Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей физического развития юных волейболистов в возрасте 10-13 лет.
Указанная цель обусловила постановку и необходимость решения следующих основных задач:
· Изучить особенности физического развития волейболистов, методы воспитания двигательных способностей.
· Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение физического развития юных волейболистов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ………………………………………………………..5
1.1Общая характеристика возрастных особенностей детей в возрасте 10-13 лет………………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие умственной работоспособности………………………………….12
Развитие двигательных качеств……………………………………………..12
Развитие психомоторных функций………………………………………....13
ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ...15
2.1 Характеристика физических качеств волейболистов……………………..15
2.2 Общие и специальные физические качества волейболистов......................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27
При использовании обоих методов следует всегда иметь в виду, что большое количество упражнений на силу может принести к вредной для волейболиста закрепощенности и скованности движений. Поэтому силовые упражнения должны сочетаться с упражнениями, направленными на увеличение подвижности в суставах и на расслабление.
В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки. С возрастом использование этих упражнений расширяется. При этом необходим обязательный контроль за дыханием, ибо длительная задержка дыхания оказывает вредное влияние (особенно на девочек) и иногда приводит к потере сознания.
Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т. д.; в 14-15 лет — упражнения с набивными мячами, гантелями небольшого веса, силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивания, стойки и т. п. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа.
Прыгучесть - способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.
Для развития прыгучести
волейболистов 10-13 лет принято использовать
следующие методы: повторный метод, метод непредельных
усилий (30-50%),
метод круговой тренировки с применением
упражнений с отягощением и различных
прыжковых упражнений (6-8 станций). Применяют
следующие виды прыжковых упражнений:
прыжки без отягощения, с отягощением,
специальные прыжковые упражнения без
отягощения и с отягощением, прыжки через
препятствия.
Общая быстрота - способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота обусловливается подвижностью нервных процессов (возбуждение - торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах (скорость расщепления и восстановления энергии), степенью владения техническими приемами, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц.
Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.
Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных игр, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.
Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).
Примерные упражнения для развития быстроты:
1.Рывки и ускорения
из различных исходных
2. Прыжки через скакалку
(частота вращения
3. Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.
4. Имитационные упражнения с акцентировано-быстрым выполнением какого-то отдельного движения.
5. Быстрые перемещения, характерные для волейбола, с последующей имитацией или выполнением технического приема.
При выполнении имитационных упражнений в сочетании с упражнениями, направленными на развитие быстроты перемещений, следует учитывать специфику вида спорта. Например, в волейболе после перемещения к сетке должен следовать нападающий удар и т.д.
Специальная быстрота. В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах:
Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности). Различают простые и сложные реакции.
Простые реакции - ответ заранее известным движением на заранее известный (но внезапно появляющийся) сигнал.
Сложные реакции - почти все игровые действия волейболиста относятся к типу сложных реакций. К сложным реакциям относятся: реакция на движущийся объект и реакция с выбором.
Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его. Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 с. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют:
Реакция с выбором - выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или игровой обстановки (предельная быстрота отдельных движений).
Быстрота перемещений - способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов. Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра. В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании.
Общая выносливость - способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения ее интенсивности. Иначе говоря, выносливость можно определить как способность противостоять утомлению.
Длительность работы до момента снижения интенсивности можно разделить на две фазы. Первая фаза — работа до появления чувства усталости, которое у спортсменов свидетельствует, как правило, о наступлении утомления. Вторая фаза — работа на фоне утомления до тех пор, пока человек может за счет дополнительного волевого усилия поддерживать заданную или выбранную им самим интенсивность.
Можно выделить четыре основных типа утомления:
Для волейбола наибольший интерес представляют третий и четвертый типы утомления.
Основными факторами, определяющими проявление выносливости, являются:
Общая выносливость развивается продолжительным и, как правило, не интенсивным воздействием физических упражнений на организм волейболиста.
Скоростная выносливость - способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Средствами тренировки являются беговые упражнения, имитационные, основные упражнения, выполняемые многократно.
Прыжковая выносливость - способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры. Средствами тренировки являются: прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения и др.
Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры. Она объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества. Средства тренировки - игры с большим количеством партий (6-9) как полными, так и неполными составами (5x5,4x5, 3x4 и т.д.), использование в процессе игры (в паузах отдыха) специальных заданий.
Координационные способности - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Координационные способности в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Координационные
способности в волейболе
Высокая подвижность
нервных процессов при
Уровень развития
координационных способностей в
значительной степени зависит от
того, насколько развита у
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе литературного обзора
мы проанализировали
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Формирование двигательных навыков и техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических данных. Освоение приемов игры в волейбол происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств.
Информация о работе Особенности физического развития юных волейболлистов