Микро и мезоциклы у юных футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: оптимизация тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание, направленность и структуру тренировочных нагрузок в системе подготовки юных футболистов.
2. Оценить уровень и динамику показателей физической подготовленности, функциональных возможностей и соревновательной деятельности игроков в рамках макроцикла.
3. Разработать и экспериментально обосновать организацию и содержание разнонаправленных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ……………………………
1.1 Микроцикл понятие………………………………………………………….
1.2 Понятие мезоцикла…………………………………………………………..
1.3 Типы мезоциклов……………………………………………………………..
1.4 Сочетание микроциклов в мезоцикле………………………………………
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………………….
2.1 Общие характеристики подготовительного периода…………………….
2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе……….
Выводы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Микро и мезоциклы на подготовительном этапе годового цикла тренировки футболистов.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

5

5

14

14

16

 

20

20

25

37

39

41




 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА I.  ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ……………………………

1.1 Микроцикл понятие………………………………………………………….

1.2 Понятие мезоцикла…………………………………………………………..

1.3 Типы мезоциклов……………………………………………………………..

1.4 Сочетание микроциклов  в мезоцикле………………………………………

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………………….

2.1 Общие характеристики  подготовительного периода…………………….

2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе……….

Выводы……………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Организация и планирование учебно-тренировочного процесса является одной из наиболее сложных проблем современного футбола. Это объясняется большим количеством разноплановых задач, которые необходимо решать на разных этапах подготовки. В частности, на подготовительном этапе построения годового плана основывается на закономерностях развития и становления спортивной формы игроков, календаре официальных соревнований, объективном уровне психофизических возможностей футболистов.

Вопросам организации тренировочного процесса в рамках подготовительного периода посвящено достаточно большое количество исследований, но в них, как правило, рассматриваются валовые показатели подготовки и обосновываются методические принципы построения нагрузок.

Гораздо менее  изученным остается этап планирования учебно-тренировочного процесса, которое предусматривает рациональную организацию разнонаправленных средств и методов тренировки на относительно непродолжительных временных отрезках годичного цикла. Учитывая данные о том, что период сохранения рационального уровня подготовленности футболистов не превышает 40-50 дней (М.О. Букуев, 1988) можно говорить о необходимости детального планирования нагрузок на подготовительном этапе с учетом реального уровня и динамики отдельных сторон подготовленности игроков и оценки эффективности их соревновательной деятельности.

Гипотеза. Предполагалось, что анализ параметров тренировочного процесса подготовки футболистов, с одной стороны, и оценка его влияния на уровень развития двигательных способностей и технико-тактические показатели соревновательной деятельности, с другой, позволят внести объективные коррекции в систему тренировки и послужат основой для оптимизации средств и методов подготовки на этапах годичного макроцикла.

Предмет исследования: структура нагрузок, средства и методы тренировки на подготовительном этапе годичного цикла подготовки футболистов.

Цель  исследования: оптимизация тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов.

Задачи  исследования:

1. Изучить содержание, направленность и структуру тренировочных нагрузок в системе подготовки юных футболистов.

2. Оценить уровень  и динамику показателей физической  подготовленности, функциональных  возможностей и соревновательной  деятельности игроков в рамках  макроцикла.

3. Разработать  и экспериментально обосновать  организацию и содержание разнонаправленных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода.

Для решения  поставленных задач использовался  комплекс педагогических и физиологических  методов исследования, включающий: изучение и анализ научной и научно-методической литературы; педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью и хронометраж; регистрация частоты сердечных колебаний (ЧСС); педагогическое тестирование физической подготовленности игроков; определение функциональных возможностей организма футболистов, регистрация и анализ технико-тактических показателей соревновательной деятельности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Объектом  исследования – является учебно-тренировочный процесс и влияние подготовительного этапа годового цикла тренировок на результат юных спортсменов в футболе.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ

 

1.1 Микроцикл понятие

 

Микроцикл — это малый  цикл тренировки, чаще всего с недельной  или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;

— часто окончание  микроцикла связано с восстановительной  фазой, хотя она встречается и  в середине его;

— регулярная повторяемость  в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного  объема и разной интенсивности.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число  обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.

В практике отдельных  видов спорта встречается от четырех  до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним  объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных  базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных . Они используются в тех случаях, когда время  подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах  должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование  различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

Сколько тренировок должно быть в неделю (в микроцикле)? На самом деле это не очень простой вопрос и все же попробуем разобраться. Наш микроцикл может содержать от 2 до 5 тренировочных дней. От чего это зависит?

Во-первых, от степени нагрузки – если вы, например, увеличиваете мышечную силу, то на тренировках вы будите прибегать к более тяжелым нагрузкам, следовательно, требуется более продолжительный отдых.

Во-вторых, от характера нагрузок. Помимо основных тренировок – направленные на увеличение мышечной массы или силы, наш микроцикл может содержать тренировки направленные на поддержания и развитие сердечно-сосудистой системы – это короткие высокоинтенсивные тренировки, состоящие из аэробных упражнений (бег, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой, гребля, плавание). По продолжительности они не должны занимать больше 15-20 минут, а по количеству двух тренировок в неделю будет вполне достаточно, чтобы поддерживать свою сердечно-сосудистую систему в отличном состоянии. Так как в ходе этих тренировок вы не испытываете больших нагрузок, они могут занять свое место в тренировочной неделе между основными тренировками.

После того как мы разобрались  из каких типов и какого количества тренировок может состоять наш микроцикл, пришло время подробнее рассмотреть  принцип планирования основных тренировок. Наш микроцикл будет строиться на основе базовых упражнений. Напомню, к основным базовым упражнениям относится так называемая «золотая тройка» упражнений: приседание, жим лежа и становая тяга.

В микроциклах  может планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая повышение уровня различных сторон подготовленности, так и направленная на совершенствование преимущественно какой-либо одной стороны подготовленности.

Особенности нагрузки в занятии определяют характер утомления  и продолжительность восстановления. При этом оптимальным является проведение занятия на фоне восстановленной или повышенной работоспособности по отношению к тем нагрузкам и упражнениям, которые включены в данное занятие. Однако в практике подготовки данное положение часто нарушается, и следующее занятие проводится на фоне недовосстановления после предыдущего занятия. В ряде случаев это позволяет повышать возможности адаптационных систем и после соответствующего восстановления рассчитывать на значительное улучшение показателей данной стороны подготовленности. Имеете с тем, это может привести к перенапряжению систем и органов, срывам и снижению степени адаптации.

В результате подготовки показатели спортсмена могут улучшиться, могут остаться без изменений, могут  ухудшиться. Основная причина снижения результата - нерациональное планирование работы и отдыха, расхождение между запланированной работой и ее выполнением, фактическое нарушение плана подготовки, неадекватные по величине и содержанию нагрузки.

Считается, что  в развитии утомления ведущим звеном может являться любой орган или система, обеспечивающие выполнение данной нагрузки. При этом в определенный момент работы обнаруживается несоответствие между требованиями к органу или системе и имеющимися функциональными ресурсами. Внешними проявлениями такого несоответствия являются: снижение темпа, нарушение ритма, сбои в работе, снижение скорости, силы и других характеристик работы.

Вместе с тем  утомление обладает специфичностью, и после соответствующего отдыха можно переходить к работе, обеспечиваемой преимущественно другими функциональными системами.

Например, на фоне относительного недовосстановления возможностей по отношению к скоростной работе можно достаточно эффективно работать над совершенствованием выносливости (аэробная производительность). Соответственно, в микроцикле должна планироваться работа разной направленности, обеспечивающая становление и проработку самых различных сторон подготовленности.

При планировании нагрузки следует учитывать, что  направленность занятия обусловливает  и специфику утомления, и продолжительность восстановления после работы. Некоторые нагрузки оказывают относительно узкое воздействие на организм, напрягая в основном отдельные функциональные системы, другие - более широкое, вовлекая в работу ряд функциональных систем.

Информация о работе Микро и мезоциклы у юных футболистов