Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей физического развития юных волейболистов в возрасте 10-13 лет.
Указанная цель обусловила постановку и необходимость решения следующих основных задач:
· Изучить особенности физического развития волейболистов, методы воспитания двигательных способностей.
· Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение физического развития юных волейболистов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ………………………………………………………..5
1.1Общая характеристика возрастных особенностей детей в возрасте 10-13 лет………………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие умственной работоспособности………………………………….12
Развитие двигательных качеств……………………………………………..12
Развитие психомоторных функций………………………………………....13
ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ...15
2.1 Характеристика физических качеств волейболистов……………………..15
2.2 Общие и специальные физические качества волейболистов......................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27
Позже других физических качеств развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма.
С возрастом выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. Так, у детей в возрасте 3-х лет продолжительность статического усилия мышц сгибателей пальцев составляет 36 сек., а к 16-18 годам время усилия возрастает в 3-4 раза. Увеличение продолжительности усилия различных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно. В возрасте от 8-11 лет небольшой выносливостью характеризуются разгибатели туловища, а высокой – сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11-14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища. Возможности развития выносливости строго индивидуальны. Существует мнение, что развитие этого качества необходимо начинать уже в 6-10 лет (Баландин В.И., Бриль М.С.).
Научные исследования (Хрущев С.В., Круглый М.М. и др.) свидетельствуют, что интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается также с 11-12 лет. Так, если объем динамической работы школьников 7 лет принять за 100%, то в 10 лет он будет составлять 150%, а в 14-15 лет уже 400%. При условии постепенного увеличения продолжительности выполнения мало интенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11-12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н.).
Важное значение имеет оценка способности испытуемого реализовать приобретенный уровень развития физических качеств в определенном двигательном акте. Это значит, что следует анализировать взаимосвязь функций между собой, а также взаимосвязь функций с уровнем технического мастерства и спортивными результатами.
Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т.е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП. При комплексном развитии двигательных качеств наиболее эффективной является тренировка, в которой преимущественно развиваются скоростные качества – быстрота и коростная выносливость. В этой комплексности наиболее эффективен вариант, когда 50% времени тренировочного занятия отводится на развитие быстроты, 25% - силы и 25% - выносливости применительно к подросткам 13-14 лет. Эти положения допустимо применять с некоторыми изменениями и к возрасту более раннему, т.е. 9-10-летним школьникам, с которыми начинается активный процесс физического воспитания, тем более что у детей 9-10-летнего возраста наступает период более интенсивного развития качества быстроты по сравнению с динамикой развития других двигательных качеств (Бубе Х., Фек Г.). В частности, установлено, что под влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются школьниками в возрасте 10-12 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов.
В занятиях с детьми 9-11 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми.
1.2 Развитие умственной работоспособности.
На эффективность игровой
Способность к решению простейших зрительно-моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает развиваться до 16 лет.
У детей 10-12 лет заканчивается созревание зрительной системы. К этому времени высшие отделы мозга способны выделять и анализировать необходимые сведения из общего потока зрительной информации. В волейболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика.
1.3 Развитие двигательных качеств.
Развитие мышечной силы имеет первостепенное
значение для всестороннего
Для характеристики динамических свойств
мышечной системы школьников представляют
интерес данные о возрастных особенностях
точности дифференцирования и
1.4 Развитие психомоторных функций
Кинестетический контроль точности перемещений в различных суставах прогрессивно улучшается у детей вплоть до 12 лет. При этом отмечается определенная зависимость точности воспроизведения движений от величины развиваемого усилия или дополнительной нагрузки. Небольшие мышечные усилия повышают точность движения. Точность пространственных перемещений в суставах мало меняется даже при нагрузке, достигающей 30-40% максимального усилия. И лишь превышение 50-70% максимального усилия ведет к снижению пространственной точности движений.
Способность детей воспроизводить рукой заданную величину мышечного усилия в изометрических условиях вплоть до 10 лет изменяется мало. Она начинает повышаться после 11 лет и достигает максимума к 15-16 годам.
Функции кинестезии, обеспечивающие взаимодействие рук, более интенсивно развиваются от 11-12 до 14-15 лет. По времени это совпадает с периодом более прочного формирования у, учащихся в процессе трудового обучения и физического воспитания двигательных навыков, требующих совместных движении рук и соответственно участия билатеральных функций кинестетического контроля.
Таким образом, различные формы кинестетического анализа, обеспечивающие контроль двигательных действий, развиваются в период школьного возраста поэтапно, достигая функциональной зрелости к 12—16 годам.
Дети младшего школьного возраста лучше запоминают временные, затем пространственные и хуже силовые параметры движений. В подростковом возрасте различие в этих показателях сглаживается, а скорость запоминания пространственных, временных параметров движений даже несколько убыстряется.
Для надежного исполнения игровых, спортивных и трудовых действий, важное значение имеют программирование начала двигательного акта и соответствующая настройка к этому моменту физиологических систем. Изучение возрастных особенностей, точности программирования начала двигательного действия показало, что более интенсивное совершенствование функции, обеспечивающей предварительную оценку времени начала действия, происходит до 11-12 лет. К 14-15 годам темп совершенствования этой функции замедляется и вновь улучшается к 17-18 годам.
Глава II. Физическое развитие юных волейболистов
2.1 Характеристика
физических качеств
Современный волейбол
характеризуется высокой
В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие физические качества - сила, быстрота, выносливость, координационные способности, гибкость - в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.
2.2 Общие и специальные физические качества волейболистов
Общая сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.
Проявление мышечной силы зависит:
Величины проявления
силы могут возрастать либо за счет
большой массы при небольших
ускорениях (собственно силовые способности,
например, жим или приседания со
штангой около предельного
Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.
«Взрывная» сила - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мышц кистей; подачи - силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара - комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.).
Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:
Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие партнера, самосопротивление, сопротивление упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).
Упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, отжимание в упоре лежа).
Каждое силовое упражнение имеет свои преимущества и недостатки. Упражнения с тяжестями удобны тем, что с их помощью можно воздействовать как на крупные, так и на мелкие мышечные группы, они легко дозируются. К недостаткам относятся: нарушение скоростно-силового характера движений (особенно при больших отягощениях), преобладание статического компонента в исходном положении, затруднение в организации упражнения (необходимость специального инвентаря и оборудованного помещения, шум, вызываемый металлическим инвентарем). Самосопротивление удобно тем, что за короткое время позволяет дать большую нагрузку и не требует специального оборудования, однако вызывает потерю эластичности в мышцах. Кроме того, такие упражнения сопряжены с большим нервным напряжением, поэтому их можно рекомендовать лишь здоровым, хорошо подготовленным людям, при тщательном самоконтроле.
Прирост мышечной силы существенно зависит от методов ее развития. В спортивной практике для развития силы чаще всего используются методы до отказа и с максимальным усилием. Метод до отказа применяется в основном с целью увеличения мышечной массы и заключается в длительном выполнении упражнений с небольшими паузами до тех пор, пока из-за утомления не начнет нарушаться правильность двигательного навыка. Величина отягощений при этом должна быть средней (50-60% от максимальной).
Имеются три варианта применения метода до отказа:
- упражнения выполняются до отказа с постоянной величиной отягощения или сопротивления в среднем темпе, баскетболист выполняет упражнение до появления заметной усталости, когда необходимо проявить значительное волевое усилие;
- упражнение
выполняется до отказа с постеп
- упражнение
выполняется до отказа в
Метод с максимальным
усилием применяется при
Информация о работе Особенности физического развития юных волейболлистов