Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:44, курсовая работа
О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
Значение, классификация подвижных игр
Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.
Пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается игра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята"). При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.
Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему.
Л. Карташова отмечает, что водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет сам воспитатель. [23, с.89]
В старшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Например, в игре "У медведя во бору" он сажает на стул игрушечного медведя. Произнося текст и, двигаясь вместе с детьми в сторону "берлоги", раскрывает содержание движений играющих. Затем сам подает сигнал к бегству, выполняя роль ведущего, и, наконец, беря в руки игрушечного медведя, пытается догнать детей. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит.
На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх. [24, с.37]
В старшей группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору с помощью "стрелки", считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.
В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?" и т.д.
Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.
В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Осознать значение правильности выполнения движений помогает использование "медальончиков", изображающих персонажей игры (мышонка, цыпленка и т.д.). При задевании препятствия, тяжелом беге и т.п. играющие лишаются медальончика, хотя имеют возможность продолжить участие в игре. После правильного выполнения действия медальончик возвращается. Поощрение в виде наглядного атрибута позволяет привлечь внимание детей к правилам игры и обязательному их соблюдению.
Этот прием можно использовать и в более старших группах, хотя дети 4-6 лет уже способны понять правила игры по словесной инструкции и проявить волевые усилия для достижения положительного результата при соблюдении правил. [25, с.34]
Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.
Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.
При подведении итогов воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.
Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В исследованиях Л. Коровиной показано их положительное влияние, как на совершенствование двигательных навыков, так и на развитие чувства ответственности и долга перед своим коллективом. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.
В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", "Подбрось, поймай, не дай упасть на диван" и т.д.). [26, с.27]
Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. Например, в игре "Чья команда самая меткая" всем членам двух команд предлагают выполнить по два броска в цель (корзину). За каждое попадание ребенок получает флажок. Затем подсчитывается количество флажков в каждой команде, и результаты сравниваются. Победа присуждается команде, у которой флажков больше. Чем большее число детей справится с решением поставленной задачи, тем выше вероятность успеха. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.
Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом, будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).
По-иному складывается успех команды в играх, основанных на парных соревнованиях. Такие игры обычно предъявляют более высокие требования к выполнению самого движения: в них недостаточно только правильно и точно действовать - требуются быстрота и эффективность.
Например, в игре "Чья команда самая ловкая" члены команд выстраиваются в колонны на небольшом расстоянии друг от друга. По условному сигналу дети, стоящие первыми, бегут к шнуру (каждый - к своему), подвешенному на высоте 60 см от пола, подлезают под него, затем добегают до флажка и поднимают его. Выигравшим считается тот, кто поднимет флажок первым, а при подлезании не заденет шнур. Победитель забирает флажок и приносит очко команде. Такие же движения выполняют дети, стоящие в командах вторыми, третьими и т.д. После выполнения двигательных действий всеми детьми подсчитывается количество флажков в команде и определяется победитель. [27, с.13]
В таких играх вклад каждого ребенка в успех команды не всегда зависит только от его умений - он связан с умениями и способностями соперника. Действуя в паре с одним ребенком, играющий может выиграть, а другому проиграть. Это оказывает влияние на поведение детей: одни для достижения положительного результата отдают предпочтение более слабому сопернику и с неохотой встают в пару с сильным, а другим детям большое удовольствие доставляет соревнование с сильным соперником. Старшие дошкольники, по данным Г. Лесковой и М. Голощекиной, могут объективно оценить степень владения движениями своих товарищей и уровень собственных умений. Для развития индивидуальных способностей, воспитания волевых черт характера целесообразнее первоначально объединять детей, равных по возможностям, а затем контрастных по уровню развития двигательных навыков и физических качеств.
Последнее, как правило, не приводит к мобилизации сил и способностей ребенка: одному мешает уверенность в победе, а другому - понимание невозможности выиграть у напарника.
Подбирать пары может педагог, поставив перед собой цель достичь высокой активности у всех играющих и создать условия для формирования эмоционально положительных взаимоотношений между детьми. Можно использовать и такой прием. Воспитатель называет ребенка и спрашивает: "Кто хочет бежать с Валей?". При этом первоначально называются более ловкие и быстрые дети. От каждого ребенка требуется умение правильно оценить быстроту, точность и ловкость своих действий, сравнить уровень развития двигательных навыков у разных детей. Интересные результаты могут быть получены, если предложить ребенку самому определить напарника: "С кем ты хочешь бежать?". Могут быть разные мотивы выбора: желание получить слабого соперника, чувство дружбы, стремление померяться силами с более сильным соперником. Но в выбор ребенка может быть внесена коррекция, так как требуется согласие другой стороны.
Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков. [28, с.14]
В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Один флажок (вымпел) на всех подчеркивает значимость сплоченности в достижении положительного результата.
Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.
Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.). Ребенка ставят в ситуацию, когда ему приходится считаться с потребностями команды, отказываться от своих желаний, интересов во имя победы.
Например, в игре "Чья команда быстрее принесет предмет" определяется цепочка препятствий, через которые каждая команда проносит предмет;
Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении.
Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей. [29, с.18]
Воспитатель должен подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений и возрастных особенностей детей. Необходимо помнить, что старший дошкольник еще не школьник, но его надо готовить к школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая и закрепляя двигательные навыки, формировать физические качества как: быстроту, выносливость, силу, гибкость и т.д. Следует учитывать степень подготовленности детей.
Нельзя давать, например, игры с элементами прыжков («Лягушка и цапля»), прежде чем прыжки в высоту с разбега неотработанны на занятиях по физической культуре. Конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию двигательных навыков не может в ряде случаев носить характер глубокого изучения техники движения. Если в прыжках с разбега дети научатся не останавливаться и не замедлять разбега перед препятствием, сильно отталкиваться одной ногой и мягко приземляться на обе ноги, то можно переходить к играм, основным элементом которых являются прыжки с разбега.
Такие игры не только помогут закреплению навыка прыжка, но и будут способствовать развитию ловкости, смелости. (« Волк во рву», «Караси и щука»)
В подвижных играх с бегом обращает на себя внимание факт, что дети нередко не вдумываются в требования игры. Как показывают наблюдения, дошкольники в играх с бегом независимо от задачи и условий используют более привычный бег на скорость, часто нарушают и правила игры – начинают бег раньше сигнала, хотя в большинстве игр такой необходимости нет. Так, в играх «У медведя во бору», « Мы веселые ребята», «Ловишка, бери ленту», «Ловишка смячом» и др. наиболее целесообразным является бег с увертыванием и не ранее начало действий приносит положительный результат.
В связи с этим детей
старшего дошкольного возраста
важно научить осознанно
Информация о работе Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры