Особенности физического развития юных волейболлистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие особенностей физического развития юных волейболистов в возрасте 10-13 лет.
Указанная цель обусловила постановку и необходимость решения следующих основных задач:
· Изучить особенности физического развития волейболистов, методы воспитания двигательных способностей.
· Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение физического развития юных волейболистов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 10-13 ЛЕТ………………………………………………………..5
1.1Общая характеристика возрастных особенностей детей в возрасте 10-13 лет………………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие умственной работоспособности………………………………….12
Развитие двигательных качеств……………………………………………..12
Развитие психомоторных функций………………………………………....13
ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ...15
2.1 Характеристика физических качеств волейболистов……………………..15
2.2 Общие и специальные физические качества волейболистов......................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Позже других физических качеств  развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма.

С возрастом выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. Так, у детей в возрасте 3-х лет продолжительность статического усилия мышц сгибателей пальцев составляет 36 сек., а к 16-18 годам время усилия возрастает в 3-4 раза. Увеличение продолжительности усилия различных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно. В возрасте от 8-11 лет небольшой выносливостью характеризуются разгибатели туловища, а высокой – сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11-14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища. Возможности развития выносливости строго индивидуальны. Существует мнение, что развитие этого качества необходимо начинать уже в 6-10 лет (Баландин В.И., Бриль М.С.).

Научные исследования (Хрущев С.В., Круглый М.М. и др.) свидетельствуют, что интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается также с 11-12 лет. Так, если объем динамической работы школьников 7 лет принять за 100%, то в 10 лет он будет составлять 150%, а в 14-15 лет уже 400%. При условии постепенного увеличения продолжительности выполнения мало интенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11-12-летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н.).

Важное значение имеет  оценка способности испытуемого реализовать приобретенный уровень развития физических качеств в определенном двигательном акте. Это значит, что следует анализировать взаимосвязь функций между собой, а также взаимосвязь функций с уровнем технического мастерства и спортивными результатами.

Наиболее эффективной  при развитии двигательных качеств  является комплексная тренировка, т.е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП. При комплексном  развитии двигательных качеств наиболее эффективной является тренировка, в которой преимущественно развиваются скоростные качества – быстрота и коростная выносливость. В этой комплексности наиболее эффективен вариант, когда 50% времени тренировочного занятия отводится на развитие быстроты, 25% - силы и 25% - выносливости применительно к подросткам 13-14 лет. Эти положения допустимо применять с некоторыми изменениями и к возрасту более раннему, т.е. 9-10-летним школьникам, с которыми начинается активный процесс физического воспитания, тем более что у детей 9-10-летнего возраста наступает период более интенсивного развития качества быстроты по сравнению с динамикой развития других двигательных качеств (Бубе Х., Фек Г.). В частности, установлено, что под влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются школьниками в возрасте 10-12 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов.

В занятиях с детьми 9-11 лет  предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми.

1.2 Развитие умственной работоспособности.

На эффективность игровой деятельности волейболиста оказывают влияние  его интеллектуальные качества, особенности  типа нервной системы, способность  к тактическому мышлению. В спортивных играх необходимы специальные интеллектуальные качества: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость и др. У подростков занимающихся волейболом, эти качества формируются уже в 10 - 11 лет, под влиянием учебных занятий продолжают успешно развиваться.

Способность к решению простейших зрительно-моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает развиваться  до 16 лет.

У детей 10-12 лет заканчивается созревание зрительной системы. К этому времени высшие отделы мозга способны выделять и анализировать необходимые сведения из общего потока зрительной информации. В волейболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика.

1.3 Развитие двигательных качеств.

Развитие мышечной силы имеет первостепенное значение для всестороннего совершенствования  моторики детей и подростков. В  период от 6-8 до 11-12 лет сила мышц возрастает на 30-60%. Причем темп прироста с возрастом силы отдельных крупных мышечных групп неравномерный. Особенно интенсивно с 10-11 лет развивается сила разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и предплечья и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. В младшем школьном возрасте различия в силе между мальчиками и девочками хотя и имеются, но не очень значительные. Более выраженный прирост силы у мальчиков происходит с 11-12 лет. К этому же периоду у детей более выражено проявляется преимущество в силе мышц ведущей, чаще правой руки.

Для характеристики динамических свойств  мышечной системы школьников представляют интерес данные о возрастных особенностях точности дифференцирования и дозирования  усилий разной степени. Показано, что  от 6-8 до 10-11 лет умение различать мышечные усилия развивается слабо. Величина ошибок достигает как у мальчиков, так и у девочек 25-30%. Указанная способность интенсивно развивается от 11 до 16 лет, захватывая весь подростковый период. При этом точность дифференцирования улучшается примерно в два раза. Различий в этой способности между мальчиками и девочками не обнаружено. Помимо силовых способностей выделяют еще скоростно-силовые качества, оцениваемые по величине усилий в небольшие отрезки времени. Наиболее типичный пример скоростно-силового упражнения — прыжки в высоту и многоскоки. Установлено, что максимальные показатели прыгучести достигаются у девочек к 13—15 годам, а у мальчиков — на два года позже.

