Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:42, реферат

Краткое описание

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,
является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно
связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем,
состоянием здравоохранения, воспитанием людей

Оглавление

1. Возникновение термина «физическая культура»……………………………………………

2. Общие понятия теории физической культуры………………………………………………
3. Физическая культура как вид культуры общества………………………………………….
4. Физическая культура как часть культуры личности………………………………………..
5. Социальные функции физической культуры студентов……………………………………
6. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в
обеспечении здоровья……………………………………………………………………………
7. Цель, задачи и формы организации физического воспитания……………………………..
8. Комплексное совершенствование профессионально-прикладной
физической подготовки………………………………………………………………………….
9. Влияние занятий физической культурой на системы организма…………………………..

10. Организация физического воспитания в ВУЗе………………………

Файлы: 1 файл

ФК.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Физическая и  функциональная подготовленность –  результат физической подготовки, достигнутый  в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств  с одновременным увеличением  физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность -  осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности

проявляются также  устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу. 

Двигательная  активность – является одним из  обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма. 

Профессиональная  направленность физического воспитания – это использование средств  физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста. 
 
 

                          3. Физическая культура как вид культуры общества 

Для  понимания  места  и  значения  физической  культуры  в   обществе

необходимо иметь  представление об  общей  культуре  человечества.  С  одной

стороны, это  процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой —

продукт этой деятельности, ее результат. 

Культура  представляет  собой  не  абстрактную  деятельность,   а   ее

качественную  сторону,  которая  отражается  в  результатах  материальной  и

духовной сторон деятельности человека и общества.

     

Человек в сфере  культуры осуществляет деятельность в  трех аспектах:

      1. Познает  («потребляет»)  культуру,  зафиксированную  в  духовных  и

материальных  ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.

      2. Действует в общественной среде как носитель определенных культурных

ценностей.

      3. Создает новые культурные ценности,  которые  становятся  базой   для

развития культуры последующих поколений. 

Таким образом, культура — исторически  определенный  уровень  развития

общества, творческих сил и способностей  человека,  выраженный  в типах и

формах организации  жизни и деятельности людей, а  также  в  создаваемых  ими

материальных  и  духовных  ценностях.  В  более  узком  смысле  —  это  сфера

духовной  жизни  людей.  Она  включает  предметные  результаты  деятельности

людей, а также  человеческие силы и способности, реализуемые  в  деятельности. 

Физическая культура — это особая и самостоятельная  область  культуры,

которая возникла и развивалась одновременно с  общечеловеческой культурой  и

является ее органической частью. Она удовлетворяет  социальные потребности в

общении, игре и  развлечении,  в  некоторых  формах  самовыражения  личности

через социально-активную полезную деятельность. 

Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность

человека, направленная на преобразование окружающей природы  и  человеческой

сущности  в  интересах  личности  и  общества.  Другими  словами,  сущность

человека проявляется  в продуктах его духовной, материальной,  физической  и

других  видах  культуры,  которые  постепенно  становятся  самостоятельными

видами социальной деятельности  со  своими  конкретными  целями,  задачами,

функциями, содержанием  и другими признаками.  Поэтому  физическую  культуру

следует рассматривать  и как деятельность, и как ее результаты. 

В  интересах  совершенствования       человека   физическая   культура

использует   физические   упражнения,       естественные    силы    природы,

гигиенические факторы, режим труда,  быта,  питания  и  отдыха.  Она  должна

всемерно  способствовать  росту  экономического   и   оборонного  потенциала

страны,  удовлетворению  духовных  потребностей  людей,   быть   действенным

средством  всестороннего  гармонического  развития  личности,   формирования

активной    жизненной позиции. 

Физическая культура — одна из тех областей социальной деятельности,  в

которой формируется  и реализуется социальная активность людей. Она отражает

состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной,

политической  и моральной структуры. Все  это  свидетельствует  о  том,  что

физическая культура является естественной частью культуры общества. 

              

                       4. Физическая культура как часть культуры личности 

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего

достиг человек  сверх того, что  ему  дала  природа  в  развитии  физических

способностей, двигательных качеств,  состояния  здоровья,  и  все  то,  что

явилось в этом плане результатом его деятельности,  физической  и  духовной

активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не

только природная) форма человека. 
 

Физическая культура наряду с культурой в  целом  призвана  формировать

всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта)  исторического

процесса. 

Основными  материальными  ценностями  физической   культуры   личности

являются необходимый  объем  двигательных  навыков  и  умений,  определенный

уровень развития основных физических и специальных  качеств, функциональных

возможностей  различных  органов  и  систем   организма.   Они   составляют

материальную  основу жизненных сил каждого  человека, фундамент  его  рабочей

силы и выступают  в качестве  обязательного  средства  осуществления  любого

вида человеческой деятельности. 

К  духовным  ценностям   физической   культуры   личности   относятся

совокупность  специальных  знаний  в  области   всестороннего   физического

развития,  идеалы  физического  совершенства  (спортивного  мастерства),  к

которым стремится  каждый конкретный человек, представления  о  способах  их

достижения, знание особенностей того или иного вида  спорта,  его  истории,

перспективы развития и т. д. 

Физическую культуру личности определяют  физическая  подготовленность,

физическая готовность и физическое совершенство. 

Культурный уровень  человека — это степень его  приобщения  к  процессам

созидания  и  «потребления»  ценностей  в  различных  областях  культуры   —

духовной, политической,  физической  и  др.  Это  и  степень  удовлетворения

потребностей   человека   в   продуктах    культуры.    Например,    степень

удовлетворения   потребностей   в    движениях,    физических    упражнениях

непосредственно зависит от состояния его здоровья. 

Одним  из  критериев  культурного   уровня   человека   является   его

способность правильно, с большей пользой для себя и  общества,  расходовать

свободное время. Насыщение свободного времени  двигательной  деятельностью,

связанной с  физическими упражнениями, дает наслаждение  человеку,  сохраняет

его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться. 
 
 

                        

                        5. Социальные функции физической культуры студентов

     

Молодежь   должна    регулярно   заниматься     физической  культурой,

спортом, туризмом. Это ставит перед всеми важную  задачу  —  целенаправленно

формировать у  молодого поколения здоровые интересы,  настойчиво  бороться  с

вредными  привычками   и   наклонностями,    последовательно       прививать

потребность физического  и  нравственного  совершенствования,     воспитывать

высокие волевые  качества,  мужество  и  выносливость. 

Физическое и  духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет

друг  друга  и  способствует  повышению  социальной   активности   личности.

Студенческий  возраст  имеет  особо  важное  значение  как  период  наиболее

активного  овладения  полным   комплексом   социальных   функций   взрослого

человека, включая  гражданские,  общественно-политические,  профессионально-

трудовые. 

Физическая  культура   —   это   средство   не   только   физического,

совершенствования и оздоровления, но и воспитания  социальной,  трудовой  и

творческой  активности  молодежи,   существенно   влияющего   на   развитие

социальной структуры  общества. В частности, от физической подготовленности,

состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов народного

хозяйства  во  многом  зависит  выполнение  ими  социально-профессиональных

функций. 

Потенциальные  возможности  в   области   двигательной   деятельности,

которыми человек  наделен от природы и которые  он в течение жизни использует

недостаточно, физическая культура  позволяет  раскрыть,  развить  в  полной

мере. При этом расширяются представления о  возможных резервах и  «пределах»

развития физических качеств. 

Постоянно растущий  объем  информации,  усложнение  учебных программ,

различные общественные поручения делают учебный труд студенческой  молодежи

все более интенсивным  и напряженным. Зачастую  это  приводит  к  уменьшению

двигательной  активности (гиподинамии), а одновременное  увеличение  нагрузки

на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу  и  физическую

подготовку к  будущей производственной деятельности. 

Информация о работе Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки