Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:42, реферат
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,
является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно
связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем,
состоянием здравоохранения, воспитанием людей
1. Возникновение термина «физическая культура»……………………………………………
2. Общие понятия теории физической культуры………………………………………………
3. Физическая культура как вид культуры общества………………………………………….
4. Физическая культура как часть культуры личности………………………………………..
5. Социальные функции физической культуры студентов……………………………………
6. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в
обеспечении здоровья……………………………………………………………………………
7. Цель, задачи и формы организации физического воспитания……………………………..
8. Комплексное совершенствование профессионально-прикладной
физической подготовки………………………………………………………………………….
9. Влияние занятий физической культурой на системы организма…………………………..
10. Организация физического воспитания в ВУЗе………………………
Изменения физиологических
функций вызываются и другими
факторами внешней среды и
зависят от времени года, содержания
в продуктах питания витаминов и минеральных
солей. Совокупность всех этих факторов
(раздражителей разной эффективности)
оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее
воздействие на самочувствие человека
и протекание жизненно важных процессов
в его организме. Естественно, что человеку
следует приспосабливаться к явлениям
природы и ритму их колебаний. Психофизические
упражнения и закаливание организма помогают
человеку уменьшить зависимость от метеоусловий
и перепадов погоды, способствуют его
гармоническому единению с природой.
Для нормального
функционирования мозга нужны не
только кислород и питание, но и информация
от органов чувств. Особенно стимулирует
психику новизна впечатлений, вызывающая
положительные эмоции. Под влиянием красоты
природы человек успокаивается, а это
помогает ему отвлечься от обыденных мелочей.
Уравновешенный, он приобретает способность
смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное
стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь
частые в нашей жизни, растворяются в великом
спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
Очень важно
отметить благоприятное состояние
воздушной среды при мышечной
деятельности, в том числе и
при занятиях физическими упражнениями,
так как при этом увеличивается
легочная вентиляция, теплообразование
и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические
исследования воздуха позволяют своевременно
принять необходимые меры, обеспечивающие
максимальные условия для занимающихся
физической культурой и спортом.
Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и необходимо.
На основе постановлений
в результате многолетнего опыта
работы в области спортивной медицины
четко определены основные задачи гигиены
физических упражнений и спорта. Это изучение
и оздоровление условий внешней среды,
в которых происходят занятия физической
культурой и спортом, и разработка гигиенических
мероприятий, способствующих укреплению
здоровья, повышению работоспособности,
выносливости, росту спортивных достижений.
Как уже отмечалось ранее, физические
упражнения влияют не изолированно
на какой-либо орган или систему, а на весь
организм в целом. Однако совершенствование
функций различных его систем происходит
не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми
являются изменения в мышечной системе.
Они выражаются в увеличении объема мышц,
усилении обменных процессов, совершенствовании
функций дыхательного аппарата. В тесном
взаимодействии с органами дыхания совершенствуется
и сердечно-сосудистая система. Занятия
физическими упражнениями стимулирует
обмен веществ, увеличивается сила, подвижность
и уравновешенность нервных процессов.
В связи с этим возрастает гигиеническое
значение физических упражнений, если
они проводятся на открытом воздухе. В
этих условиях повышается их общий оздоровительный
эффект, они оказывают закаливающее действие,
особенно, если занятия проводятся при
низких температурах воздуха. При этом
улучшаются такие показатели физического
развития, как экскурсия грудной клетки,
жизненная ёмкость легких. При проведении
занятий в условиях холода совершенствуется
теплорегуляционная функция, понижается
чувствительность к холоду, уменьшается
возможность возникновения простудных
заболеваний. Помимо благоприятного воздействия
холодного воздуха на здоровье отмечается
повышение эффективности тренировок,
что объясняется большой интенсивностью
и плотностью занятий физическими упражнениями.
Физические нагрузки должны нормироваться
с учетом возрастных особенностей, метеорологических
факторов.
Говоря о гигиене
физических упражнений, нельзя не вспомнить
об утренней гимнастике и роли физкультурной
паузы. Целью утренней гимнастики является
ускорение перехода организма от сна
к бодрствованию, к предстоящей работе
и оказание общего оздоровительного воздействия.
Гимнастические упражнения должны выполняться
в хорошо проветриваемой комнате, при
открытом окне или форточке, а при возможности
- и на открытом воздухе. Зарядку следует
сочетать с воздушной ванной. После окончания
гимнастики полезно обтирание или обливание
тела прохладной водой. Физкультурные
паузы проводят в школе и на производстве,
они являются одной из основных форм активного
отдыха.
Важный элемент
здорового образа жизни - личная гигиена.
Он включает в себя рациональный суточный
режим, уход за телом, гигиену одежды и
обуви. Особое значение имеет и режим дня.
При правильном и строгом его соблюдении
вырабатывается четкий ритм функционирования
организма. А это, в свою очередь, создает
наилучшие условия для работы и восстановления.
Неодинаковые
условия жизни, труда и быта, индивидуальные
различия людей не позволяют рекомендовать
один вариант суточного режима для всех.
Однако его основные положения должны
соблюдаться всеми: выполнение различных
видов деятельности в строго определенное
время, правильное чередование работы
и отдыха, регулярное питание. Особое внимание
нужно уделять сну - основному и ничем
не заменимому виду отдыха. Постоянное
недосыпание опасно тем, что может вызвать
истощение нервной системы, ослабление
защитных сил организма,
снижение работоспособности, ухудшение
самочувствия.
Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.
Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
Важно соблюдать следующий распорядок дня:
Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!
Ибо одно из главных
средств, предупреждающих многие
болезни.
7. Цель, задачи и формы
организации физического
воспитания
Целью физического
воспитания в вузе является формирование
физической культуры студента как системного
качества личности, неотъемлемого компонента
общей культуры будущего специалиста,
способного реализовать ее в учебной,
социально-профессиональной деятельности
и семье.
Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:
включение студентов
в реальную физкультурно-спортивную практику
по творческому освоению ценностей физической
культуры, ее активного использования
во всестороннем развитии личности; содействие
разностороннему развитию организма,
сохранению и укреплению здоровья, повышению
уровня общей физической подготовленности,
развитию профессионально важных физических
качеств и психомоторных способностей
будущих специалистов; овладение системно
упорядоченным комплексом знаний, охватывающим
философскую, социальную, естественнонаучную
и психолого-педагогическую тематику,
тесно связанную с теоретическими, методическими
и организационными основами физической
культуры; формирование потребности студентов
в физическом самосовершенствовании и
поддержании высокого уровня здоровья
через сознательное использование всех
организационно-методических форм занятий
физкультурно-спортивной деятельностью;
формирование навыков самостоятельной
организации досуга с использованием
средств физической культуры и спорта;
овладение основами семейного физического
воспитания, бытовой физической культуры.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих формах.
Учебные занятия:
- обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям;
- консультативно-методические
занятия, направленные на
- индивидуальные
занятия для студентов,
Внеучебные занятия:
- физические
упражнения в режиме учебного
дня (малые формы
- занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным интересам;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- массовые оздоровительные,
физкультурные и спортивные
Комплексное использование
всех форм физического воспитания должно
обеспечить включение физической культуры
в образ жизни студентов, достижение оптимального
уровня физической активности.
8.
Комплексное совершенствование
профессионально-прикладной
физической подготовки
Профессионально-прикладная
составная часть процесса физического воспитания студентов проводится на
всех факультетах вуза с целью подготовки будущих специалистов к
производственной деятельности. При планировании содержания учебного
материала необходимо конкретно определить социальный заказ общества на
специалиста с учетом научно обоснованных квалификационных характеристик и
профессиограмм. В задачи ППФП входит:
- развитие и совершенствование
средствами физической
и психических качеств, необходимых будущему специалисту;
- овладение знаниями и прикладными двигательными навыками,
способствующими освоению профессии;
- составление и выполнение
занятий с элементами упражнений прикладного характера, встречающихся в
производственной деятельности;
- воспитание средствами
и организаторских качеств, эмоциональной устойчивости, сосредоточенности,
необходимых будущим руководителям производства.
ППФП планируется преимущественно на старших курсах в форме
теоретических, методических и практических занятий, групповых и
индивидуальных консультаций на всех учебных отделениях. Дополнительно она
может проводиться на учебной и производственной практиках, в
оздоровительно-спортивном лагере или в процессе занятий и соревнований по
прикладным видам спорта.
Методический совет кафедры разрабатывает учебный материал с учетом
предложений профилирующих кафедр, знаний техники безопасности, научной
организации труда, а также утверждает содержание контрольных нормативов и
зачетных требований для каждой специальности и сроки их выполнения.
Выбор средств ППФП должен быть направлен на обеспечение эффективной
адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности:
повышение устойчивости микроклиматическим условиям производства,
расширение арсенала прикладных двигательных координации и др.
Наибольшее распространение в практике ППФП получили занятия
профилированными видами спорта.
Вот краткая характеристика прикладной действенности некоторых видов
спорта, рекомендуемых для студентов вузов.
Виды спорта на выносливость (бег на средние дистанции, лыжные гонки,
плавание, пеший туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт). Регулярные
занятия формируют прикладные навыки рациональной ходьбы, бега, умения
терпеть; обеспечивают высокий уровень динамической работоспособности,
функционирования и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и