..
1.3 Типы мезоциклов……………………………………………………………..
1.4 Сочетание микроциклов в мезоцикле………………………………………
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………………….
2.1 Общие характеристики подготовительного периода…………………….
2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе……….
Выводы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Анализ специализированно используемых тренировочных нагрузок позволил установить следующее, на всех этапах подготовки специализированные упражнения занимали около 90% тренировочного времени, и лишь 10% отводились упражнениям неспецифичесхого характера. Среди специфических нагрузок значительную часть составляли различные модификации "квадратов" (3x1, 3x2, 4x1, 5x2, 5x3 и т.д.) Также применялись технико- тактические упражнения в парах, тройках и групповые технико-тактические упражнения.
Подводя итог данному разделу исследования, можно выделить следующие характерные черты распределения объема и структуры тренировочных нагрузок на этапах подготовительного периода в системе подготовки футболистов:
- отмечался постепенный рост суммарного объема нагрузки на обще подготовительном этапе с последующим ее снижением к середине специально-подготовительного и на предсоревновательном этапах;
- распределение
нагрузок по их
следующим: общая выносливость - 37 ± 2,8%, комплексное совершенствование двигательных качеств - 35 ± 2,8%, скоростная выносливость - 5 ±1,3%, скоростно-силовая - 12 ± 2,2% и соревновательная 10 ± 2,1%;
- соотношение
специфических и
- переменный
метод являлся основным в
Для определения эффективности воздействия тренировочных нагрузок на подготовленность занимающихся изучалось их влияние на уровень физической подготовленности и технико-тактических показателей соревновательной деятельности спортсменов.
Уровень физической подготовленности оценивался по результатам 6-тестов, как в абсолютных величинах так и в баллах табл.2. Сумма баллов по всем тестам отразила интегратьный уровень физической подготовленности.
В целом динамика интегрального уровня физической подготовленности, как и отдельных показателей тестов свидетельствовала об отсутствии выраженных изменений. Естественный прирост уровня физической подготовленности в первые месяцы подготовительного периода (общеподготовительный этап) в дальнейшем стабилизировался с тенденцией к снижению изучаемых показателей на специально-подготовительном и предсоревновательном этапах.
Таблица 4
Результаты тестирования учащихся МБОУ Поповская ООШ на этапах подготовки.
Этапы тесты декабрь январь февраль март апрель
Бег 10 м, с 1,95±0,08 1,92±0,03 1,86±0,05 1,85±0,07 1,89±0,08
Бег 50 м, с б,94±0,13 6,85±0,17 6,70±0,18 6,80±0,22 6,69±0,24
Верт.Прыжок см 38,5±4,9 39,0±3,5 42,1+2,9 41,8±3,9 40,4±3,9
Челном. Бет 7x50 69,0+1,3 67,9+1,5 67,0±1,7 67,2+2,1 66,5±2,2
Удар на дальность,м 75±6 78±4 78±6 76±4 73+5
Становая динамометрия,кг 94±7 98±5 106±7 99±6 98±5
Суммарная оценка физ. Подготовленно сти в баллах 18 22 28 24 24
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что футболисты 16-17 лет более половины ТТД выполняются в условиях борьбы с соперником. Именно здесь эффективность выполнения технических приемов самая низкая (брака-60-63%).
Таким образом, отсутствие выраженной динамики физической подготовленности футболистов низкая эффективность соревновательной деятельности на фоне достигнутого двигательного потенциала стали предпосылкой разработки экспериментальной программы построения нагрузок в подготовительном периоде, основой которой явилось перераспределение средств подготовки в сторону повышения объема скоростно-силовых нагрузок на фоне широкой вариации средств и методов тренировки.
Результаты современных
исследований в области спортивных
игр, педагогический контроль уровня развития
скоростно-силовых качеств и
Реализация выдвинутого
положения осуществлялась в ходе
педагогического эксперимента, проводимого
на протяжении четырех месяцев
В рамках изучаемой проблемы силовой подготовки необходимо сказать, что главная задача организации тренировочных нагрузок силовой направленности предусматривала планирование в рамках сопряжено - последовательной системы нагрузок, способствующей развитию скорости и скоростно-силовых качеств игроков с первых этапов подготовительного периода (Ю.В. ВерхошанскийД988)
В подготовительном
периоде, который предусматривает
для групп спортивного
При внедрении силовой подготовки в систему тренировки футболистов учитывался ряд установленных положений (Я.М. Коц, 1986; С.Г. Сухачев, 1989; Г.С. Санчев,1995, ВТ. Филин, 1974)
Прирост абсолютной силы мышц повышает скорость движений и тем больше, чем внешнее сопротивление, которое спортсмену приходится преодолевать. Однако в момент развития силы, т.е. когда систематически применяется силовая нагрузка, скорость движения и способность к проявлению взрывных усилий снижается тем больше, чем выше объем нагрузки.
Для повышения уровня скоростной (взрывной) силы необходимо выполнять достаточно большой объем собственно силовых упражнений. В зависимости от выбранной методики, это даст прирост абсолютной силы с увеличением или без существенного увеличения мышечной массы. Однако, здесь важна адаптационная перестройка мышц, которая выражается в повышении их энергетического потенциала, как основы для последующего развития взрывной силы.
