Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель исследования: оптимизация тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание, направленность и структуру тренировочных нагрузок в системе подготовки юных футболистов.
2. Оценить уровень и динамику показателей физической подготовленности, функциональных возможностей и соревновательной деятельности игроков в рамках макроцикла.
3. Разработать и экспериментально обосновать организацию и содержание разнонаправленных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ……………………………
1.1 Микроцикл понятие………………………………………………………….
1.2 Понятие мезоцикла…………………………………………………………..
1.3 Типы мезоциклов……………………………………………………………..
1.4 Сочетание микроциклов в мезоцикле………………………………………
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………………….
2.1 Общие характеристики подготовительного периода…………………….
2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе……….
Выводы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Сочетание и суммарная нагрузка недельных микроциклов в мезоциклах различного типа (применительно к подготовке спортсменов высокой квалификации)
Таблица 2
Мезоцикл |
Микроцикл (типы и суммарная нагрузка) | |||
I |
II |
III |
IV | |
Втягивающий
Базовый
Контрольно-подготови- тельный
Предсоревно- вательный
Соревнова- тельный |
Втягивающий – средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются)
Ударный – большая нагрузка (4 занятия с большими нагрузками)
Ударный – большая нагрузка (5 занятий с большими нагрузками)
Ударный – большая нагрузка (4 занятия с большими нагрузками)
Подводящий – средняя нагрузка (1 занятие с большой нагрузкой) |
Втягивающий – средняя нагрузка (1 занятие с большими нагрузками)
Ударный – значительная нагрузка (3 занятия с большими нагрузками)
Восстановительный – малая нагрузка
Ударный – значительная нагрузка (2 занятия с большими нагрузками)
Соревнова- тельный – тренировоч- ная нагрузка малая, соревновательная зависит от программы соревнова- ний |
Ударный – значительная нагрузка (3 занятия с большими нагрузками)
Ударный – большая нагрузка (5 занятий с большими нагрузками)
Ударный – большая нагрузка (5 занятий с большими нагрузками)
Подводящий – средняя нагрузка (1 занятие с большой нагрузкой)
Подводящий – малая нагрузка |
Восстановительный – малая нагрузка
Восстановительный – малая нагрузка
Восстановительный – малая нагрузка
Восстановительный – малая нагрузка
Соревнователь- ный – тренировочная нагрузка малая, соревновательная зависит от уровня и программы соревнований |
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ
2.1 Общие характеристики подготовительного периода
В рамках подготовительного периода принято выделять обще- подготовительный и специально-подготовительный этапы. В целом продолжительность подготовительного периода составляет 4-5 месяцев.
Наблюдения за процессом и регистрация тренировочных нагрузок осуществлялась на протяжении 4,5 месяцев подготовительного и 1,5 месяцев соревновательного периода (декабрь-май).
Количество тренировочных дней на протяжении ежемесячных этапов колебалось от 20 до 25. При этом, как правило, проводились одноразовые занятия и 2-3 игры в мезоцикле.
Общий объём нагрузки в целом соответствовал рекомендациям программных документов для юношеского футбола. Общий объём нагрузки в месячных мезоциклах колебался от 3206 мин на общеподготовительном этапе до 2676 мин на специально-подготовительном. Объём тренировочной работы, начиная со второго месячного цикла снимался к концу общеподготовительного этапа и далее стабилизировался с тенденцией возрастания к началу соревнований (рис. 1). В свою очередь объём соревновательной нагрузки, под которой понимается время, затраченное на участие в официальных матчах, последовательно увеличивался по мере приближения к периоду основных соревнований.
4
Месяцы
Рис. 1. Распределение объёмов тренировочных (сплошная линия) и соревновательных (пунктир) нагрузок в месячных мезоциклах 6-месячного этапа
3 4
Месяцы
Рис. 2. Распределение нагрузок различной преимущественной направленности на этапах макроцикла
На рис. 2 представлено процентное соотношение разнонаправленных нагрузок по месяцам и этапам подготовки.
Анализ результатов, представленных на рисунке позволяет говорить о достаточно равномерном распределении разнонаправленных нагрузок с наличием неярко-выраженной волнообразности на этапах подготовки. При этом на общеподготовительном этапе нагрузки аэробной и смешанной (аэробно-анаэробной) направленности, т.е. нагрузки, способствующие развитию различных видов выносливости составляли 94,2% работы, в то время как нагрузки, признанные развивать скоростные и скоростно-силовые качества занимали лишь 1,9%, а работа по совершенствованию скоростной выносливости (анаэробно-гликолитическая) - 2,9%.
Упражнения, направленные на развитие общей (аэробной) выносливости, как правило, строго не регламентировались по времени и выполнялись либо однократно (непрерывный метод), либо с небольшим числом повторений (повторный метод).
Среди специализированных средств подготовки в рамках аэробной направленности нагрузок, применялись ведения мяча, передачи мяча, удары по воротам, сочетание ведений и передач, жонглирование, а также некоторые индивидуальные и парные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технического мастерства. В качестве неспециализированных нагрузок применялись: кроссовый бег, плавание.
Нагрузки комплексной
направленности, выполняются в аэробно-анаэробн
Более продолжительная работа (до 40 минут и более) в смешанном режиме осуществлялась в виде подвижных игр и командных технико-тактических упражнений.
Следует сказать, что
во втором мезоцикле
Преимущественно гликолитическая направленность нагрузок была характерна для упражнений, выполняемых по принципу "челночного" бега, а также темповых игровых упражнений длительностью 2-3 минуты. Основной метод тренировки - повторный. К группе алактатных нагрузок относились скоростно-силовые и скоростные упражнения с мячом и без мяча, которые, как правило, выполнялись серийным методов.
Таким образом,
можно выделить следующие характерные
черты, присущие соотношению
Можно сказать, что закономерности, наблюдаемые на общеподготовительном этапе сохранились и на протяжении специально-подготовительного (март-апрель) и'соревновательного (апрель-май) этапов.
В объёме выполненной за эти периоды нагрузки упражнения анаэробной направленности составляли 6,4% (скоростно-силовые 3,9%; скоростная выносливость 2,5%), смешанной 59%, аэробной - 34%.
Сущность незначительных изменений, по сравнению с предыдущим этапом, в структуре нагрузок заключалась в повышении интенсивности занятий за счёт перераспределения объёмов работы в сторону повышения анаэробных нагрузок на фоне снижения аэробных. На этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и в первом микроцикле соревновательного периода отчётливо проявилась тенденция роста объёма скоростно-силовой работы (см. рис. 4). Данную закономерность можно оценивать как положительную, хотя согласно современным представлениям объём скоростно-силовой работы в системе подготовки юных футболистов должен составлять не менее 10-20% (8, 46, 56, 71) в то время как в наших наблюдениях он достигал лишь 4-6%.
В целом структура нагрузок на специально-подготовительном этапе (СПЭ) и начале соревновательного (СЭ) характеризовались:
повышением
объёма скоростно-силовой (алактатной)
работы к
концу СПЭ и на СЭ и снижением работы на
развитие скоростной
выносливости в соревновательном
периоде с 3% до 1,7%
2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе.
Основным средством воздействия на функциональное состояние организма спортсменов являются тренировочные нагрузки и методы их выполнения на этапах подготовки. Методически правильно организованный тренировочный процесс сопровождается адекватным адаптационными изменениями функциональных систем, которые служат основой повышения физической работоспособности.
Наблюдения за
тренировочным процессом и
Количество тренировочных дней на протяжении ежемесячных этапов колебалось от 21 до 25. При этом, как правило, проводились одноразовые тренировки и 2-3 матча каждый месяц. Объем тренировочной нагрузки в январе составил 40 часов. В феврале-марте наблюдался рост объема работы в пределах 57-60 часов, и затем зафиксировано снижение объема работы в марте-апреле до 50-43 часов соответственно.
В таблице 1 показано соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в общем объеме работы месячных мезоциклов подготовительного периода, а так же процентное распределение нагрузок по их преимущественной направленности.
Анализ результатов, представленных в таблице 1 позволяет говорить о достаточно равномерном распределении разнонаправленных тренировочных воздействий на этапах тренировки. При этом нагрузки преимущественно аэробной и смешанной направленности, т.е. способствующие совершенствованию различных видов выносливости, составляли 73-83% всех видов работы.
Обращает на себя внимание тот факт, что нагрузки, направленные на развитие скоростных и силовых качеств футболистов занимали лишь 9-15% общего объема работы. Учитывая общеизвестный факт, что двигательной деятельности футболистов в игре присуши ациклические скоростно-силовые движения, можно отметить, что зарегистрированный нами объем скоростно-силовой работы недостаточен для эффективного развития скоростно-силовых качеств.
Таблица 3
Объем и направленность тренировочных нагрузок в мезоциклах подготовительного периода.
Показатели Мезоциклы
1 2 3 4
Общий объем нагрузки, мин 2400 3600 3450 3000
Тренировочная, мин % 2200/92 3300/92 3050/88 2600/87
Соревновательная, мин % 200/8 300/8 400/12 400/13
Направленность работы, %
Общая выносливость 44 42 36 39
Комплексное совершенствование двигательных качеств 34 33 32 38
Скоростная выносливость 5 4 5 6
Скоростно-силовые качества 9 13 15 14
Соревновательная 8 8 12 13
Остальное время развитие скоростно-силовых качеств осуществлялось дистанционными методами в упражнениях с мячом и без мяча (рывки из различных положений, ускорения). В системе подготовки отсутствовали упражнения с отягощением, и не применялись прыжки в глубину.
Структура тренировочных нагрузок и их преимущественная направленность во многом зависят от методов организации физических упражнений (методов тренировки).
Согласно полученных нами данных основной формой работы в тренировке футболистов являлся переменный метод (около 70% общего времени). Существенно реже использовался повторный метод тренировки (29%) и практически не использовался равномерный (2%) и интервально серийный методы (0%).
Доказано, что серийный метод является наиболее эффективным при совершенствовании скоростно-силовых качеств футболистов (В. А. Озеров, 1990). Также отметим отсутствие вариативности используемых методов тренировки на этапах подготовительного периода