Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:30, реферат
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. А. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Введение ……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические аспекты по данной работе……………………………..6
1.1. Содержание физического воспитания…………………………………........6
1.2. Подвижные игры для детей 3-4 лет…………………………………..........13
1.3. Анализ раздела «Содержание направлений работы с семьёй по образовательной области Физическая культура» программы «От рождения до школы»…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практические аспекты по данной работе…………………………….23
2.1. Дифференцированный подход в работе с родителями…………………...23
2.2. Организация работы с родителями по вопросу физического развития детей………………………………………………………………………............24
Заключение ………………………………………………………………............26
Областное государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра дошкольного образования
Выпускная работа
на тему
«Подвижные игры в семье. Советы родителям»
Работу выполнила:
слушатель группы Д-4-12
воспитатель МБДОУ №83
г. Ульяновска
Тарабанова Т.А.
Научный руководитель:
Зав. каф. дошкольного
образования
кандидат биол.наук, доцент
Анохина И.А.
Ульяновск 2012 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………....
Глава 1. Теоретические аспекты по данной работе……………………………..6
1.1. Содержание физического воспитания………………………………….......
1.2. Подвижные игры для детей 3-4 лет…………………………………..........13
1.3. Анализ раздела «Содержание направлений
работы с семьёй по образовательной области
Физическая культура» программы «От рождения
до школы»………………………………………………………………
Глава 2. Практические аспекты по данной работе…………………………….23
2.1. Дифференцированный подход в работе с родителями…………………...23
2.2. Организация работы с родителями по
вопросу физического развития детей…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список используемой
литературы.……………………………………………..
Приложения.…………………………………………………
Введение
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. А. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Фхилитисом. Он считал, что игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания Ф.Лесгафт отводил игре большое место, определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.
«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».
По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».
В формировании разносторонне
развитой личности ребенка подвижным
играм отводится важнейшее
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Глава 1. Теоретические аспекты по данной работе.
1.1.Содержание физического воспитания.
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующих развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретает также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленными и в силу этого более результативным.
К задачам, решаемым, в дошкольном возрасте относится:
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
3) развитие координационных (равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования в пространстве) и кондиционных (выносливости и гибкости) способностей;
4) формирование элементарных
знаний о личной гигиене,
5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
6) приобщение к самостоятельным
занятиям физическими
7) воспитание
Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присуще все признаки педагогического процесса. Отличной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, дееспособность.
Средства физического воспитания
Одним из средств физического воспитания детей младшего школьного возраста в семье является физическая культура. Она включает массаж, гимнастику, спортивные упражнения, подвижные игры, а также закаливания.
Массаж – механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей.
Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения – это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражение мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производит взрослый. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног). Температура при выполнении массажа и гимнастических упражнений должна быть не выше 20–22°. Во время выполнения упражнений у ребенка поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допускают переутомления. Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей младшего школьного возраста. При неправильной осанке (при круглой спине) особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание. Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (вертикального, положения сидя, лежа на спине, на животе, на боку). Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной) подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолеть в процессе деятельности в течение дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для разных мышечных групп. Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома было включать их в утреннюю гимнастику. В настоящее время родители довольно часто устраивают так называемый «стадион на дому».
Спортивные упражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, игру в городки. Для катания на санках необходимо, строго учитывать погодные условия, и не только температуру воздуха, но и силу ветра. Легко одетый ребенок более подвижен и поэтому не переохлаждается. Но прежде чем разрешить детям преодолеть первый спуск, убедитесь, что снег достаточно плотным слоем покрыл склон, и на нем нет посторонних предметов – камней, пней, а также ям, бугров и других не ровностей. Для первых шагов на лыжах лучше подобрать укороченные лыжи – на 15–20 см меньше «нормы». В начале дети овладевают движением без палок, а затем дают им палки. Продолжительность ходьбы на лыжах увеличивают в зависимости от возраста и умений ребят постепенно- с 15–20 до 40 минут. Этот вид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствует совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Бег на коньках способствует формированию правильной осанки, укрепляет связки стопы. Езда на велосипеде способствует развитию физических качеств – выносливости, ловкости, укрепляет мышцы ног и стопы. Все виды перечисленных спортивных упражнений широко используются родителями, когда ребенок дома – в выходные и праздники.
Подвижные игры созданы для того, чтобы показать достижения детей в разных семьях. Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.
Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.
При закаливании тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.