Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:31, курсовая работа
Цель курсовой работы:
1. Анализ методики реабилитации черепно – мозговых травм.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить эффективность методов лечения черепно – мозговых травм.
2. Изучить эффективность методов реабилитации черепно – мозговых травм.
ВЕЛЕНИЕ…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТКА ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ
1.1. Понятие и итеология черепно – мозговых травм…….................................4
1.2.Виды и классификация черепно – мозговых травм......................................8
ГЛАВА 2. ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ
2.1. Методы лечения черепно – мозговых травм ...………………….……21
2.2. Методы реабилитации черепно – мозговых травм….……………….28
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….…….…43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.
Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.
Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно - компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации. Так, лечение положением предусматривает устранение мышечной дистонии - сочетания мышечной гипертонии с гипотонией ( как следствие подкорково-стволовых поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы – общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением ( чаще лонгетами ) и пассивных редрессирующих движений. При восстановительном лечении следует учитывать состояние психики больных. Длительно сниженная психическая активность, малая контактность или неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной терапии. Применяют упражнения с использованием шейно-тонических и реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными
движениями, лечение положением. Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций – апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов. В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют
комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий и динамическая поддержка головы петлей Глиссона при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии – все эти методы восстановительно - компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.
Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни. Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений. Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере Улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.
При поражениях головного мозга, выражающихся в парезах или параличах любой этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит,
трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе - вначале с опорой-с костылями, ходилками - четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам [4].
- В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течении короткого времени несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная
разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.
- Во втором периоде продолжительность занятий составляет около получаса.
Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и трех- вершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без.
- В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание
и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2, 1: 3. Темп выполнения упражнений разный.
Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному плаванию и элементам спорта – волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах и др.
Мероприятия по уходу за больными с тяжелыми черепно – мозговыми травмами, когда больной не может самостоятельно о себе позаботиться, включают профилактику пролежней гипостатической пневмонии (частое поворачивание больного, банки, массаж, туалет кожи и др.), пассивную гимнастику для предупреждения формирования контрактур в суставах паретичных конечностей. У больных в состояния сопора или комы, с нарушением глотания, снижением кашлевого рефлекса необходимо следить за проходимостью дыхательных путей и с помощью отсоса освобождать полость рта от слюны или слизи, а при интубации трахеи или трахеостомии санировать просвет трахеобронхиального дерева. Осуществляют контроль за физиологическими отравлениями. Принимают меры для защиты роговицы от высыхания (закапывание в глаза вазелинового масла, смыкание век с помощью лейкопластыря и т.д.). Регулярно проводят туалет полости рта. И проводят тщательный контроль за больным в течение всего реабилитационного периода.
Массаж головы: [16]
В комплекс лечебной физической культуры при лечении черепно-мозговых травм наряду с упражнениями на определённых периодах входит и массаж головы.
Приступая к массажу волосистой части головы, следует помнить, что кожа в данной области головы имеет значительную толщину, свободно смещается, а на лбу легко собирается в складки. Она имеет много сальных и потовых желез, подкожная клетчатка – сосудов и нервов. Лимфатические сосуды идут от темени вниз назад. Кожа лица тонка и подвижна, в подкожной основе проходят сосуды, нервы и проток околоушной железы. Мимические мышцы начинаются от костей черепа и оканчиваются на внутренней поверхности кожи. Они состоят из дугообразных или круговых волокон и располагаются преимущественно вокруг глаз, носа, рта и ушей. Мимические мышцы обуславливают мимику лица, а также участвуют в актах речи, жевания. Кроме мимических, на лице находятся жевательные мышцы, смыкающие зубы, выдвигающие нижнюю челюсть вперёд, смещающие её в стороны. Чувствительной иннервацией лица ведёт тройничный нерв, его конечные ветви: надглазничная, подглазничная, подбородочная.
Техника массажа:
При массаже головы поверх волос массажные движения совершают по направлению роста волос. Массировать против естественного наклона волос нельзя, так как это ведёт к нарушению функции протоков желез и травмирует волосяные корни. Массажист при массаже головы находится сзади пациента. Применяют обхватывающие поверхностное и глубокое поглаживание, параллельно двумя руками или последовательно, в направлении от лба к затылку, от темени к заушным областям.
