Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:42, реферат

Краткое описание

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство,
является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно
связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем,
состоянием здравоохранения, воспитанием людей

Оглавление

1. Возникновение термина «физическая культура»……………………………………………

2. Общие понятия теории физической культуры………………………………………………
3. Физическая культура как вид культуры общества………………………………………….
4. Физическая культура как часть культуры личности………………………………………..
5. Социальные функции физической культуры студентов……………………………………
6. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в
обеспечении здоровья……………………………………………………………………………
7. Цель, задачи и формы организации физического воспитания……………………………..
8. Комплексное совершенствование профессионально-прикладной
физической подготовки………………………………………………………………………….
9. Влияние занятий физической культурой на системы организма…………………………..

10. Организация физического воспитания в ВУЗе………………………

Файлы: 1 файл

ФК.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

При максимальных физических нагрузках частота дыхания  может возрасти до 50-70 в минуту, а  минутный объем дыхания до 100-150 л, т.е. в 10-15 раз превысить этот показатель, отмеченный в состоянии покоя. 

Хорошо развитый дыхательный аппарат – надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.

При использовании  регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода, как отмечают спортивные физиологи, повышается в среднем на 20-30%.

У тренированного человека система внешнего дыхания  в покое работает более экономно. Так, частота дыхания снижается  до 8-10 в минуту, при этом несколько  возрастает его глубина. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода. 

Возникающая при  мышечной активности потребность организма  в кислороде «подключает» к решению  энергетических задач незадействованные  до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения во вступившей в работу ткани и повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их. Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем те ее участки, которые аэрированы слабее и потому хуже снабжаются кровью. Известно, что при поверхностном дыхании нижние доли легких в малой степени участвуют в газообмене. Именно в местах где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные процессы. Напротив, повышенная аэрация целительно действует при лечении некоторых заболеваниях. 

Врачи уже давно  отметили, что спортсмены и оперные  певцы не болеют туберкулезом легких, в основе этого факта, в обоих случаях, лежит повышенная аэрация легких.

При физических нагрузках возрастание легочной вентиляции связанно с усилением  амплитуды движения диафрагмы. Этот факт благоприятно отражается и на состоянии других органов. Так, сокращаясь при вдохе диафрагма давит на печень и другие органы пищеварения способствуя оттоку из них венозной крови и поступлению ее в правые отделы сердца. При выдохе диафрагма поднимается, облегчая приток артериальной крови к органам брюшной полости и улучшая их питание и работу. Таким образом, диафрагма является как бы вспомогательным органом кровообращения для органов пищеварения.

Именно этот механизм – своеобразный мягкий массаж – имеют в виду специалисты  лечебной физкультуры, рекомендуя некоторые  упражнения дыхательной гимнастики для лечения органов пищеварения. Впрочем, индийские йоги с давних пор лечат заболевания желудка, печени и кишечника дыхательной гимнастикой, эмпирически установив целебное ее действие при многих недугах органов брюшной полости. 

                  10. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Основные  положения и требования учебной программы  по физической культуре для ВУЗов

Согласно трактовке  современных учебников физическое воспитание — это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всех отечественных словарях обучение и развитие трактуются не как воспитание, а как образование.

Физическое образование  в современной науке рассматривается  как системное освоение человеком  рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема двигательных умений и навыков.

Физическое образование  в учебных заведениях вооружает  студентов знаниями о влиянии  физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, общественно-политической деятельности.

Целью физического  образования студенческой молодежи следует считать формирование системы  специальных знаний, позволяющих  оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры.

В образовательную  деятельность преподаватели физического  воспитания, тренеры должны включать компоненты, которые относятся к  духовной сфере студентов, — это  содержание мыслей и чувств, ценностных ориентации, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов народного хозяйства.

Одна из важнейших  задач физического образования  — научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Опасность  превращения знаний в 
«пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений.

Кроме выполнения специфической функции физическое образование способствует более эффективному решению функций образования, а также его видов — умственного, политического, профессионального и т. д.

Таким образом, физическое образование как вид  образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.

Физическое образование  в вузе решает следующие задачи:

1. Воспитание  у студентов сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств, подготовка их к высокопроизводительному труду .

2. Профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов  с учетом особенностей будущей  трудовой деятельности.

3. Приобретение  необходимых знаний по основам теории, методики и организации физической культуры; подготовка к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту.

5. Воспитание  у студентов убежденности в  необходимости выполнения недельного  двигательного режима.

6. Повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Общее руководство  физическим образованием студентов, а  также организация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора  вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями и общественными организациями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года проводятся студенческой поликлиникой или здравпунктом вуза.

Массовая оздоровительная  физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно  с кафедрой физического воспитания и общественными организациями вуза.

Главным результатом  функционирования системы физического  образования является всестороннее физическое развитие человека — физическая культура личности (физическая подготовленность, физическая готовность или физическое совершенство), обеспечивающая успешное овладение ею и выполнение тех или иных задач, поставленных перед обществом.

Форма физического  образования — это внутренняя организация его содержания, для  которого обязательным условием являются единство и взаимодействие составляющих элементов, строго установленный порядок педагогического процесса в соответствии с его целью и задачами.

Учебные занятия (обязательные, практические, теоретические, практикумы- консультации) являются основной формой физического образования и планируются в учебных планах по всем специальностям.

Консультативно-методические занятия целесообразно проводить  также в периоды экзаменационных  сессий, учебных практик, военных  сборов, в оздоровительно-спортивных лагерях. Желательно использовать экстенсивные 
(неинтенсивные) варианты различных методов тренировки. Для студентов с недостаточным уровнем физической подготовки или пропустивших плановые занятия проводятся дополнительные занятия.

Индивидуальные  занятия студентов проводятся во вне-учебное время по заданию преподавателей кафедры физического воспитания в самодеятельных секциях (группах) студенческого спортивного клуба или коллектива физкультуры. Они позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, способствуют ускорению процесса физического развития, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт и отдых студентов.

Содержание физического  образования — это совокупность таких специфических компонентов (идеомоторное обучение и физическое воспитание), единство и взаимодействие которых обеспечивает наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи, подготовку к труду и защите Родины.

Содержание курса  физического образования заключена  в программе по физическому воспитанию студентов. В программе соблюдаются преемственность, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимосвязь с другими программами.

Учебный материал программы состоит из теоретического, методического и практического  разделов.

Теоретический раздел программы предполагает овладение студентами знаниями по основам теории и методики физического образования. Учебный материал сообщается в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также усваивается путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Практический  раздел программы базируется па научно обоснованных зачетных нормах, требованиях  и содержит учебный материал для  всех учебных отделений, в содержание занятий которых входят такие  разделы: легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм, спортивные игры и стрельба.

Во все курсы  обучения включается материал по профессионально- прикладной физической подготовке применительно  к профилирующим специальностям.

В практическом разделе программы материал целесообразно  распределять в соответствии с основными частями (видами) физической культуры — физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Каждый вид включает элементы других частей. Все они полностью удовлетворяют потребности студентов (всех учебных отделений) во всех видах двигательной деятельности, направленной на совершенствование, оздоровление, закаливание организма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Толовин В.А.  Физическое воспитание – М. 1988. 

2. Раевский Р.Т.  Профессионально-прикладная физическая  подготовка

студентов ВУЗов, М. – В. Ш., 1985. 

3. Физическое  воспитание студентов и учащихся /под ред. Петрова Н. Я.

 Минск: «Полымя», 1988. 

4. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. 

5. Гилмор Г.  Бег ради жизни. М, «Физкультура  и спорт»,1969. 

6. Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989 г. 

7. Методические  рекомендации по физическому  воспитанию №6, В.Ш. 1988. 

8. Физическая  культура студентов ВУЗов / под  ред. Жолдака В.И. Воронеж:

 издательство  воронежского университета, 1991. 

9. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. Высш. школа, 1983. 

10. Гайс И.А.  Учитесь ходить быстро. – М.: Физкультура  и спорт, 1986. 

11. Решетников  Г.С. Физкультура и спорт, 1981. 
 
 
 

Информация о работе Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки