Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Характеристика подвижной игры как средства и метода физического воспитания и общего развития ребенка
Значение, классификация подвижных игр
Методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
2.2 Диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 126.50 Кб (Скачать)

Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. [5,с.238]

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции ребенка на сигналы типа "Лови!", "Беги!", "Стой!".

Подвижная игра - двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно-ролевых игр содержание большинства подвижных дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом - значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.

В рамках действий по правилам остается достаточный простор для личной инициативы детей. Правила игр приучают к действиям на основе общих положений, а не по частным указаниям и инструкциям.

В последнем случае любая инициатива и самостоятельность исключается; в первом случае возможно свободное развитие индивидуальных способностей. Ребенок должен выбрать двигательное действие или способ его выполнения, который позволит успешно решать двигательную задачу за наименьшее время, с меньшей затратой сил; при этом средство и способ достижения положительного результата в одной и той же игре не остаются постоянными, они согласуются со складывающейся обстановкой. В ходе игры у ребенка может возникнуть новое решение и новый прием, неизвестный ему до этого. Это происходит за счет способности коры больших полушарий под влиянием второй сигнальной системы осуществлять образование новых форм движения из имеющихся элементов двигательных навыков, отдельных движений, приобретенных в процессе прямого обучения.

Играющие должны строго и точно соблюдать правила игры, к ним они должны относиться сознательно и ответственно, как к закону. Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление, присваивают каждому игроку определенную роль, устанавливают его место в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия в пределах правил и роли отличаются большой самостоятельностью.

Одна из характерных особенностей подвижных игр - стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата - выигрыша. [6, с.52]

Подвижная игра предлагает детям решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.

Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания. В игре ребенка захватывает сюжет, а эмоциональное возбуждение отвлекает от правильного выполнения двигательного действия. Для ребенка в игре самое главное - не попасться водящему: нередко действия играющего оцениваются по тому, попался он ловишке или нет. Если ребенок правильно выполнил основные движения, но ловишка успел его запятнать, он все равно проиграл. Неправильное, но быстрое выполнение движения зачастую приносит успех, поэтому ребенка может не заинтересовать точность осуществления двигательного действия. Частые замечания по поводу неточно выполненных основных движений снижают интерес к игре, лишают ее занимательности.

Подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

В подвижных играх, как подчеркивала А. Усова, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности. [7, с.112]

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Становятся доступными игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и т.д. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов. [8, с.47]

Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.

Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

Таким образом, подвижная игра- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, из закрепление и совершенствование, но и формирование новых качеств личности ребенка.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий, преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

 

    1. Значение, классификация подвижных игр

Многогранная воспитательная значимость подвижных игр, доступность их для детей дошкольного возраста, создаваемое играми радостная, увлекающая детей сфера деятельности – все это определяет подвижные игры как ценнейший неотъемлемый спутник их повседневной жизни.

Подвижные игры следует отличать от имитационных и игровых упражнений.

Имитационные игры - это самостоятельная двигательная деятельность, направленная на воспроизведение образов окружающей действительности; при этом движения выполняются в произвольном темпе, без регламентации времени и подчиняются только замыслу исполнителя.

Игровые упражнения - действия, направленные на овладение движениями в игровой форме. Ребенок действует в игровых упражнениях без специально установленных правил, соблюдая требование точного осуществления двигательного действия, выполняя движения независимо от других. [5, с.43]

В подвижных играх, как уже говорилось, ребенок действует в постоянно изменяющихся условиях, подчиняя свое поведение заранее установленным правилам.

Игры как вид физических упражнений делятся на подвижные и спортивные.

Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста. Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Их объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга.

Характерными чертами подвижных игр являются разнообразие и свобода применения игровых действий, большие возможности для проявления инициативы и творчества. Правила в подвижной игре определяют в основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с элементами спортивных игр характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Структура игр с элементами спортивных игр по сравнению с подвижными играми отличается большей определенностью. Состав команд, обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь. [16, с.5]

Навыки, развиваемые в этих играх, должны отвечать общим требованиям техники игры, чтобы позднее детей не пришлось переучивать.

Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.

Игры с элементами спортивных игр также требуют подготовки организма ребенка для их проведения. Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры, которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр, С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и исследования позволили сделать вывод; игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития.

Врачебно-педагогический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое влияние игры с мячом оказывают на формирование быстроты реакции, ловкости, подвижности и т.п. [8, с.42]

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих для ряда игр приемов. Разучивание элементарной игровой техники чаще всего проходит в процессе подражательных игр. Из многочисленных видов спортивных игр наибольшей любовью, особенно у мальчиков, пользуются городки, игры с мячом типа волейбола и баскетбола, игра в бадминтон, малый теннис и др.

Подвижные и спортивные игры объединяет деятельность в быстро меняющихся ситуациях в соответствии с правилами. В подвижных играх правила изменяются в зависимости от педагогических задач для постепенного усложнения игровой обстановки. В спортивных играх правила постоянны, носят устойчивый характер. Количество играющих в подвижных играх произвольное (от двух и более). Состав играющих в подвижных играх динамичен: в любой момент игрок может выйти или, наоборот, включиться в игру. В спортивных играх имеется строго установленное число игроков (хоккей - шесть, волейбол - шесть и т.д.). Площадка для спортивной игры имеет определенные размеры, тогда как в подвижных играх границы для игры могут свободно изменяться. Размеры инвентаря (вес и величина мяча, ширина сетки, диаметр кольца и т.д.), высота его расположения (кольцо в баскетболе, сетка в волейболе и т.д.) обозначены в правилах спортивной игры и не подлежат изменению. В подвижных играх возможны замена инвентаря и вариации его размещения. Это позволяет сделать вывод: в обучении дошкольников подвижные игры могут быть использованы широко, а что касается спортивных игр, то возможно использование элементов спортивных игр или упрощенные игры. [17, с.89]

Игры бывают сюжетные и бессюжетные. В сюжетных играх ("Кот и мыши", "Наседка и цыплята" и др.) правила и роль тесно взаимосвязаны, а в бессюжетных правила представлены в открытом виде ("Кто скорее добежит до флажка", "Перемени предмет" и др.). Правилам легче подчиняться в сюжетных играх. [18, с.10]

По интенсивности физиологического воздействия можно выделить игры с высокой, средней и низкой нагрузкой. Как правило, высокую физическую нагрузку дают игры, построенные на выполнении бега и прыжков или на сочетаниях этих движений с другими. При этом следует учитывать продолжительность действий детей внутри одного проигрывания. Если большая часть времени тратится на произнесение текста, то дети получают среднюю нагрузку ("У медведя во бору", "Мы - веселые ребята" и др.). В поле зрения необходимо держать одновременность или последовательность действий играющих. При поочередном выполнении моторная плотность низкая, а поэтому даже интенсивные движения в общем дают незначительную нагрузку ("Горелки", "Третий лишний" и др.). Нагрузку можно считать высокой, если при шести-восьми повторениях пульс достигает 150-170 ударов в минуту, средней - при пульсе 130-140 ударов. [19, с.56]

Выделяется еще один вид игр - игры-забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.

Информация о работе Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры