Особенности физического развития юных волейболлистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие особенностей физического развития юных волейболистов в возрасте 10-13 лет.
Указанная цель обусловила постановку и необходимость решения следующих основных задач:
· Изучить особенности физического развития волейболистов, методы воспитания двигательных способностей.
· Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение физического развития юных волейболистов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ………………………………………………………..5
1.1Общая характеристика возрастных особенностей детей в возрасте 10-13 лет………………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие умственной работоспособности………………………………….12
Развитие двигательных качеств……………………………………………..12
Развитие психомоторных функций………………………………………....13
ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ...15
2.1 Характеристика физических качеств волейболистов……………………..15
2.2 Общие и специальные физические качества волейболистов......................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

                                                              Факультет физической культуры

Кафедра: спортивных дисцеплин

Специальность: Физическая культура

Курс 4

 

ПРОСВИРНОВА РИММА АЛЬМИРОВНА

 

«ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Имамова Р.М.

 

 

Работа допущена к  защите ____________

Заведующий кафедрой _______________

Дата предоставления _________________

Дата защиты ________________________

Оценка _____________________________

 

Уфа 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ………………………………………………………..5

1.1Общая характеристика возрастных особенностей детей в возрасте 10-13 лет………………………………………………………………………………….5

1.2 Развитие умственной работоспособности………………………………….12

    1. Развитие двигательных качеств……………………………………………..12
    2. Развитие психомоторных функций………………………………………....13

ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ...15

2.1 Характеристика физических  качеств волейболистов……………………..15

2.2 Общие и специальные физические качества волейболистов......................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной  жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры.

Занятие волейболом – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Оздоровительное воздействие этой игры определяется, прежде всего, тем, что ею можно заниматься круглый  год. При правильной организации занятий волейболом способствует укреплению костно-мышечного аппарата, усилению обмена веществ, совершенствованию различных функций организма.

Известно, что  современный волейбол  предъявляет  чрезвычайно высокие требования к функциональному состоянию  организма, к физическим качествам человека. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре способствует развитию всех физических качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рационального, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов, делает школьника быстрым и ловким.

Физическое  совершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических  особенностей детского организма и  построенной на этой основе системы  использования способов, форм и методов физического воспитания. В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость.

В данной работе рассматриваются особенности физического развития детей 10-13 лет, занимающихся волейболом. Характерные качества для спортсменов этого вида спорта и методики их развития.

Таким образом, объектом исследование данной курсовой выступают дети в возрасте 10-13 лет, занимающиеся волейболом.

Предметом исследования являются особенности физического  развития юных волейболистов.

Целью данной работы является раскрытие особенностей физического развития юных волейболистов в возрасте 10-13 лет.

Указанная цель обусловила постановку и необходимость  решения следующих основных задач:

· Изучить особенности физического развития волейболистов, методы воспитания двигательных способностей.

· Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение физического развития юных волейболистов.

Теоретическая значимость. В работе  показана необходимость учета возрастных особенностей юных волейболистов и характер их взаимосвязи со спортивной деятельностью при построении физической и технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.

Практическая  значимость. Работа может быть использована в практической деятельности тренера по волейболу.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы на данную тему.

 

 

 

Глава I. Анатомо-физиологические особенности детей в возрасте 10-13 лет.

1.1 Общая характеристика возрастных особенностей в возрасте   10-13 лет.

Изучению возрастных особенностей развития двигательных способностей в детском и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований (Кузнецов З.И., Фомин Н.А., Зациорский В.М и др.). Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие организма условиям внешней среды и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений. Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека.

Формирование  двигательной функции у детей  определяется созреванием опорно-двигательного  аппарата и степенью зрелости высших центров регуляции движения. В  период между 7-11 годами координация  произвольных движений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия физических упражнений на развитие двигательных качеств. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. По мнению многих специалистов (Губа В.П., Дорохов Р.Н., Кузнецов З.И.), структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими измерениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций.

Физические  качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость. Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки (Ашмарин П.А., Баландин В.И.). Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничивается занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств происходит более гармонично и не значительно более высоком уровне. Показатели развития двигательной функции занимающихся спортом 10-13-летних детей могут изменяться в зависимости от использования различных средств ФВ. Исследования свидетельствуют, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей физических качеств в течении 3-х лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, систематически не занимающихся спортом (Волков Л.В., Губа В.П.).

По данным Филина В.П., наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет.

В настоящее  время выявлены возрастные особенности развития физических качеств у детей школьного возраста, к которым относятся:

- гиперохронное  развитие различных физических  качеств;

- величина годовых  приростов у мальчиков и девочек  неодинакова в различные возрастные  периоды;

- у большинства  детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических качеств различны по своему уровню: например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости.

В этой связи  тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузки не позволяет сопоставить данные детей различного возраста, пола, физического развития, так как дает различный педагогический эффект более высокий в период естественного повышения (в так называемые сенситивные периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом.

В младшем школьном возрасте имеются благоприятные  предпосылки для развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму (Камышев В.Я., Санеева Л.А.).

Быстрота движений характеризуется числом движений, которое  ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Это качество определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. скорость одиночного движения значительно возрастает с 4-5 до 13-14 лет. К 13-14 годам уровня взрослого достигает время простой двигательной реакции, которое обусловлено скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Время простой реакции наследственно запрограммировано, слабо поддается тренировочным воздействиям, и его укорочение не превышает 10-15%. С 7 до 13 лет увеличивается максимальная произвольная частота движений, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек. Максимальная частота движений в заданном ритме так же резко увеличивается в 7-9 лет.

В процессе выполнения физических упражнений имеет место  комплексное проявление быстроты. Наибольшее значение придается скорости выполнения человеком целостных двигательных актов, а не элементарным формам проявления быстроты. И именно они избраны в качестве контрольных упражнений для оценки уровня развития физических качеств у детей школьного возраста. Например, бег 60 м с высокого старта используется в качестве теста для оценки уровня развития быстроты у детей школьного возраста. Преодоление внешнего сопротивления или отягощения в быстрых движениях сопряжено со значительными мышечными усилиями. Поэтому в спортивной практике быстрота появляется в специфических формах скоростно-силовых качеств. Дети 10-11 лет хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые нагрузки (Азарова И.В.).

К 10 годам у  девочек отмечается наибольший прирост  результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков увеличение этого прироста в возрасте 8-11 лет составляет 8-9%, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет (Кузнецов З.И.). У младших школьников, в отличие от 13-14-летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью бега и ростом тела в длину: как высокорослые, так и низкорослые могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега (Фомин Н.А.). Для развития скоростно-силовых качеств предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера. Как отмечает Фомин Н.А., в возрасте 12-14 лет за счет развития скоростно-силовых растет скорость выполнения упражнения. В возрасте 9-10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости, что обусловлено высокой пластичностью ЦНС, совершенствованием пространственно-временных характеристик движения и пространственной точности движений. Пространственно-временные показатели ловкости интенсивно нарастают в младшем школьном возрасте, и к 13-14 годам ловкость подростков практически приближается к уровню взрослого (Фомин Н.А., Филин В.П.).

У младших школьников имеются все предпосылки для  развития гибкости. Морфологические  особенности опорно-двигательного  аппарата, высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этого качества. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет, у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин.

Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 8-10 годам. Увеличение силы связано с ростом мышечной массы, увеличение толщины мышечных волокон, нарастанием в них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, интенсивности биохимических реакций, происходящих в мышце, улучшением нервной регуляции. Развитие силы происходит неравномерно. В возрасте 8-11 лет сила нарастает интенсивно, в 11-13 лет происходит замедление темпов прироста силы, в связи с периодом полового созревания. С 14-15 лет опять наблюдается значительный прирост силы, и к 18-20-летнему возрасту сила достигает максимальных значений. Это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием утомления. Как абсолютная, так и относительная сила у юных спортсменов увеличивается под воздействием двух факторов: естественно-возрастных изменений организма и повышения спортивной квалификации.

У представителей игровых  видов спорта периоды резкого увеличения силы отмечены в 13-15 и 17 лет, а темпы роста суммарных величин абсолютной силы более значительны, чем темпы роста суммарных величин относительной силы.

Информация о работе Особенности физического развития юных волейболлистов