Граблеобразное поглаживание, продольное растирание производят мелкими движениями от макушки к границе волосистой части, циркулярно. Круговые растирания – подушечками пальцев делают мелкие круговые движения. Поглаживание чередуют с приёмами растирания, разминания, вибрации. Выполняют 3-5 раз в течение 3-10 минут.
Показания:
Заболевания органов кровообращения, ЦНС, последствия травм, умственное
утомление.
Массаж лица. Техника массажа:
Массажные приёмы должны выполняться в соответствии с направлением отводящих сосудов и мышечных волокон. Лимфатические сосуды направляются от средней линии лица в обе стороны: к углу нижней челюсти – сосуды носа, глаз, верхней половины щёк; лимфатические сосуды под-
бородка – вниз к передней поверхности шеи и к грудине.
Массаж лица производят двумя руками, массажист находится сзади. Перед началом массажа рекомендуется проводить подготовительный массаж шеи для улучшения кровообращении и лучшего оттока лимфы. Используют основные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Поглаживание производят ладонью, одним или несколькими пальцами, двумя большими пальцами, большим и указательным от середины лба к вискам. Растирание производят подушечками пальцев в полукружных или спиралевидных направлениях от середины лба к вискам. Обычно этот приём применяют в области болевых точек, а также по ходу нервов, лимфатических и венозных сосудов, проводят глубоко и энергично. Чаще всего используют щипцеобразное разминание с помощью большого и указательного пальцев вокруг глаз и рта, по радиальным линиям от этих областей в разные стороны. Разминание мышц лба выполняют большим и указательным пальцами посредством надавливания сверху вниз по направлению к глазнице. Разминание мышц, окружающих рот, производят путём ритмичного кругового надавливания по направлению массажных движений на лице.
Показания:
Массаж назначают при травмах мягких тканей и повреждениях костей черепа и
челюстно-лицевой области после оперативных вмешательств, в сочетании с гимнастикой мимических мышц при парезах и параличах. Длительность процедуры 5 - 6 минут, постепенно увеличивают до 10-15 минут.
В период реабилитации проводят психотерапию, устраняют конфликтные переживания, регулируют межличностные отношения, решают вопросы профессионального обучения и трудового устройства. Все это является главным условием предупреждения психогенных расстройств и социальной деформации личности.
Пострадавших с тяжелой черепно – мозговой травмой, сопровождающейся расстройством сознания, нарастанием очаговой и общемозговой неврологической симптоматики, нарушениями жизненно важных функций, госпитализируют в отделения реанимации и интенсивной терапии. В стационаре продолжают мероприятия но нормализации газообмена, гемодинамики, обменных процессов и применяют специальные методы предупреждения и лечения отека мозга, внутричерепной гипертензии, нарушений мозгового кровообращения, ликвороциркуляции и метаболизма, средства и методы защиты мозга от ишемии и гипоксии. Больные, перенесшие тяжелые черепно – мозговые травмы подлежат длительному диспансерному наблюдению. По показаниям проводят восстановительное лечение. Наряду с методами лечебной физкультуры, физиотерапии и трудовой терапии применяют метаболические препараты и витамины [16].
ВЫВОДЫ
1. Характеристика методов лечения черепно-мозговых травм показывает, что лечение будет зависеть от тяжести состояния больного, характера и вида полученной травмы. Основной метод используемый в адаптивной физкультуре это метод обучения двигательным действиям, характеризовать этот метод можно как поэтапное воздействие на больного путем двигательных действий и упражнений. Так же приминяют и метод развития физических качеств он очень помогает восстанавливать и укреплять мышцы, способствует развитию координационных способностей.
2. Характеристика методов реабилитации черепно-мозговых травм раскрывает последовательность, методы и специфику подобранных упражнений в работе над больными. Указывает методику индивидуального ухода и гигиены за пострадавшим. Дает рекомендации по сохранению общего тонуса и благоприятного самочувствия людям с черепно-мозговыми травмами. Реабилитация больных с легкой степенью сотрясения показывает что больной может за достаточно короткий срок почти полностью выздоровить. А вот больные с тяжолой степенью могут достаточно долго проходить стационарное лечение периодом до трех лет. Как правило больные с такими травмами имеют в дальнейшем какие – либо нарушения или измения с отякчающими последствиями и требуют за собой особого лечения или ухода в дальнейшем.
Информация о работе Методика реабилитации при черепно–мозговых травмах