Если в тренировках
используется только взрывной режим
работы мышц против относительно небольшого
сопротивления и без предварите
Наряду с вышеизложенными
принципами силовой подготовки, при
разработке экспериментальной системы
тренировки учитывались теоретико-
Принцип параллельного развития скоростных способностей и скоростной выносливости, когда технико-тактические упражнения выполняются в зоне анаэробного порога.
Равномерное распределение объема силовых и скоростно-силовых упражнений с тенденцией увеличения их интенсивности от этапа к этапу при достаточно стабильном объеме применения данных средств подготовки.
Включение силовых и скоростно-силовых нагрузок на фоне достаточно полного восстановления организма от предшествующей работы, а также подбор упражнений с учетом воздействия на основные мышечные группы, обеспечивающие выполнение соревновательных нагрузок.
Чередование средств, направленных на развитие различных компонентов силового потенциала, обеспечивающих эффект контрастности тренирующих воздействий, как фактора, усиливающего функциональную восприимчивость организма Модель процентного распределения разнонаправленных нагрузок и методов тренировки на экспериментальном этапе подготовки отражена на рисунках .
При этом общий объем работы не является критерием достоверных изменений по сравнению с первым этапом исследований. Представленные данные позволяют сделать нам заключения:
- нагрузки преимущественно
аэробной направленности
- нагрузки смешанной (комплексной) направленности, составляющие основной процент нагрузок в футболе, широко использовались, начиная с четвертого микроцикла общеподготовительного этапа, и в дальнейшем их объем был достаточно стабильным (40-50% от общего объема работы). В основном , работа смешанной (анаэробно-аэробной) направленности выполнялась в игровых упражнениях, которые служат средством технико-тактической подготовки.
- нагрузки гликолигической
направленности на этапах
- скоростно-силовая работа составляла в различных микроциклах от 19 до 30% (в среднем 25%) всей тренировочной работы, при этом мы постоянно
сохраняли достаточный объем силовых нагрузок и скоростно-силовой работы, как эффективного средства развития не только взрывной силы, но и скоростной выносливости.
Таблица 4
Процентное соотношение разнонаправленных нагрузок на этапах подготовительного периода.
Этапы Микроциклы Направленность нагрузок
общая выносливость комплексная скоростная выносливость силовая, скоростно-силовая
Общеподготовительный 1 42 30 4 24
2 55 22 4 19
3 41 24 7 28
4 20 48 6 26
Специально- подготовительный 1 11 53 7 29
2 15 50 5 25
3 20 50 3 24
4 18 50 3 24
Предсоревновательный 1 18 46 5 31
2 17 53 1 29
3 19 41 14 26
4 30 43 4 23
Таблица 5
Процентное соотношение методов тренировки на этапах подготовительного периода.
Этапы Микроциклы Направленность нагрузок
равномерный переменный повторный интервалы -серийной
Общеподготовительный 1 19 54 11 16
2 17 53 19 11
3 23 40 17 20
4 17 43 25 15
Специально-подготовительный 1 11 53 29 7
2 8 47 30 15
3 13 51 24 12
4 7 58 29 6
Предсоревновательный 1 14 51 14 21
2 15 53 11 19
3 13 44 26 17
4 19 52 19 10
Организация скоростно-силовой подготовки на общеподготовигельном этапе предусматривала проведение 3-х занятий, направленных на развитие силовой выносливости. Основной метод круговой, включающий 8-12 упражнений. Вес отягощений составлял 50-60 % от максимального. Планировалось выполнение 10-12 повторений в 3-4 сериях. Пауза отдыха между сериями составляла от 3 до 5 минут. Средства силовой подготовки использовались после технико-тактических тренировок. Наряду с упражнениями со штангой применялась дистанционная тренировка - бег по кругу от 1 до 4 км с отягощениями, составляющими 8-10% от массы футболистов. Данный подход нашел применение в системе силовой подготовки хоккеистов и доказал свою эффективность по отношению к развитию аэробной мощности, локальной мышечной выносливости и окислительных свойств мышечного аппарата.
Объем средств специализированной направленности составил 73% от общего объема нагрузок.
Во втором и третьем микроцикле планировалось проведение шести тренировочных занятий на развитие абсолютной силы. В частности, включались упражнения со штангой на развитие силы мышц нижних конечностей (приседания и полуприсед), а также жим штанги лежа и упражнения на мышцы брюшного пресса. Вес отягощений составлял 60-70% максимума в 3-4 сериях. Между подходами (пауза отдыха 2-3 мин.) использовались упражнения на расслабление. После приседаний выполнялись упражнения на ускорение (дистанция 10-12 м в 3/4 силы). Акцент делался на быстроту выполнения упражнений с отягощениями.
В заключительном
четвертом микроцикле силовая работа
невысокой интенсивности
Структура подготовки
общеподготовительного
Тренировка на специально-подготовительном этапе была направлена на дальнейшее накопление двигательного потенциала на фоне повышения объема специализированных упражнений. Как и ранее, использовались силовые нагрузки, но наряду с развитием силы все больше внимания уделялось развитию взрывной силы и скорости.