1.4 Развитие психомоторных функций

Кинестетический контроль точности перемещений в различных суставах прогрессивно улучшается у детей вплоть до 12 лет. При этом отмечается определенная зависимость точности воспроизведения движений от величины развиваемого усилия или дополнительной нагрузки. Небольшие мышечные усилия повышают точность движения. Точность пространственных перемещений в суставах мало меняется даже при нагрузке, достигающей 30-40% максимального усилия. И лишь превышение 50-70% максимального усилия ведет к снижению пространственной точности движений.

Способность детей воспроизводить рукой заданную величину мышечного усилия в изометрических условиях вплоть до 10 лет изменяется мало. Она начинает повышаться после 11 лет и достигает максимума к 15-16 годам.

Функции кинестезии, обеспечивающие взаимодействие рук, более интенсивно развиваются от 11-12 до 14-15 лет. По времени это совпадает с периодом более прочного формирования у, учащихся в процессе трудового обучения и физического воспитания двигательных навыков, требующих совместных движении рук и соответственно участия билатеральных функций кинестетического контроля.

Таким образом, различные  формы кинестетического анализа, обеспечивающие контроль двигательных действий, развиваются  в период школьного возраста поэтапно, достигая функциональной зрелости к 12—16 годам.

Дети младшего школьного  возраста лучше запоминают временные, затем пространственные и хуже силовые параметры движений. В подростковом возрасте различие в этих показателях сглаживается, а скорость запоминания пространственных, временных параметров движений даже несколько убыстряется.

Для надежного исполнения игровых, спортивных и трудовых действий, важное значение имеют программирование начала двигательного акта и соответствующая настройка к этому моменту физиологических систем. Изучение возрастных особенностей, точности программирования начала двигательного действия показало, что более интенсивное совершенствование функции, обеспечивающей предварительную оценку времени начала действия, происходит до 11-12 лет. К 14-15 годам темп совершенствования этой функции замедляется и вновь улучшается к 17-18 годам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Физическое развитие юных волейболистов

2.1 Характеристика  физических качеств волейболистов

Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное  выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в числе которых и координационные способности.

В волейболе  физические качества условно делятся  на общие и специальные. Общие физические качества - сила, быстрота, выносливость, координационные способности, гибкость - в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.

 2.2 Общие и специальные физические качества волейболистов

Общая сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.

Проявление  мышечной силы зависит:

  • от концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата;
  • от физиологического поперечника мышц;
  • от биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах, и степени их утомления;
  • от биомеханических характеристик движения (длина рычагов плеч, включение в работу наиболее крупных мышц и пр.).

Величины проявления силы могут возрастать либо за счет большой массы при небольших  ускорениях (собственно силовые способности, например, жим или приседания со штангой около предельного веса), либо за счет увеличения скорости при постоянных массах (скоростно-силовые движения).

Для волейбола  наиболее значимы скоростно-силовые  способности. Для развития силы большое  значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с  отягощениями. Характерная черта  развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.

«Взрывная»  сила - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мышц кистей; подачи - силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара - комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.).

Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:

Упражнения  с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие  партнера, самосопротивление, сопротивление  упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).

Упражнения  с преодолением тяжести собственного тела (например, отжимание в упоре  лежа).

Каждое силовое  упражнение имеет свои преимущества и недостатки. Упражнения с тяжестями  удобны тем, что с их помощью можно  воздействовать как на крупные, так и на мелкие мышечные группы, они легко дозируются. К недостаткам относятся: нарушение скоростно-силового характера движений (особенно при больших отягощениях), преобладание статического компонента в исходном положении, затруднение в организации упражнения (необходимость специального инвентаря и оборудованного помещения, шум, вызываемый металлическим инвентарем). Самосопротивление удобно тем, что за короткое время позволяет дать большую нагрузку и не требует специального оборудования, однако вызывает потерю эластичности в мышцах. Кроме того, такие упражнения сопряжены с большим нервным напряжением, поэтому их можно рекомендовать лишь здоровым, хорошо подготовленным людям, при тщательном самоконтроле.

Прирост мышечной силы существенно зависит от методов ее развития. В спортивной практике для развития силы чаще всего используются методы до отказа и с максимальным усилием. Метод до отказа применяется в основном с целью увеличения мышечной массы и заключается в длительном выполнении упражнений с небольшими паузами до тех пор, пока из-за утомления не начнет нарушаться правильность двигательного навыка. Величина отягощений при этом должна быть средней (50-60% от максимальной).

Имеются три  варианта применения метода до отказа:

- упражнения выполняются до отказа с постоянной величиной отягощения или сопротивления в среднем темпе, баскетболист выполняет упражнение до появления заметной усталости, когда необходимо проявить значительное волевое усилие;

- упражнение  выполняется до отказа с постепенным увеличением веса от подхода к подходу, с сокращением пауз и снижением темпа;

- упражнение  выполняется до отказа в быстром  темпе с увеличивающимися паузами  между подходами, волейболист  стремится за короткое время  (0,5-1,5 минуты) произвести возможно  большее количество движений со средним или малым отягощением.

Метод с максимальным усилием применяется при развитии у игроков способности к проявлению большой мышечной силы. Он заключается  в повторных, с небольшими паузами  преодолениях больших и близких  к предельным сопротивлений в специально подобранных упражнениях (например, 2-3 подъема штанги в одном подходе, всего 4-5 подходов, с паузой между подходами от 3 до 3,5 мин.).

Информация о работе Особенности физического развития юных волейболлистов