Болезни опорно-двигательного аппарата и их лечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:32, реферат

Краткое описание

Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями, человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

В данном работе я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц.

Оглавление

Введение

1.Опорно-двигательный аппарат и его заболевания
1.Определение опорно-двигательного аппарата
2.Причины заболевания опорно-двигательного аппарата
2.Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1.Формы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
2.Общие упражнения для подвижности суставов
3.Режимы двигательной активности больных при нарушениях осанки и сколиозе
4.ЛФК в комплексной реабилитации больных при нарушениях осанки и сколиозе
1.ЛФК для укрепления мышечного корсета
2.Корригирующие упражнения
3.Деторсионные упражнения
5.Разгрузка позвоночника
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

физвос.docx

— 52.92 Кб (Скачать)

     При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение  позвоночника. Это само по себе —  нелегкая задача для ребенка с  дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой  сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки  зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы  с выпуклой стороны искривления  вынуждены преодолевать сопротивление  более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для  укрепления и растягивания мышц спины  и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно  следить за тем, чтобы позвоночник  находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее  и выносливее, а перенапряженные  мышцы на вогнутой стороне немного  растягиваются.

     Примеры симметричных корригирующих упражнений.

     Исходное  положение: лежа на животе.

     Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично  относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и  живот. Удерживать эту позу 3-7 счетов, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.

     Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.

     Исходное  положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

     1. Принять правильное положение  тела, проверить его, приподняв  голову и плечи. Перевести руки  на пояс, медленно сесть, сохраняя  правильную осанку, вернуться в  ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.

     2. «Велосипед»: круговые движения  ногами.

     3. Приподнять прямые ноги под  углом 30-45°, развести их в  стороны, соединить, опустить (выдох),расслабить  мышцы (вдох).

     Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его  кривизну, умеренным растягиванием  мышц и связок на вогнутой дуге искривления  и дифференцированным укреплением  ослабленных мышц на выпуклой стороне.

     Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического  искривления. Они подбираются индивидуально  и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Например, из исходного положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение:

     а) на стороне грудного сколиоза опускается предплечье, плечо поворачивается наружу, при этом лопатка приводится к  средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного  выбухания;

     б) на противоположной стороне грудного сколиоза поднимается предплечье, и  плечо поворачивается вперед и внутрь, лопатка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении участвуют предплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не допускается. При выполнении этого  асимметричного упражнения происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней  порции трапециевидной мышцы и растягивание лопаточных мышц на противоположной  стороне. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения предплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза. 

     2.4.3. Деторсионные упражнения

     Деторсионные  упражнения выполняют следующие  задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция  сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах  позвоночника. Например, на стороне  поясничной вогнутости — отведение  ноги назад в противоположную  сторону; на стороне грудного сколиоза — отведение руки с небольшим  поворотом корпуса в верхнем  отделе вперед и внутрь. При отведении  ноги таз умеренно отводится в  ту же сторону. Упражнение способствует деторсии в поясничном и грудном  отделах позвоночного столба.

     Коррекция торсии позвонков осуществляется следующим  образом. При правостороннем грудном  сколиозе в условиях фиксации поясничного  отдела позвоночника и таза производят упражнения с поворотом плечевого  пояса и правой руки с права  налево, так как торсия позвонков  имеется в направлении слева  направо. Деторсионные упражнения для  поясничного отдела позвоночника осуществляются путем поворота поясницы, таза и  ног слева направо при фиксации грудного отдела позвоночника.

     В качестве примера приводим упражнения, применяющиеся при S-образном сколиозе (правостороннем грудном, левостороннем  поясничном). Для коррекции деформации используются асимметричные упражнения: поднятие левой руки левой ноги, наклоны влево для исправления поясничной кривизны, при этом левую руку поднимают вверх и заводят, а голову, ладонью правой руки оказывают давление на реберный горб, голову и плечи наклоняют вправо. Коррекция поясничной кривизны осуществляется также при фиксированном грудном отделе позвоночника с помощью отклонения таза и ног влево.

     С целью коррекции грудной кривизны наклоны туловища производят вправо, используя при этом асимметричное  положение рук. Коррекция торсионной деформации поясничного отдела позвоночника осуществляется в положении лежа на спине при фиксации головы, рук  и груди с помощью сгибания и забрасывания левой ноги на правую. Для исправления торсионной деформации грудного отдела позвоночника при фиксации ног, таза, поясничного отдела позвоночника производятся повороты туловища, плеч, рук, головы справа налево. Возможна одновременная  коррекция обоих торсионных искривлений. Для этого ребенок из положения, лежа на левом боку вытянутой рукой  и согнутой в тазобедренном и  коленном суставах левой ногой осуществляет поворот правого плеча и груди  вперед, а правой выпрямленной ногой  и тазом назад. Кроме того, в  исходном положении стоя левую ногу фиксируют впереди правой, левую  руку поднимают вверх, правую помещают на грудь, при этом производят поворот  руки и плечевого пояса влево, а таза вправо.

