Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:42, реферат

Краткое описание

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,
является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно
связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем,
состоянием здравоохранения, воспитанием людей

Оглавление

1. Возникновение термина «физическая культура»……………………………………………

2. Общие понятия теории физической культуры………………………………………………
3. Физическая культура как вид культуры общества………………………………………….
4. Физическая культура как часть культуры личности………………………………………..
5. Социальные функции физической культуры студентов……………………………………
6. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в
обеспечении здоровья……………………………………………………………………………
7. Цель, задачи и формы организации физического воспитания……………………………..
8. Комплексное совершенствование профессионально-прикладной
физической подготовки………………………………………………………………………….
9. Влияние занятий физической культурой на системы организма…………………………..

10. Организация физического воспитания в ВУЗе………………………

Файлы: 1 файл

ФК.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Недостаток   движений   способствует   детренированности    организма.

Малоподвижный  образ  жизни  является  одной  из  главных  причин   тяжелых

хронических заболеваний  внутренних органов. При этом ухудшается  умственная

работоспособность, происходят отрицательные изменения  в центральной нервной

системе,  снижаются  функции  внимания,   мышления,   памяти,   ослабляется

эмоциональная устойчивость. 

Физическому воспитанию принадлежит большая  роль  в  совершенствовании

человеческих  способностей,  физической  природы.   Именно   движения   как

проявления  физической  активности  послужили  первоосновой  образования  и

развития систем адаптивного поведения живого  на  земле,  формирования  его

морфологии и  функций.  В  процессе  физического  воспитания  осуществляется

морфологическое  и  функциональное  совершенствование  организма  человека,

формирование  и  улучшение  его   жизненно   важных   физических   качеств,

двигательных  навыков,   умений   и   знаний.   Диапазон   возможностей   в

совершенствовании  физической  природы  человека  практически  безграничен.

Пример этого  — деятельность человека в условиях  невесомости  и  перегрузок

при космических  полетах. 

В процессе обучения у молодежи следует постоянно  вырабатывать  навыки

здорового образа жизни.  Необходимо  помнить,  что  систематические  занятия

физической культурой  и спортом сохраняют  молодость,  здоровье,  долголетие,

которому сопутствует творческий трудовой  подъем.  Соблюдение  гигиенических

норм,  создание  в  студенческих   коллективах   хорошего   психологического

климата, стимулирование занятий массовой  физической  культурой,  правильная

организация рабочего времени — необходимые условия здорового  образа  жизни.

Огромное  значение  имеет  сознательное  отношение  к  занятиям  физическими

упражнениями.

 

Применительно к учащейся молодежи образ жизни  социологи  рассматривают

как систему  основных видов  деятельности,  которая  связана  с  подготовкой

специалистов   высококвалифицированного   умственного   труда   с   хорошей

физической подготовленностью, посредством которой раскрываются  характер  и

мера активности молодежи, степень реализации социальных функций. 

Многофункциональный характер физической культуры  ставит  ее  в  число

областей  общественно  полезной  деятельности,  в  которых  формируются   и

проявляются социальная активность и творчество  учащейся  молодежи.  Данные

исследований   позволяют   утверждать,   что    навыки    общественной    и

профессиональной  деятельности, приобретенные благодаря  занятиям  физической

культурой, успешно  переносятся  на  другие  виды  деятельности.  Физическая

культура  позволяет  представить  в  специфических  формах  и  направлениях

некоторые  аспекты   сущности   человека   (проявление   характера,   воли,

решительности), создает условия общественной деятельности. 

Комплексное решение  задач физического воспитания в  вузе  обеспечивает

готовность выпускников  к  более  активной  производственной  деятельности,

способность  быстрее  овладевать  навыками,  осваивать  новые      трудовые

профессии. 

Физическая культура  способствует  проявлению  лучших  свойств

личности студента. При этом на  высоком  эмоциональном  уровне  реализуется

одна  из  важнейших  общественных  потребностей   —   общение   с   людьми.

Преимущества   спорта   как   социального   явления   заключаются   в   его

привлекательности для молодежи, его  «язык»  доступен  и  понятен  каждому,

человеку, его  польза для здоровья несомненна.

     

По силе воздействия  на человека  физическая  культура  выдвигается  на

одно из центральных  мест в культурной жизни  общества.  Как  одна  из  сфер

социальной деятельности она является важным средством обогащения  культуры.

      

Исключительная  роль в формировании духовного облика учащейся молодежи

принадлежит переносу положительных  качеств  из  сферы  занятий  физической

культурой на жизненную  позицию в целом.

     

В процессе  занятий  физической  культурой  и  спортом  вырабатываются

сознательное  и  активное  отношение  к  общественной  работе,  определенные

умения и  навыки  к  этой  важной  форме  деятельности,  основывающейся  на

принципах   демократии   и   гласности.   Физическая   культура   развивает

общественную  активность студентов.

     

Участие  молодежи  в  сложной  общественной  деятельности,  важнейшими

компонентами  которой являются производительная и внепроизводительная сферы,

труд  и  свободное  время,  постоянно   и   динамично   изменяет   комплекс

биологических,  психофизиологических,  социальных   функций   и   состояний

человека. В  этих  условиях  возрастает  роль  целенаправленной  физической

подготовки, которая  в большинстве  случаев  бывает  важным  действенным,  а

иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям. 
 
 

6. Основы здорового  образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья 

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной  ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. 

Здоровье - это  первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ  жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. 

По определению  Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". 

Вообще, можно  говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом  и нравственном (социальном): 

Физическое  здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. 

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. 

Нравственное  здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами  
 

морали. Поэтому  социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. 

Здоровый и  духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. 

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических  и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. 

Скажем, у человека в спокойном состоянии через  легкие проходит 5-9 литров воздуха в  минуту. Некоторые высокотренированные  спортсмены могут произвольно в  течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. 

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). 

Точно также  есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические  резервы (реакции обмена).

2. Физиологические  резервы (на уровне клеток, органов,  систем органов).

3. Психические  резервы. 

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц. 

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный  труд - важный элемент здорового  образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. 

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. 

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Информация о работе Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки