Микро и мезоциклы у юных футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: оптимизация тренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание, направленность и структуру тренировочных нагрузок в системе подготовки юных футболистов.
2. Оценить уровень и динамику показателей физической подготовленности, функциональных возможностей и соревновательной деятельности игроков в рамках макроцикла.
3. Разработать и экспериментально обосновать организацию и содержание разнонаправленных нагрузок в микро- и мезоциклах подготовительного периода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИКРО И МЕЗОЦИКЛОВ……………………………
1.1 Микроцикл понятие………………………………………………………….
1.2 Понятие мезоцикла…………………………………………………………..
1.3 Типы мезоциклов……………………………………………………………..
1.4 Сочетание микроциклов в мезоцикле………………………………………
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ…………………………………………………………………….
2.1 Общие характеристики подготовительного периода…………………….
2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе……….
Выводы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Микро и мезоциклы на подготовительном этапе годового цикла тренировки футболистов.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

 

 

Сочетание и суммарная  нагрузка недельных микроциклов  в мезоциклах различного типа (применительно  к подготовке спортсменов высокой  квалификации)

Таблица 2

 

Мезоцикл

Микроцикл (типы и суммарная нагрузка)

 

I

 

II

 

III

 

IV

Втягивающий

 

 

 

 

 

 

 

Базовый

 

 

 

 

 

 

Контрольно-подготови-

тельный

 

 

 

 

Предсоревно-

вательный

 

 

 

 

 

Соревнова-

тельный

Втягивающий – средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются)

 

Ударный – большая нагрузка (4 занятия  с большими нагрузками)

 

Ударный – большая нагрузка (5 занятий с большими нагрузками)

 

Ударный – большая нагрузка (4 занятия  с большими нагрузками)

 

Подводящий – средняя нагрузка (1 занятие с большой нагрузкой)

Втягивающий – средняя нагрузка (1 занятие с большими нагрузками)

 

Ударный – значительная нагрузка (3 занятия с большими нагрузками)

 

Восстановительный – малая нагрузка

 

 

 

 

Ударный – значительная нагрузка (2 занятия с большими нагрузками)

 

Соревнова-

тельный – тренировоч-

ная нагрузка малая, соревновательная зависит от программы соревнова-

ний

Ударный – значительная нагрузка (3 занятия с большими нагрузками)

 

Ударный – большая нагрузка (5 занятий  с большими нагрузками)

 

Ударный – большая нагрузка (5 занятий  с большими нагрузками)

 

Подводящий – средняя нагрузка (1 занятие с большой нагрузкой)

 

Подводящий – малая нагрузка

Восстановительный – малая нагрузка

 

 

 

 

Восстановительный – малая нагрузка

 

 

 

 

Восстановительный – малая нагрузка

 

 

 

 

Восстановительный – малая нагрузка

 

 

 

 

Соревнователь-

ный – тренировочная нагрузка малая, соревновательная зависит от уровня и программы соревнований


 

 

 

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ГОДОВОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ

 

2.1 Общие характеристики  подготовительного периода

 

В рамках подготовительного  периода принято выделять обще- подготовительный и специально-подготовительный этапы. В целом продолжительность подготовительного периода составляет 4-5 месяцев.

Наблюдения за процессом  и регистрация тренировочных  нагрузок осуществлялась на протяжении 4,5 месяцев подготовительного и 1,5 месяцев соревновательного периода (декабрь-май).

Количество  тренировочных дней на протяжении ежемесячных этапов колебалось от 20 до 25. При этом, как правило, проводились одноразовые занятия и 2-3 игры в мезоцикле.

Общий объём  нагрузки в целом соответствовал рекомендациям программных документов для юношеского футбола. Общий объём нагрузки в месячных мезоциклах колебался от 3206 мин на общеподготовительном этапе до 2676 мин на специально-подготовительном. Объём тренировочной работы, начиная со второго месячного цикла снимался к концу общеподготовительного этапа и далее стабилизировался с тенденцией возрастания к началу соревнований (рис. 1). В свою очередь объём соревновательной нагрузки, под которой понимается время, затраченное на участие в официальных матчах, последовательно увеличивался по мере приближения к периоду основных соревнований.



4

Месяцы

Рис. 1. Распределение объёмов тренировочных (сплошная линия) и соревновательных (пунктир) нагрузок в месячных мезоциклах 6-месячного этапа

3 4

Месяцы

Рис. 2. Распределение нагрузок различной преимущественной направленности на этапах макроцикла

      1. Скоростно-силовая,
      2. Скоростная выносливость,
      3. Комплексная,
      4. Общая выносливость

На рис. 2 представлено процентное соотношение разнонаправленных нагрузок по месяцам и этапам подготовки.

Анализ результатов, представленных на рисунке позволяет  говорить о достаточно равномерном распределении разнонаправленных нагрузок с наличием неярко-выраженной волнообразности на этапах подготовки. При этом на общеподготовительном этапе нагрузки аэробной и смешанной (аэробно-анаэробной) направленности, т.е. нагрузки, способствующие развитию различных видов выносливости составляли 94,2% работы, в то время как нагрузки, признанные развивать скоростные и скоростно-силовые качества занимали лишь 1,9%, а работа по совершенствованию скоростной выносливости (анаэробно-гликолитическая) - 2,9%.

Упражнения, направленные на развитие общей (аэробной) выносливости, как правило, строго не регламентировались по времени и выполнялись либо однократно (непрерывный метод), либо с небольшим числом повторений (повторный метод).

Среди специализированных средств подготовки в рамках аэробной направленности нагрузок, применялись  ведения мяча, передачи мяча, удары по воротам, сочетание ведений и передач, жонглирование, а также некоторые индивидуальные и парные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технического мастерства. В качестве неспециализированных нагрузок применялись: кроссовый бег, плавание.

Нагрузки комплексной  направленности, выполняются в аэробно-анаэробном режиме, характерным для подавляющего большинства специализированных групповых упражнений футболистов, как уже отмечалось, составляли 55-60% всей тренировочной работы игроков 14-15 лет. Среди них наиболее часто использовались различные модификации, так называемых, "квадратов" (3x1; 3x2; 4x1; 5x2 и т.д.) средняя продолжительность таких нагрузок составляла 10-15 минут, а частота пульса во время их выполнения колебалась в пределах 140-180 уд/мин.

Более продолжительная  работа (до 40 минут и более) в смешанном режиме осуществлялась в виде подвижных игр и командных технико-тактических упражнений.

Следует сказать, что  во втором мезоцикле общеподготовительного  этапа наблюдался едва ли не самый  высокий удельный вес анаэробной работы (7,2%). Увеличение объёма высокоинтенсивных нагрузок не следует расценивать, как элемент "форсирования" тренированности, так как этот процесс сопровождался наращиванием общего объёма работы. Такое построение нагрузок рассматривается как закономерное явление для середины общеподготовительного этапа подготовительного периода.

Преимущественно гликолитическая направленность нагрузок была характерна для упражнений, выполняемых  по принципу "челночного" бега, а также темповых игровых упражнений длительностью 2-3 минуты. Основной метод тренировки - повторный. К группе алактатных нагрузок относились скоростно-силовые и скоростные упражнения с мячом и без мяча, которые, как правило, выполнялись серийным методов.

Таким образом, можно выделить следующие характерные  черты, присущие соотношению разнонаправленности  нагрузок, применяемых в системе подготовки юных футболистов на общеподготовительном этапе:

  • равномерное распределение объёма нагрузок комплексной (смешанной) направленности на уровне 55-56%;
  • увеличение к середине этапа процента нагрузок, направленных на 
    развитие скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с 
    2-3% до 7% с последующем их снижением к концу этапа до 4%.
  • незначительными колебаниями объёма аэробной работы - 3-4% от мезоцикла к мезоциклу.

Можно сказать, что закономерности, наблюдаемые  на общеподготовительном этапе сохранились и на протяжении специально-подготовительного (март-апрель) и'соревновательного (апрель-май) этапов.

В объёме выполненной  за эти периоды нагрузки упражнения анаэробной направленности составляли 6,4% (скоростно-силовые 3,9%; скоростная выносливость 2,5%), смешанной 59%, аэробной - 34%.

Сущность  незначительных изменений, по сравнению  с предыдущим этапом, в структуре нагрузок заключалась в повышении интенсивности занятий за счёт перераспределения объёмов работы в сторону повышения анаэробных нагрузок на фоне снижения аэробных. На этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и в первом микроцикле соревновательного периода отчётливо проявилась тенденция роста объёма скоростно-силовой работы (см. рис. 4). Данную закономерность можно оценивать как положительную, хотя согласно современным представлениям объём скоростно-силовой работы в системе подготовки юных футболистов должен составлять не менее 10-20% (8, 46, 56, 71) в то время как в наших наблюдениях он достигал лишь 4-6%.

В целом структура  нагрузок на специально-подготовительном этапе (СПЭ) и начале соревновательного (СЭ) характеризовались:

  • несущественным повышением удельного веса нагрузок комплекс 
    ного воздействия до 60% на СПЭ и их снижением до 54% на СЭ;
  • снижением аэробных воздействий до 27% с последующим повы 
    шением до 35-38%;

повышением  объёма скоростно-силовой  (алактатной)  работы  к 
концу СПЭ и на СЭ и снижением работы на развитие скоростной 
выносливости в соревновательном периоде с 3% до 1,7%

 

2.2 Организация тренировочных нагрузок на подготовительном этапе.

 

Основным средством  воздействия на функциональное состояние  организма спортсменов являются тренировочные нагрузки и методы их выполнения на этапах подготовки. Методически  правильно организованный тренировочный процесс сопровождается адекватным адаптационными изменениями функциональных систем, которые служат основой повышения физической работоспособности.

Наблюдения за тренировочным процессом и регистрация  тренировочных нагрузок на протяжении подготовительного периода, начиная с января по апрель включительно.

Количество тренировочных  дней на протяжении ежемесячных этапов колебалось от 21 до 25. При этом, как  правило, проводились одноразовые  тренировки и 2-3 матча каждый месяц. Объем тренировочной нагрузки в январе составил 40 часов. В феврале-марте наблюдался рост объема работы в пределах 57-60 часов, и затем зафиксировано снижение объема работы в марте-апреле до 50-43 часов соответственно.

В таблице 1 показано соотношение тренировочных и  соревновательных нагрузок в общем объеме работы месячных мезоциклов подготовительного периода, а так же процентное распределение нагрузок по их преимущественной направленности.

Анализ результатов, представленных в таблице 1 позволяет  говорить о достаточно равномерном  распределении разнонаправленных тренировочных воздействий на этапах тренировки. При этом нагрузки преимущественно аэробной и смешанной направленности, т.е. способствующие совершенствованию различных видов выносливости, составляли 73-83% всех видов работы.

Обращает на себя внимание тот факт, что нагрузки, направленные на развитие скоростных и силовых качеств футболистов занимали лишь 9-15% общего объема работы. Учитывая общеизвестный факт, что двигательной деятельности футболистов в игре присуши ациклические скоростно-силовые движения, можно отметить, что зарегистрированный нами объем скоростно-силовой работы недостаточен для эффективного развития скоростно-силовых качеств.

Таблица 3

Объем и направленность тренировочных нагрузок в мезоциклах подготовительного периода.


Показатели Мезоциклы


1 2 3 4


Общий объем нагрузки, мин 2400 3600 3450 3000


Тренировочная, мин % 2200/92 3300/92 3050/88 2600/87


Соревновательная, мин % 200/8 300/8 400/12 400/13


Направленность работы, %


Общая выносливость 44 42 36 39


Комплексное совершенствование двигательных качеств 34 33 32 38


Скоростная выносливость 5 4 5 6


Скоростно-силовые качества 9 13 15 14


Соревновательная 8 8 12 13


 

Остальное время  развитие скоростно-силовых качеств  осуществлялось дистанционными методами в упражнениях с мячом и без мяча (рывки из различных положений, ускорения). В системе подготовки отсутствовали упражнения с отягощением, и не применялись прыжки в глубину.

Структура тренировочных  нагрузок и их преимущественная направленность во многом зависят от методов организации физических упражнений (методов тренировки).

Согласно полученных нами данных основной формой работы в  тренировке футболистов являлся  переменный метод (около 70% общего времени). Существенно реже использовался  повторный метод тренировки (29%) и  практически не использовался равномерный (2%) и интервально серийный методы (0%).

Доказано, что серийный метод является наиболее эффективным при совершенствовании скоростно-силовых качеств футболистов (В. А. Озеров, 1990). Также отметим отсутствие вариативности используемых методов тренировки на этапах подготовительного периода

Информация о работе Микро и мезоциклы у юных футболистов