     При грудопоясничном типе сколиоза с  вершиной дуги искривления на уровне XI—XII грудных позвонков целесообразна  тренировка пояснично-подвздошной  мышцы на вогнутой стороне позвоночника по И. И. Кону. В исходном положении  лежа на спине, бедро и голень сгибают  под углом 90°. На бедра надевают манжету, соединенную через блок с грузом. Упражнения проводят путем сгибания бедра до острого угла. Величина груза, приложенная к манжетке бедра, составляет 3—5 кг, число упражнений 15—20. Через 3 месяца число упражнений увеличивают вдвое, через 6 месяцев  — втрое. Изометрическую тренировку пояснично-подвздошной мышцы проводят из того же исходного положения путем  удержания груза величиной 8—15 кг в течение 10 с. За 3 месяца лечения  время удержания груза доводят  постепенно до 30 с, за 6 месяцев –  до 1 мин. Этот метод лечения способствует уменьшению наклона поясничного  отдела позвоночника на стороне тренировки пояснично-подвздошной мышцы. 

     2.5. Разгрузка позвоночника

     Разгрузка позвоночника при лечении сколиоза является необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.

     В период роста ребенка искривление  позвоночника может увеличиваться  из-за перегрузки ростковых хрящей. Поэтому разгрузкой позвоночника предусматривается  уменьшение давления на межпозвонковые хрящи с вогнутой стороны искривления, создание равномерного давления на замыкающие пластинки позвонков. Для разгрузки  позвоночника и коррекции его  деформации на время устных и письменных школьных занятий дети принимают  положение лежа, спят в гипсовых кроватках, носят функциональные корригирующие  корсеты.

     Разгрузка позвоночника достигается тем, что  в течение большей части дня  пациенты находятся в положении лежа. Во время проведения школьных занятий и выполнения домашних заданий дети лежат на медицинских кушетках. Письменные уроки они выполняют в положении лежа на животе, слегка упираясь локтями о кушетку. Во время школьных занятий под грудь ребенку подкладывают клиновидную подушку, изготовленную из толстой фанеры и покрытую поролоном и дерматином. Подставка соответствует следующим размерам: высота ее равняется длине плеча ребенка, длина - расстоянию от подбородка до XII ребра плюс 2 см, ширина — расстоянию между плечевыми суставами. Во время устных уроков дети могут находиться в положении на спине, подставку подкладывают под голову и верхнюю часть спины.

     Разгрузка позвоночника также может достигаться  вследствие расслабления и растягивания мышц, принимающие активное участие  в поддержании правильной осанки.

     Научить ребенка расслабляться нередко  является самой трудной задачей  в курсе лечебной физкультуры. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Эта задача требует определенного  опыта в обращении со своими мышцами, умения управлять степенью их напряжения. Важно не только научиться расслаблять  мышцы в покое, но и уметь расслабить те мышцы, которые не участвуют в  движении, — и во время выполнения упражнений, и в повседневной жизни. Расслабление снимает напряжение мышц, ускоряет восстановление работоспособности  после тренировки. Особенно важно  научиться расслаблять позные мышцы  с повышенным тонусом — это  необходимое условие формирования правильной осанки.

     При расслаблении снижается тонус не только скелетных мышц, но и гладкой  мускулатуры внутренних органов  в соответствующих зонах. Упражнения в расслаблении — прекрасный способ тренировки тормозных реакций для  возбудимых детей. Постоянные стрессы  вызывают напряжение мускулатуры всего  тела, и расслабление лица и рук  хорошо снимает психическую нагрузку и облегчает расслабление более  крупных мышц.

     Чтобы проверить, расслабил ли ребенок  мышцы, можно надавить на них и  почувствовать снижение мышечного  тонуса (расслабляясь, мышцы становятся мягче).

     Тонус мышц можно проверить и с помощью  пассивных движений — взять конечность ребенка руки и подвигать ею. Расслабленные  конечности не сопротивляются и не помогают пассивным движениям; если расслабленную руку или ногу приподнять и резко отпустить, она не задерживается  в воздухе, а безвольно падает. Пока навык расслабления не будет  выработан, необходимо постоянно проверять, правильно ли ребенок выполнил упражнение, полностью ли расслаблены его  мышцы.

     Расслабить  мышцы необходимо не только после  нагрузки, но и перед ней. Это относится  и к каждому занятию, и к  курсу тренировки в целом.

     Чтобы облегчить расслабление, обучение начинают в удобном исходном положении, лучше  всего — лежа на спине. Ощущение расслабления мышц можно вызвать  у ребенка по контрасту с чувством их напряжения: «Напряги руку... а теперь расслабь».

     Расслабление  облегчают такие дополнительные приемы, как встряхивание, раскачивание, маховые движения конечностями.

     Эластичность  мышц тесно связана с гибкостью  позвоночника. Если подвижность позвоночника в соответствующем отделе нормальная или немного выше нормы, дополнительно  растягивать мышцы не следует.

     Одновременно  с растягиванием необходимо укреплять  мышцы-антагонисты, напряжение которых  обеспечивает выполнение движений во время упражнений на растягивание.

 

Заключение 

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских  лет и до глубокой старости человек  в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие  самое разнообразное воздействие  на все его системы. Они рождают  чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.

Информация о работе Болезни опорно-двигательного аппарата и их лечение