Черепно-мозговые травмы у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: доказать актуальность проблемы черепно-мозговых травм у детей.
Задачи:
1. Рассмотреть основные анатомо-физиологические данные.
2. Изучить черепно-мозговые травмы.
3. Определить особенности сестринского ухода за детьми.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Анатомия и физиология головы…………………………………..……4
1. Скелет головы………………………………………………………………4
2. Головной мозг………………………………………………………………5
Глава 2. Черепно-мозговые травмы………………………………………...……8
2.1. Классификация………………………………………………………….....…8
2.2. Поражения головного мозга…………………………………………………8
2.3. Переломы черепа……………………………………………………………10
2.4. Особенности травм головного мозга у детей…………………………..…11
Глава 3. Лечение и уход…………………………………………….…………..13
3.1. Оказание первой помощи……………………………………….………….13
3.2. Особенности клиники ЧМТ у детей…………………………….…………14
3.2.1. Нарушение сознания…………………………………………...…………14
3.2.2. Расстройство памяти……………………………………………...………15
3.2.3. Головная боль………………………………………………………..……16
3.2.4. Рвота………………………………………………………………….……16
3.2.5. Рефлексы и мышечный тонус……………………………………………16
3.2.6. Частота пульса и температура……………………………………………17
3.3. Особенности сестринского ухода………………….………………………17
Практическая часть………………………………………...……………………23
Заключение………………………………………………….……………………27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Анатомия и физиология головы…………………………………..……4

    1. Скелет головы………………………………………………………………4
    2. Головной мозг………………………………………………………………5

Глава 2. Черепно-мозговые травмы………………………………………...……8

2.1. Классификация………………………………………………………….....…8

2.2. Поражения  головного мозга…………………………………………………8

2.3. Переломы  черепа……………………………………………………………10

2.4. Особенности  травм головного мозга у детей…………………………..…11

Глава 3.  Лечение и уход…………………………………………….…………..13

3.1. Оказание первой помощи……………………………………….………….13

3.2. Особенности  клиники ЧМТ у детей…………………………….…………14

3.2.1. Нарушение  сознания…………………………………………...…………14

3.2.2. Расстройство  памяти……………………………………………...………15

3.2.3. Головная  боль………………………………………………………..……16

3.2.4. Рвота………………………………………………………………….……16

3.2.5. Рефлексы  и мышечный тонус……………………………………………16

3.2.6. Частота  пульса и температура……………………………………………17

3.3. Особенности  сестринского ухода………………….………………………17

Практическая часть………………………………………...……………………23

Заключение………………………………………………….……………………27

Список  литературы………………………………………………………………28 
 
 
 
 

Введение.

    Черепно-мозговая травма относится к наиболее распространенным видам травматической патологии. Среди получивших травму преобладают дети и лица молодого возраста.  

      В мире черепно-мозговая травма как причина смерти населения занимает третье место, уступая лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям.

     В России такая травма как причина смерти выходит на второе место, уступая в этом лидерство лишь сердечно-сосудистым заболеваниям.

      Развитие специализированной медицинской помощи требует постоянного внимания к повышению специальных знаний средних медицинских работников.

     Сущностью современной модели  сестринского дела является обоснование  различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи. Под понятием «сестринский уход» понимают системный подход ориентированный на потребности пациента. Цель этого подхода заключается в стремлении к облегчению, ликвидации, предупреждению проблем, возникающих у пациента из-за изменения состояния здоровья. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний и духовный мир.   

    Цель данной работы: доказать актуальность проблемы черепно-мозговых травм у детей.

     Задачи:

1. Рассмотреть основные анатомо-физиологические данные.

2. Изучить  черепно-мозговые травмы.

3. Определить особенности сестринского ухода за детьми.  

Глава 1. Анатомия и физиология головы.

    1. Скелет головы.

          Скелет головы представлен костями, которые, плотно соединившись швами, защищают головной мозг, органы чувств от механических воздействий. Он дает опору лицу, начальным отделам дыхательной и пищеварительной систем

          Череп делится на два отдела — мозговой и лицевой. Кости мозгового черепа образуют полость для головного мозга и частично полости для органов чувств. Кости лицевого черепа составляют костную основу лица и скелет начальных отделов дыхательной и пищеварительной систем.

      Скелет  черепа условно разделяется на свод, или крышу, и основание.

      Свод  черепа образован чешуйчатыми частями  лобной, височных, затылочной костей и теменными костями. Основание черепа состоит из лобной, решетчатой, клиновидной, височной и затылочной костей. Различают внутреннее и наружное основание черепа.

      Внутреннее  основание черепа имеет три черепные ямки: переднюю, среднюю и заднюю. В передней черепной ямке находятся доли полушарий большого мозга, в средней — височные доли полушарий большого мозга, а в задней — мозжечок и части ствола мозга: ножки мозга и продолговатый мозг.

      Наружное  основание черепа в переднем его  отделе закрыто лицевыми костями, а задний отдел образован наружными поверхностями клиновидной, затылочной и височной костей.

      В этой области имеется большое  количество отверстий, через которые  проходят сосуды и нервы, обеспечивающие кровоснабжение головного мозга.

      Возрастные  особенности черепа. Череп новорожденного имеет ряд существенных особенностей. Мозговой отдел его в результате активного роста мозга в 8 раз больше лицевого, а у взрослых — только в 2 раза. Характерным признаком новорожденного является наличие родничков: переднего, заднего и парных боковых — клиновидного и сосцевидного. Передний родничок — самый большой, имеет четырехугольную форму. Боковые роднички, если имеются, зарастают ко второму-третьему месяцу, а передний — на втором году жизни ребенка.

      Швы черепа формируются до 3—5 лет, а рост черепа заканчивается к 25—30 годам жизни человека.

      Следующая особенность — наличие хрящевых прослоек между костями основания черепа. Кроме того (третья особенность), у новорожденного не развиты воздухоносные пазухи, бугры, отростки, отсутствуют зубы, слабо развиты челюсти.

    1. Головной мозг.

           Головной мозг – это высший координирующий центр, управляющий деятельностью всех органов и систем организма и отвечающий за формирование психических процессов.

          Головной мозг с окружающими его оболочками расположен в полости мозгового отдела черепа.

      Верхняя выпуклая поверхность головного  мозга соответствует своей формой внутренней поверхности свода черепа, а нижняя, более плоская, со сложным рельефом, — внутреннему основанию черепа.

          Самыми крупными составными частями головного мозга являются полушария большого мозга, мозжечок и мозговой ствол (самые морфологически и функционально развитые части головного мозга). Между полушариями проходит продольная щель большого мозга, ограниченная краями полушарий и мозолистым телом. С мозжечком полушария разделяются поперечной щелью. В каждом полушарии рассматривают доли: лобную, теменную, височную, затылочную и островковую.

         Кора конечного мозга, покрывающая полушария, – важный функциональный элемент головного мозга. Функциональная нагрузка ложится не исключительно на кору большого мозга. Важную роль играют также базальные ядра, расположенные в толще белого вещества.    Промежуточный мозг содержит большое количество ядер, являющихся важнейшими вегетативными центрами, ретикулярную формацию, нейросекреторные элементы; в его составе имеются две эндокринные железы - гипофиз и эпифиз.  Средний мозг состоит из крыши и ножек и содержит полость – водопровод мозга, соединяющий III и IV желудочек.

         Мозжечок, или, как его еще называют, малый мозг, лежит дорсально по отношению к стволу, в задней черепной ямке. Над мозжечком расположены полушария конечного мозга. Мозжечок имеет две поверхности – верхнюю и нижнюю; их отграничивает горизонтальная щель, проходящая вдоль его заднего края от одной до другой средней мозжечковой ножки. В мозжечке содержатся центры координации движений и поддержания равновесия.

          Продолговатый мозг – отдел головного мозга, по строению наиболее сходный со спинным и являющийся его непосредственным продолжением. Имеет форму усеченного конуса длиной примерно 25 мм. Сверху он граничит с задним мозгом.

         Рост и развитие головного  мозга. Масса головного мозга  новорожденного составляет 340–400 г,  что соответствует 1/8-1/9 массы его тела (у взрослого человека масса мозга составляет 1/40 массы тела).

          До четвертого месяца развития  плода поверхность больших полушарий  гладкая – лисэнцефалическая.  Однако уже к пяти месяцам  происходит образование боковой,  затем центральной, теменно-затылочной борозды. К моменту рождения кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого, но у детей она значительно тоньше. Форма и величина борозд и извилин существенно изменяются и после рождения.

         Нервные клетки новорожденного имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством отростков. Миелинизация нервных волокон, расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершаются к 3 годам. Последующее развитие головного мозга связано с увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. Масса мозга в эти годы увеличивается незначительно.

           Желудочки головного мозга. Это полости, которые находятся в головном мозге. По выполняемой функции они являются местом образования и вместилищем цереброспинальной жидкости, а также частью ликворопроводящих путей. В области головного мозга находятся четыре желудочка.   

         Оболочки головного мозга. Головной мозг окружен тремя оболочками, которые являются продолжением оболочек спинного мозга.

        Твердая оболочка головного мозга одновременно является надкостницей внутренней поверхности костей черепа, с которыми связана непрочно. У основания черепа оболочка дает отростки, которые проникают в щели и отверстия черепа.

          На соответствующих участках твердой оболочки головного мозга находятся синусы (пазухи), образованные путем расщепления твердой оболочки; по этим синусам оттекает венозная кровь.

        Паутинная оболочка головного мозга расположена внутри от твердой мозговой оболочки и отделяется от нее субдуральным пространством.

       Мягкая (сосудистая) оболочка самая внутренняя оболочка мозга. Она плотно прилегает к поверхности мозга, заходит во все щели и борозды. Состоит из рыхлой соединительной ткани, в толще которой находятся кровеносные сосуды, обеспечивающие питание мозга.

        Спинномозговая жидкость жидкая биологическая среда организма, которая циркулирует в желудочках головного мозга, ликворопроводящих путях, субарахноидальном пространстве головного и спинного мозга. Она выполняет в ЦНС защитно-трофическую функцию, участвует в метаболизме мозга и др. 

Глава 2. Черепно-мозговые травмы.

2.1. Классификация.

        Под черепно-мозговой травмой подразумевается повреждение черепа и мозга вследствие действия механической энергии на область головы. Голова человека расположена на самом видном месте, это позволяет нашим анализаторам получать больше информации от окружающего мира. Но, с другой стороны, голова является частью тела наиболее подверженной влиянию травматических факторов. Достаточно отметить, что более 50% всех травм приходится на травмы головы.

        Согласно классификации, различают черепно-мозговые травмы открытые и закрытые, проникающие и непроникающие.

        К закрытой черепно-мозговой травме относят повреждения головы, при которых целостность черепного апоневроза не нарушена, включая и переломы костей свода черепа.

        К открытой черепно-мозговой травме относят повреждения, при которых имеются раны мягких покровов головы с повреждением апоневроза, либо перелом основания черепа.

        Открытая ЧМТ может быть проникающей, если твердая мозговая оболочка повреждена, и непроникающей, если целостность твердой мозговой оболочки не нарушена.

        Поражения мозга при ЧМТ подразделяют на сотрясение, ушиб и сдавление.

        По степени тяжести выделяют следующие виды ЧМТ:

-легкую (сотрясение, ушиб легкой степени);

Информация о работе Черепно-мозговые травмы у детей