Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:30, реферат
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. А. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Введение ……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические аспекты по данной работе……………………………..6
1.1. Содержание физического воспитания…………………………………........6
1.2. Подвижные игры для детей 3-4 лет…………………………………..........13
1.3. Анализ раздела «Содержание направлений работы с семьёй по образовательной области Физическая культура» программы «От рождения до школы»…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практические аспекты по данной работе…………………………….23
2.1. Дифференцированный подход в работе с родителями…………………...23
2.2. Организация работы с родителями по вопросу физического развития детей………………………………………………………………………............24
Заключение ………………………………………………………………............26
Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160 до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.
Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.
Методы воздушного закаливания
просты и удобны. Уже само пребывание
ребенка на открытом воздухе имеет
общеукрепляющее и
Прогулки младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов.
С незапамятных времен известно,
что ходьба босиком – замечательное
закаливающее средство. Установлено, что
на поверхности стопы имеется
много температурных
Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур.
Основные принципы их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.
По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что снижает ее эффективность.
Хорошим закаливающим и
общеукрепляющим средством
Полезно принимать солнечные
ванны в движении – в подвижных
играх или занимаясь
Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен. Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым – умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24–250, затем теплой – 360 и вновь холодной. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме.
1.2.Подвижные игры для детей 3-4 лет.
Играя, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми. Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Не только ведущий, но и все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Как правило, у каждого ребенка успешных случаев бывает больше, чем неудач. Действия, которые предлагается осуществить ребенку (справиться с проблемой, принять практическое решение, достичь определенного результата), повышают его способность рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка. Чтобы подвижные игры могли развивать у детей образ «я» и чувство компетентности необходимо соблюдать следующие основные принципы:
Для разных возрастных групп существует множество подвижных игр. Здесь приводятся примеры подвижных игр для детей четвёртого года жизни.
Поезд
Дети становятся друг за другом. Первый ребёнок изображает поезд. Поезд гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях, они гудят и начинают двигаться вперёд. Вначале паровоз идёт медленно, затем постепенно ход ускоряется. Дети идут быстро, затем бегут. Воспитатель говорит, что поезд прибыл к месту назначения, поезд останавливается.
Воробьи и вороны
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда придумывает себе действие, которое они будут выполнять. Например, при команде «Воробьи» дети будут прыгать, а при команде «Вороны» — залезают на стул. Взрослый по слогам медленно произносит «Во - ро - ны!» Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто выполнил последним или перепутал — платит фант.
Мой весёлый звонкий мяч
Воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если его отбивать рукой о землю. Затем просит детей попрыгать высоко как мячики:
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Кот и воробушки
В игре принимают участие не менее пяти детей. На площадке чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться на его окружности. Один из игроков — «кот» — встает в центр круга, остальные игроки — «воробушки» — за кругом у самой черты. По сигналу ведущего (взрослого) «воробушки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-нибудь из «воробушков» в тот момент, когда он находится внутри круга. Пойманный становится «котом», а «кот» — «воробушком». Игра повторяется.
Ловись, рыбка!
Игроки привязывают к поясу толстую нитку или шнур длиной 1 — 1,5 метра с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача ловцов — как можно больше наловить рыбок — т.е. наступить на волочащуюся по земле палочку и оборвать ее. Побеждает тот, кто больше всех наловит рыбок и сохранит свою рыбку.
Догони мяч
Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего:
«Мимо леса, мимо дач
Плыл по речке красный мяч.
Увидала щука. Что это за штука?
Хвать, хвать!
Не поймать.
Мячик вынырнул опять.
Он пустился дальше плыть.
Выходи, тебе водить».
Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным. Пятому от водящего ребенку дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз, два, три — беги!» На этот сигнал играющие начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч. Игра повторяется с новым водящим, выбранным помощью той же считалки.
Не зевай!
Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчет от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чье имя назвали, быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза — выбывает из круга.
Удочка
Дети стоят по кругу. В центре — водящий, лучше взрослый. В руках у ведущего шнур с привязанным на конце мягким мячом или скакалка длиной 1,5—2 метра. Со словами: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» водящий вращает шнур так, чтобы его конец попал под ноги детей. Задача детей состоит в том, чтобы шнур не коснулся их ног. Для этого при приближении к ногам «удочки» нужно подпрыгнуть, чтобы шнур прошел под ногами. Если ребенок наступил на шнур, он считается пойманным.
Найди мяч
Игроки встают в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. В центре круга — водящий. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящему нужно угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!». По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил мяч, становится водящим.
Гуси-лебеди
В игре принимают участие не менее пяти детей. Перед игрой расчерчивается площадка для игр и выбирается «волк» и «хозяйка» («волков» может быть несколько, это зависит от количества игроков; «хозяйкой» может быть взрослый), все остальные игроки — «гуси-лебеди». Хозяйка отводит гусей в дом, а волк отправляется «под гору» и сидит там до поры до времени. Дальше в игре начинается диалог: «Гуси, гуси!» — «Га - га - га!» — «Есть хотите?» — «Да-да-да!» — «Ну, летите...»
Гуси бегут мимо волка на пастбище. Через некоторое время хозяйка зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!»
Но гуси останавливаются и отвечают: «Мы боимся!» — «Почему?» — «Серый волк под горой не пускает нас домой!» Но хозяйка строго приказывает: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси, растопырив крылья, бегут домой. Волк выскакивает из логова и бросается наперехват — ловить гусей. Добычу он уводит в свое логово. Игра повторяется несколько раз и заканчивается, когда волк поймает условленное количество гусей.
Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся за руки так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Считалка:
«Тра-та-та, тра-та-та.
Отворяем ворота,
Золотые ворота.
Поспешите все сюда.
Пропускаем раз.
Пропускаем два,
А на третий раз —
Не пропустим вас».
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Мышеловка
Дети становятся в круг, взявшись за руки, — это мышеловка. Один или двое детей — мышки. Они вне круга.
Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
«Ах, как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки.