Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:30, реферат
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. А. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Введение ……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические аспекты по данной работе……………………………..6
1.1. Содержание физического воспитания…………………………………........6
1.2. Подвижные игры для детей 3-4 лет…………………………………..........13
1.3. Анализ раздела «Содержание направлений работы с семьёй по образовательной области Физическая культура» программы «От рождения до школы»…………………………………………………………………………...20
Глава 2. Практические аспекты по данной работе…………………………….23
2.1. Дифференцированный подход в работе с родителями…………………...23
2.2. Организация работы с родителями по вопросу физического развития детей………………………………………………………………………............24
Заключение ………………………………………………………………............26
Доберемся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку,
И поймаем сразу вас!»
Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается» — дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие «мышки».
1.3. Анализ раздела
«Содержание направлений
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных
видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
Анализируя раздел «Содержание направлений работы с семьёй по образовательной области «Физическая культура» программы можно сказать, что он предполагает большую работу с родителями в области физической культуры. Он предполагает ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физической культуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику на личном примере, стимулировать двигательную активность ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми, прогулками в парк или лес.
Я считаю, что будет полезно и правильно привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду. Это позволит родителям понять как важна и нужна физическая культура детям, как интересно, занимательно и с пользой можно провести время со своими детьми.
Глава 2.Практические аспекты по данной работе.
2.1. Дифференцированный подход в работе с родителями.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада с родителями необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий:
- взаимное доверие
во взаимоотношениях между
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь различных форм работы с родителями;
- обеспечение в работе
с родителями определённой
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой. Дифференциация проводится на основе тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед, посещения семей, наблюдений за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры « семья». Изучение семьи воспитанников позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи.
2.2. Организация
работы с родителями по
Одна из важнейших задач педагога – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической организованной деятельности. В связи с этим по вопросам физического развития детей мы проводим лекции (Приложение 1), беседы, консультации (Приложение 2), родительские собрания и конференции.
При проведении тематических бесед родителям даются треннинговые игровые упражнения и задания. Так, родители дают оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему. Общение, при котором родители отвечают на вопросы педагога и друг друга не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребёнком.
Среди бесед по физической культуре, проводимых в МБДОУ № 83 с родителями, можно выделить следующие:
- Закаливание. Средства и методы.
- Развитие движений у дошкольников.
- Подвижные игры дома.
- Подвижные игры в ДОУ.
- Подвижные игры и их роль в развитии детей.
В родительских уголках постоянно обновляются папки – передвижки по физическому развитию детей, даются рекомендации, в какие подвижные игры можно играть дома.
Один раз в год организуются спортивные соревнования, в которых одновременно принимают участие дети, родители и воспитатели (Приложение 3)
Заключение
Таким образом, подвижные игры и игровые упражнения в семье и в ДОУ имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств (ловкость, быстрота и др.). Например, изменить направление движения, чтобы увернуться от ловишки, или спасаясь от него, бежать как можно быстрее.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных качеств. Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
У ребенка с помощью подвижных игр расширяется и углубляется представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д.
Список литературы:
1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Творческие конкурсы в работе ДОУ с родителями, 2010;
2. Бочарова Н. Физкультурно-
спортивные праздники в
3. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006
2. Громова О.Е. Спортивные игры для детей.М.: ТЦ Сфера, 2003
3. Дегтярёв И.П. Физическое развитие. Киев, 2005
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие
дошкольного учреждения с
5.Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растём здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов по физической культуре.- М.: Просвещение, 2003
6. Ермулина Е.А., Тараторкина
Т.В. Построение единого
7. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. – Москва, 2008
8. Ковалько И. Азбука
физкультминуток для
9. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – 2-е изд., исп. – М.: Советский спорт, 2004 г.
10. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;
11. Научно-педагогический журнал «Физическая культура в школе».\Школа семейной физкультуры , №2, 2007 г.
12. Основная общеобразовательная
программа дошкольного
13. Павлова Л.О. Взаимодействие
семейного и общественного
14. Полтавцева Н.В., Гордова
Л.А. Физическая культура в
дошкольном детстве: Пособие
15. Прищепа С.С., Храмцова Н.В., Шатверян Т.С. Сотрудничество педагога с семьей// Управление ДОУ.№ 3, 2006.
16. Рунова М., Гронец
И. Занятия-игры по физ.
17. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 - 7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре/К.К. Утробина. - М.: издательство Гном и Д, 2003
18. Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения/ под ред. Л.В.Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: ТЦ Сфера,2003
19. Цымбалова Л.Н. Подвижные
игры для детей. - М.:ТЦ Март ; Ростов
н/Д: Издательский Центр «Март»
20. Щербак А.П.Тематические
физкультурные занятия и
Приложение 1
Оздоровительная работа с родителями в детском саду
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями в планах воспитательной работы всех педагогов дошкольного образовательного учреждения. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Дошкольный период характеризуется
интенсивным формированием