Микро и мезоциклы у юных футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: оптимизация тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание, направленность и структуру тренировочных нагрузок в системе подготовки юных футболистов.
2. Оценить уровень и динамику показателей физической подготовленности, функциональных возможностей и соревновательной деятельности игроков в рамках макроцикла.
3. Разработать и экспериментально обосновать организацию и содержание разнонаправленных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ……………………………
1.1 Микроцикл понятие………………………………………………………….
1.2 Понятие мезоцикла…………………………………………………………..
1.3 Типы мезоциклов……………………………………………………………..
1.4 Сочетание микроциклов в мезоцикле………………………………………
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………………….
2.1 Общие характеристики подготовительного периода…………………….
2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе……….
Выводы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Микро и мезоциклы на подготовительном этапе годового цикла тренировки футболистов.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

В целом, по сравнению с общеподготовигельным этапом, интенсивность нагрузок возрастала за счет уменьшения работы преимущественно аэробной направленности и прироста нагрузок комплексного воздействия. Объем нагрузок,

направленных  на развитие скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств, остался без изменений. В систему подготовки был включен недельный соревновательный микроцикл, где объем специализированной работы составил 80% и скоростно-силовая работа исключалась за три дня до игры.

Основная направленность силовых нагрузок была связана с  развитием взрывной силы. Применялись  выпрыгивания со штангой (вес отягощения 50-60 %) и после них прыжковые  через барьеры или гимнастические скамейки. Количество прыжков 10-15.

При выполнении легкоатлетических прыжков акцент делался на быстроту толчка и высокое поднимание бедер. При выпрыгивании со нгтангой обращалось внимание на быстроту выполнения и высоту прыжка (переход от уступающей работы мышц к преодолевающей).

Применение атлетической подготовки было сопряжено с беговой (фортлек). перед фортлеком выполнялся комплекс прыжковой работы (ЧСС на уровне 160170 уд/мин). В данном случае решались задачи параллельного увеличения мощности мышечного аппарата, его окислительных способностей и повышения анаэробного порога футболистов.

Наряду с упражнениями со цггангой и прыжковой работой  применялись тех-нико-такгические  упражнения с отягощением (квадраты: 4x2 в два шагания; 3x2 в два касания; 3x1 в одно касание; 4x4 в два касания).

На этапах предсоревновательного периода были исключены упражнения со штангой, работа скоростно-силовой направленности, как правило, включалась в разминку. В рамках силовой подготовки использовался ударный метод развития "взрывной силы" - прыжки в глубину и различные модификации прыжковых упражнений, рывки и ускорения с мячем и без мяча.

Объем нагрузки в целом был снижен, но интенсивность  достигла максимальных величин преимущественно  за счет выполнения специализированных упражнений смешанной и гликолитической  направленности. Следует сказать,

что на предсоревновательном этапе нагрузки в скоростно-силовой  направленности в среднем составили 26% от общего объема работы.

Эффективность экспериментального макроцикла оценивалась  по динамике и уровню развития двигательных качеств футболистов. Положительная динамика стартовой скорости (110), прыгучести (Н) и специальной силы (удар на дальность) футболистов, табл. 6 участвующих в эксперименте, позволяют о правомерности применения концентрированного объема силовой и скоростно-силовой работы на экспериментальном этапе подготовки.

На предсоревновательном этапе, когда упражнения с отягощениями были исключены и введены прыжки в глубину и различные модификации  прыжковых упражнений, ярко проявился  эффект трансформации накопленного силового потенциала на уровень физической подготовленности в целом.

Как и на предварительном  этапе работы, в процессе проведения эксперимента и после его окончания  регистрировались технико-тактические  показатели соревновательной деятельности футболистов.

Полученные данные позволили заключить, что количественные и качественные характеристики выполнения игровых приемов футболистов соответствовали показателям, характерным для средней лиги.

В предыдущем разделе  мы отмечали существенное расхождение  данных соревновательной деятельности группы, тренировавшейся по стандартной программе от аналогичных данных команд мастеров. При этом было сказано, что чем выше класс игры, тем, при прочих равных условиях, больше приемов выполняется в оптимальных условиях.

Таким образом, можно заключить, что предложенная структура тренировочных нагрузок, включая методы и средства силовой подготовки, более эффективна по сравнению с традиционно сложившейся системой построения подготовительного периода футболистов МБОУ Поповская ООШ 16-17 лет.

 

 

Выводы

 

Традиционная методика планирования тренировочных нагрузок в системе подготовки футболистов групп, предусматривающая преимущественное использование нагрузок общего характера (до 90% тренировочного времени), выполняемых переменным методом (около 70% общего времени), не способствует положительной динамике уровня физических качеств игроков на этапах подготовительного периода подготовки.

Показана высокая  эффективность разработанной методики силовой подготовки для повышения  уровня физической подготовленности и  эффективности соревновательной деятельности футболистов общеобразовательных школ. При этом объем нагрузок силового и скоростно-силового характера должен составлять в среднем 25% от общего объема нагрузок, а соотношение специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений 65-70% и 35-30%.

Для достижения необходимого тренировочного эффекта  силовой работы в системе подготовки юных футболистов рекомендуется  использование силовых комплексов с отягощениями продолжительностью 35-45 минут на протяжении 8-12 недель обшеподготовителыюго и специально-подготовительного этапов подготовительного периода подготовки. При этом должна соблюдаться тенденция постепенного повышения интенсивности упражнений скоростно-силового характера.

На предсоревновательном этапе подготовки юных футболистов исключение упражнений с отягощениями и включение прыжковых упражнений способствует трансформации накопленного силового потенциала, проявляющегося в достоверном повышении скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

Один из эффективных  путей ускорения адаптации юных футболистов к специфике технико-тактических действий футболистов команд более высокого класса в условиях соревновательной деятельности заключается в целенаправленном развитии скоростно-силовой подготовленности игроков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К наиболее характерным  чертам организации тренировочного процесса футболистов в годичном цикле следует отнести постепенный рост объема и интенсивности нагрузок от общеподготовительного к специально-подготовительному этапу и относительную стабилизацию величины нагрузок в соревновательном периоде - нагрузки аэробной и смешанной направленности составляют 70-93 % всех нагрузок, а работа алактатной и гликолитической направленности находится в пределах 7-20 % общего объема работы.

Основными методами организации упражнений в системе тренировки футболистов являются переменный (60-68 %) и повторный (22-30%) методы. Интервально-серийный метод занимает лишь 3-5 % всех методов тренировки, что можно рассматривать как существенный резерв интенсификации процесса подготовки.

Сложившаяся структура  распределения средств и методов  тренировки в системе подготовки футболистов второго дивизиона  не обеспечивает планомерного повышения  физической подготовленности игроков на этапах годичного цикла. В структуре физической подготовленности основным лимитирующим звеном является скоростно-силовой компонент двигательного потенциала.

Выявлены слабые статистические связи между показателями скоростно-силовой подготовленности и равномерным и переменным методами тренировки и более тесные взаимосвязи скоростно-силовых качеств с интервальным и повторным методами, что предполагает более широкое использование последних в системе организации нагрузок на этапах подготовки.

Оптимизация процесса подготовки футболистов высокой  квалификации связана с принципом организации тренировочных нагрузок, обеспечивающим планируемый тренировочный эффект, оценка которого может осуществляться, с одной стороны, путем этапного контроля за уровнем развития отдельных двигательных способностей и физической подготовленности в целом, с другой, путем контроля технико-тактических показателей соревновательной деятельности.

Содержание тренировочной программы подведения футболистов к соревнованиям и достижению уровня подготовленности команды «выше среднего» характеризуется следующими показателями подготовки: количество тренировочных дней - 28-30; объем нагрузки - 1845 минут; количество тренировок в день - 2; направленность нагрузки: аэробная - 27-30 %, смешанная - 35-42 %; гликолитическая - 9-14 %, алактатная - 17-30 %; методы тренировки: равномерный - 9-11 %, переменный - 8-10 %, повторный -16-35 %, интервальный - 32-34 %; специализированности упражнений: общеподготовительные- 35-37 %, специализированные - 42-48 %, соревновательная нагрузка - 20-23 %.

В перерыве между  первым и вторым кругом соревновательного периода целесообразно планировать двухнедельный этап, в котором объем нагрузок скоростно-силовой направленности должен составлять 40-50 %. Основной объем занимают средства общей физической подготовки - 45 %. Специализированное упражнения составляют 25 %. Такая организация нагрузок в период относительного снижения функционального потенциала организма в результате длительного воздействия однотипных маловариативных специализированных воздействий, позволяет преодолеть «адаптационный барьер» и сопровождается ростом физической подготовленности игроков и повышением эффективности технико-тактических показателей соревновательной деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке

юных футболистов  в условиях общеобразовательных  школ: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2001. -16 с.

  1. Алексеев, С.В. Экспериментальное исследование методики обучения студентов технике футбола [Текст] / С.В. Алексеев // Целостный педагогический процесс: сб. науч. ст. / отв. ред. И.В. Павлов, А.И. Пайгусов. – Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. – С. 255–260.
  2. Арестов Ю.М. Анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков // Футбол: учебник для институтов физической культуры / Под ред. П.Н. Казакова. - М.: Физкультура и спорт. 1978. -С. 208-212
  3. Бакулин С.А. Изменения газообмена и некоторых других функции при мышечной работе у различно-тренированных подростков 14-17 лет: Автореф. дис.... канд. биол. наук. - М.. 196-. -12 с.
  4. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов [Текст] / А.П. Герасименко. – Волгоград: ВГАФК, 2007. – 87 с.
  5. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры [Текст] / Голомазов С.В. , Чирва Б.Г. . – М.: СпортАкадемПресс, 2007. – 472 с
  6. Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Книга тренера по футболу. - Киев: Здоровья, 2005. - 250 с.
  7. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев:Олимпийская литература,2007. – С. 364-367
  8. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготов ленности футболистов: Автореф. дис... док. пед. наук. - М., 2000. - 50 с.
  9. Шахов Ш.К. Индивидуально-программированная физическая подготовка в видах спорта группы единоборств: Автореф. дис... док. пед. наук. - М., 1998.-52 с.
  10. Шестков М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: Автореф дис... канд. пед. наук. - М., 1992. - 44с.
  11. Ченегин В.М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов. - Волгоград, 1988. - с. 39-40.
  12. Чулибаев Д.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в подготовке юных футболистов: Методические рекомендации. - 1996. - 24 с.
  13. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 225 с.
  14. Ясер Абделазим Салем. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов учебно-тренировочных групп спортивных школ (3-4 года обучения): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1989. - 23 с.

.

 

 

 


Информация о работе Микро и мезоциклы у юных футболистов