Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:44, курсовая работа
О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
Значение, классификация подвижных игр
Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Воспитатель должен связывать действия детей с различным результатом: в одних случаях проигравшим считается тот, кто прибежал последним, а в других – кто не смог увернуться и попался ловишке. [30, с.97]
Понимание основного требования игры позволяет перейти к дифференцированному обучению, использованию различных видов бега в зависимости от двигательной задачи и условий выполнения. При этом особое внимание следует уделить связи действий детей с действиями ловишки.
Чтобы дети не связывали выбор способа выполнения основного движения с названием игры, необходимо в одной и той же игре варьировать условия путем изменения местонахождения водящего.
Например: в игре «Мы веселые ребята» можно поставить ловишку не перед детьми, как в основном варианте, а сзади на расстоянии 3-4 м. Дети должны определить, что в этой ситуации важно быстрее перебежать на противоположную сторону; если же бежать не так быстро, то ловишка может догнать и осалить. В этом варианте можно познакомить детей с видами увертывания. Обращая внимание детей на то, что от ловишки можно увернуться, изменив направление, резко остановиться и немного отвернуться, присесть, педагог раскрывает возможность использования в игре разнообразных действий. [14, с.89]
Детям легче находить самостоятельно наиболее целесообразный вид бега в знакомых играх. На развитие способности правильно решать двигательную задачу положительно влияет оценка воспитателем проявление таких физических качеств как быстрота и ловкость.
На успешность действий в игре оказывает влияние расположение играющих в самом ее начале. Поэтому важно создать в начале игры благоприятные условия для последующих действий.
Приобретенные умения позволяют детям достигать успеха в игре. Удачные действия вызывают у них радость, чувство удовлетворения и уверенность в своих силах. Дети начинают действовать смелее и решительнее. Такие действия играющих предъявляют повышенные требования к водящему. Поэтому дети даже с хорошо развитыми двигательными навыками при выполнении роли водящего должны действовать собранно, проявлять максимум усилий для достижения соей цели.
Научив детей самостоятельно справляться с заданиями в знакомых играх, можно предложить решение двигательной задачи совершенно новой игре: до начала действий или сразу после объяснения содержания правил.
Например: после объяснения игры «Ловишка, бери ленту» дети самостоятельно определяют рациональность использования бега с увертыванием, а затем уже приступают к практическому выполнению.
И так, в играх с бегом на этапе совершенствования обогащается двигательный опыт детей благодаря дифференцированному применению бега на скорость и с увертыванием, овладению различным способам увертывания. Дети начинают самостоятельно создавать благоприятные условия для правильного выполнения основного движения, размещаясь свободно и равномерно на указанной площади, поэтому бег их становится энергичным, широким, с хорошим отрывом от земли.
В играх с бегом дети правильно выполняют основное движение. Главное – надо научить их понимать, какие действия и при каких условиях являются наиболее целесообразными.
В играх же с подлезанием и метанием прежде всего важно научить выполнять само основное движение в различных игровых условиях.
В играх с подлезанием прежде всего надо обеспечить постепенное усложнение игровых условий. С начала наиболее подходящими являются условия, близкие к тем, в которых проходило разучивание. Качественное выполнение подлезания во многом зависит от возможности подготовиться к его осуществлению. Поэтому при первоначальном включении подлезания в игровую ситуацию лучше отбирать такие варианты игр, в которых ребенок может не торопясь принять необходимое исходное положение.
Важно также, чтобы выполнение подлезания приходилось на период наименьшей эмоциональной насыщенности. Такие условия создаются в вариантах, в которых выполнение совершенствуемого двигательного навыка включается в начало игры.
Например: для совершенствования подлезания у старших дошкольников можно использовать хорошо знакомую игру «Наседка и цыплята». В связи с тем, что содержание и правила игры дети знают, имеется возможность направить их внимание на способ решения двигательной задачи. Для подлезания на ступнях без рук создаются необходимые условия – шнур укрепляется на высоте 60 см. Взятая роль помогает лучше осознать необходимость выбора в данных условиях подлезания именно этим способом. « Как подлезают цыплята, когда в заборе большое отверстие? помогают ли они себе крыльями?». Пока наседка подлезает, воспитатель может напомнить остальным детям о необходимости приготовится к выполнению упражнения.
Чтобы повысить ответственность за качество подлезания, вводится дополнительное правило: цыпленок, который при подлезании заденет забор, возвращается во двор и ждет остальных детей.
А так как самое интересное в игре впереди, то дети обычно стараются подлезть не задев забор, тем самым упражняются в технике подлезания на ступнях без рук, совершенствуя качественные показатели и гибкость в новых условиях.
В играх «Наседка и цыплята», «Мыши и кот» при выполнении подлезания впервые дети встречаются с необходимостью согласования своих движений с действиями товарищей и сигналами игры, распределения внимания не только на процессе выполнения основного движения, но и на восприятии создавшейся ситуации. Но уже на этом этапе работы от совместного выбора способа действий для решения стоящей в игре двигательной задачи постепенно нужно переводить детей на самостоятельный выбор способа выполнения подлезания сначала в близких к предыдущим условиям, а затем и в новых. [5, с.41]
Например: в игре «Мыши и кот» важно побудить детей к самостоятельному выбору способа подлезания в зависимости от их роста.
В качестве следующей задачи по совершенствованию навыка подлезания выдвигается формирование умения выполнять движения в быстром темпе, не снижая качества.
Например: при проведении игры «Мышки – в норке» с целью побуждения детей к быстрому подлезанию можно разбросать по залу мелкие кубики, изображающие различную пищу для мышей. Мышки должны собрать корм и по сигналу воспитателя принести его в норки. Чтобы не остаться голодными, мышки вынуждены подлезать в быстром темпе.
Важно обратить внимание детей, что до сигнала к началу действия следует приготовиться, чтобы потом не тратить на это время.
Подобные условия для упражнения в быстром подлезании могут быть созданы также в играх «Наседка и цыплята», «Кто быстрее прибежит к флажку».
Дальнейшее обучение в играх должно быть направленно на формирование умения соединять различные движения, быстро переходить от одних основных движений к другим. Для решения этих задач, прежде всего, подходят такие варианты игр, в которых переключение происходит с движения, находящегося на этапе совершенствования, на движение, хорошо выполняемое в любых условиях. В качестве второго движения чаще всего используется бег.
Затем используются варианты, в которых требование подлезать с оптимальной скоростью сохраняется, но сами условия усложняются: время для подготовки правильному выполнению сокращается, а затем совсем не дается.
Например: дети размещаются на расстоянии 3-4 м от места подлезания. Для решения двигательной задачи играющие вынуждены переходить с бега на быстрое подлезание, а потом снова на бег. Это содействует выработке гибкости навыка подлезания, сочетанию различных движений .
Предшествующая работа подготовила возможность включения подлезания в момент наивысшего эмоционального подъема, то есть в конце игры. От быстроты и точности основного движения в этот момент зависят результат, успешность действий.
В целях постепенного повышения требований к скорости подлезания в кульминационный момент следует менять место нахождение водящего и способ его действий, побуждая детей менять темп выполнения одного и того же движения в игре.
В играх, в которых подлезание в быстром темпе осуществляется в конце, дети нередко сразу же после подлезания останавливаются в непосредственной близости от шнура – это приводит к скученности, мешает успешным действиям остальных.
Хорошо на расстоянии 3 м от шнура разложить на полу обручи, изображающие норки, в которые должны возвращаться мышки. Самым ловким предлагается подождать, пока подлезут другие, а потом нырнуть быстро под веревку.
Показателями совершенного двигательного навыка являются не только быстрота, точность и легкость выполнения движения, но и целесообразное, экономное его применение.
Чтобы показать дошкольникам целесообразность сочетания бега с подлезанием, можно провести игру с небольшой группой, а другим предложить посмотреть, кто попадется коту, а кто нет и почему. В этих случаях необходимо предложить детям внимательно посмотреть, какими движениями пользуются играющие, спасаясь от кота.
Правильный выбранный способ выполнения движения обеспечивает успешность действий всех детей в игре, что способствует повышению интереса к результату, активному участию в обсуждении успехов и неудач и, кроме того, содействует более внимательному отношению к указаниям педагога. В последующем дети проявляют волевые усилия для достижения успеха в игре. Осознание своих возможностей доставляет играющим удовольствие, побуждает водящего к проявлению оптимальной для него ловкости и быстроты.
Итак, развитие самостоятельности и осознанности при решении двигательных задач в подвижных играх ведет к самостоятельному выбору способа выполнения двигательного действия с проверкой рациональности его применения в игре.
Решение большинства поставленных задач может быть с успехом осуществлено при проведении игр на прогулках.
Для совершенствования навыков метания, как и подлезения, прежде всего, целесообразно подбирать игры, в которых условия выполнения близки к условиям разучивания .
В связи с тем, что техника метания является наиболее сложной по сравнению с техникой других основных движений, для ее закрепления следует шире использовать разнообразные упражнения и несюжетные подвижные игры, позволяющие сосредоточить внимание детей на механизме выполнения. Кроме того. Во многих сюжетных подвижных играх навыки метания совершенствуют только один – два ребенка – только те дети, которые выполняют роль водящего – охотника, а большая часть детей применяют другие основные движения.
В несюжетных играх выбор способа выполнения метания осуществляется самими детьми. В таких играх условия выполнения остаются прежними, не требуется согласования движений с действиями товарищей, нет распределения ролей – все дети выполняют одно и то же двигательное действие только в порядке очередности, даже в том случае, когда несколько детей одновременно готовятся к броску. При этом ребенок может не спеша выбрать способ метания, тщательно подготовиться к выполнению, не торопясь прицелиться и бросить мяч (мешочек). В несюжетных играх внимание переключается на способ выполнения и результат, а сам процесс выполнения подвергается только частичному контролю.
Примером таких игр являются: «Лови, бросай – упасть не давай», «Школа мяча», «Мяч по кругу», «Успей поймать», «Перебрось через веревку», «Чье звено самое меткое», «Сбей кеглю».
Дальнейший процесс совершенствования осуществляется в сюжетных играх. Самостоятельный выбор наиболее эффективного способа метания в этих играх происходит в новых условиях. Сюжетные подвижные игры предусматривают распределение ролей.
В играх с метанием водящий должен не только наблюдать за действиями других детей, но и готовиться к метанию, чтобы сигнал к началу действия не застал его врасплох. Такое распределение внимания дается детям не сразу, привычка действовать сразу же после сигнала, ведет к нарушениям правил, отмечаются и нарушения из-за неумения выбрать нужный, наиболее пригодный в данных условиях способ выполнения основного движения. Охотники попадают играющим в различные части тела, хотя правилами определено, что мяч можно бросать только в ноги.
Когда дети научатся выбирать подходящий способ метания в неподвижную цель, можно провести игры с метанием в убегающих детей, катящиеся предметы.
Положительное влияние в данном варианте должна оказать привычка заранее готовиться к выполнению метания. Время на принятие исходного положения имеется и в данном случае, а вот способ метания должен быть выбран мгновенно.
Постепенность в усложнении условий позволяет выработать у детей точность и автоматизм метания, достичь эффективного применения различных способов.
Очень важно, чтобы дети, знакомясь с игрой, сразу привыкали к точному выполнению движений, включенных в нее. Иначе они, владея в достаточной степени основными движениями, начинают действовать в игре небрежно, что в силу частого повторения приобретает большую устойчивость. [5, с.47]
Необходимо знать, что подбор и планирование подвижных игр осуществляются в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом необходим многосторонний учет условий работы в данной возрастной группе детей: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития и двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности, время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также интересы детей.
В соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду» подвижные игры постепенно усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей, накопления ими двигательного опыта, постепенной, целенаправленной подготовки к школе.
Для детей старшей группы (пять лет) подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей.
Информация о работе Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры