Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:25, реферат
Ходьба - обычный способ передвижения человека, замечательное физическое упражнение для людей всех возрастов. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела человека, усиливается деятельность сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем организма, повышается обмен веществ. Обычная ходьба имеет, прежде всего, оздоровительное значение. Человек начинает ходить еще в раннем детстве.
Введение;
Основы техники: факторы определяющие результат;
Анализ техники: составные части;
Методика обучения;
Характерные ошибки при обучении, способы их исправления;
Правила и организация соревнований;
Литература.
При одноопорном положении, когда спортсмен стоит, действует только сила тяжести перпендикулярно вниз, которая уравновешивается силой реакции опоры, направленной диаметрально противоположно силе тяжести. При двухопорном положении сила тяжести распределяется на две опоры, при этом возникает сила давления на опору, действующая под углом, а сила тяжести распределяется на две точки опоры, и их величины будут зависеть от удаленности точек опоры от проекции ОЦМ. В противодействие силе давления на опору и силе тяжести возникает сила реакции опоры, которая действует диаметрально противоположно им. В покое суммарные силы передней и задней опоры равны. Чтобы вывести тело из равновесия и придать ему какую-либо скорость, необходимо нарушить это равновесие. Это можно сделать за счет увеличения силы давления на заднюю опору, тем самым увеличивая силу реакции задней опоры. Увеличение силы давления на опору делается за счет действия мышечной силы.
Другой фактор нарушения равновесия сил – это изменение угла действия силы давления на заднюю опору. Это делается за счет переноса проекции ОЦМ ближе к передней опоре, тем самым угол действия силы давления задней опоры становится более острым, а угол действия силы давления передней опоры более тупым. Таким образом, мы приближаем действие сил реакции задней опоры к вектору горизонтальной скорости. Так возникает стартовая сила, позволяющая вывести тело из состояния покоя. При ходьбе подключается еще и инерционная сила маховых движений во время переноса ноги. Стартовая сила в момент выхода тела из состояния покоя больше, чем сила отталкивания во время движения, так как тело спортсмена уже отталкивания во время движения, так как тело спортсмена уже имеет скорость и ему необходимо затрачивать усилия либо на поддержание, либо на увеличение скорости.
Немаловажное значение имеет угол постановки ноги на опору, а также силы, возникающие при этом. Угол постановки маховой ноги определяется в момент касания ноги опоры и образован продольной осью ноги и линией горизонта. Это приблизительная величина, более точно угол определяется вектором скорости силы реакции опоры и линии опоры. В момент постановки ноги начинает действовать сила давления на опору и возникает противодействующая ей сила реакции опоры, их направления диаметрально противоположны. Эти силы отрицательны, так как противодействуют движению ходока и снижают скорость передвижения. Компенсировать их действие можно: 1) приближение угла постановки ноги к 90о, нога должна стоять как можно ближе к проекции ОЦМ, но при этом снижается длина шага; 2) амортизация постановки ноги, но она исключается, так как нога должна быть выпрямлена в коленном суставе на опоре; 3) быстрое сведение бедер после снятия ноги с опоры после фазы отталкивания, что увеличивает силу инерции маховой ноги, которая компенсирует воздействие тормозящих сил.
Движение ОЦМ вверх-вниз дополняется движениями вправо-влево. С момента постановки ноги на опору ОЦМ движется вверх и несколько в сторону опорной ноги до момента вертикали, после ОЦМ движется вниз, приближаясь к линии направления движения, до момента постановки ноги на опору. Чем меньше величина вертикальных колебаний, тем эффективнее техника спортивной ходьбы.
3. Анализ техники: составные части.
Основу техники спортивной ходьбы составляют один цикл действия, который состоит из двойного шага, шага левой ноги и шага правой ноги. Цикл содержит: а) два периода одиночной опоры; б) два периода двойной опоры; в) два периода переноса маховой ноги.
Период одиночной опоры одной ноги совпадает с периодом переноса другой ноги. Период двойной опоры очень кратковремен, его можно и не увидеть. Период одиночной опоры более длителен и делится на две фазы: 1) фаза жесткой передней опоры; 2) фаза отталкивания. Период переноса тоже имеет две фазы: 1) фаза заднего шага; 2) фаза переднего шага. Эти фазы присутствуют в периодах переноса или опоры левой и правой ног.
Фазы разделяются моментами, т. е. такими мгновенными положениями, после которых происходят изменения движений. Если моменты являются границами изменения движений в одном или нескольких звеньях, то позы в данных моментах – это описание положений звеньев тела относительно ОЦМ или друг друга, т. е. позы дают визуальную картину смены движений.
Фаза передней жесткой опоры правой ноги начинается с момента постановки её на опору. Нога, выпрямленная в коленном суставе, ставится с пятки. Эта фаза продолжается до момента вертикали, когда ОЦМ находится над точкой опоры.
С момента вертикали до момента отрыва правой ноги от грунта длится фаза отталкивания. Период одиночной опоры правой ноги заканчивается и начинается период переноса правой ноги, который имеет две фазы: 1) фаза заднего шага, которая начинается с момента отрыва ноги от опоры до момента вертикали; 2) фаза переднего шага – с момента вертикали до момента постановки ноги на опру. Потом следует кратковременный период двойной опоры. Когда идет период одиночной опоры правой ноги, левая нога находится в периоде переноса. То же самое повторяется с левой ногой. Цикл закончился, начинается новый цикл и всё повторяется.
Период двойной опоры очень кратковременен, но он имеет большое значение в технике. Если период двойной опоры отсутствует, значит, спортсмен не идет, а бежит, за что его дисквалифицируют.
4. Методика обучения.
Основная задача обучения – научить правильной технике спортивной ходьбы, выполнять её свободно, без излишнего напряжения, с разной скоростью передвижения, а также определить оптимальную скорость( темп и длину шага) для каждого занимающегося.
Задача 1: Ознакомить с техникой спортивной ходьбы.
Средства. 1) Объяснение особенностей техники; 2) Демонстрация спортивной ходьбы; 3) Попытки выполнения техники спортивной ходьбы.
Методические указания. Преподаватель или скороход несколько раз демонстрирует спортивную ходьбу после объяснения её техники. Ходьба проводится с обычной соревновательной скоростью, а также медленно. Пытаясь воспроизвести технику ходьбы, занимающиеся проходят 2 – 3 раза по 50 – 60 м, а преподаватель обращает их внимание на основные ошибки.
Задача 2: Научить правильным движениям ног при спортивной ходьбе.
Средства. 1) Ходьба, при которой нога ставится на землю выпрямленной и остаётся в таком положении до момента вертикали; 2) То же упражнение с постоянным увеличением скорости.
Методические указания. При выполнении ходьбы ногу следует ставить на грунт с пятки с последующим перекатом на всю стопу. Полезно напоминать обучающимся об активном выпрямлении ноги к моменту постановки её на грунт, а не раньше. Иначе будет получаться ходьба с «замахом», что способствует переходу на бег. Активно выводить голень вперед нужно рекомендовать только тем, кто испытывает затруднения в выполнении разгибания ноги к началу её приземления.
Задача 3: Научить движению таза при спортивной ходьбе.
Средства. 1) Ходьба энергичным, широким шагом с акцентированием на движениях таза вокруг вертикальной оси; 2) Ходьба по прямой линии, выставляя ногу после некоторого поворота вокруг вертикальной оси; 3) В обычной стойке переменное перенесение тяжести тела с ноги на ногу; 4) То же с продвижением вперед, делая небольшие шаги, ставя ногу с пятки.
Методические указания. Каждое упражнение повторяется несколько раз. Дистанция в этих упражнениях – 50 – 100 м. Если обучающийся хорошо переносит тело с ноги на ногу, не закрепощаясь при этом, то 3е и 4е упражнения можно пропустить. 2е упражнение можно выполнять по беговой линии беговой дорожки стадиона. Во 2м и 3м упражнениях стопы надо ставить прямо, не разворачивая носки наружу.
Задача 4: Обучить правильным движениям рку и плеч при спортивной ходьбе.
Средства. 1) Имитация движений рук на месте; 2) Ходьба с руками за спиной; 3) Ходьба с почти прямыми руками; 4) Спортивная ходьба с активной работой плеч и рук.
Методические указания. В 1м упражнении не допускать движений в поперечном направлении. Движения должны быть свободными. При выполнении 2го упражнения надо указывать занимающимся на необходимость активных движений плечами. При этом руки могут быть сзади сцеплены. В 3м упражнении движения руками выполнять широко и свободно. Дистанция ходьбы в указанных упражнениях – 100 м.
Задача 5: Совершенствование техники спортивной ходьбы.
Средства. 1) Спортивная ходьба с различной скоростью: медленной, средней, быстрой; 2) Спортивная ходьба на вираже по наклонной дорожке, по шоссе.
Методические указания. При совершенствовании техники необходимо обращать внимание на: а) положение туловища и головы; б) мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук; в) достаточную длину шага, свободный перенос ноги, следить за тем, чтобы стопа при этом проносилась возможно ниже; г) своевременный отрыв пятки от грунта; д) согласованность всех движений.
При ходьбе нужно избегать излишних вертикальных и боковых колебаний тела. Дистанция увеличивается до 400 – 800 м и более.
5. Характерные ошибки при обучении, способы их исправления.
Задача 1:
Типичные ошибки |
Причины |
Исправления |
Согнутые ноги, скованность движений, утрированная ходьба, наклон туловища вперед или назад |
Малый запас двигательной активности, низкий уровень физической подготовленности |
Регулярные тренировки |
Задача 2:
Отсутствие двух-опорной фазы |
Скорость ходьбы не соответствует уровню физической и технической подготовленности |
Снизить скорость, уменьшить длину шага |
Излишняя напряженность во время ходьбы |
Очень длинный шаг |
Снизить скорость, совершенствовать гибкость |
Ходьба на согнутых ногах |
Очень длинный шаг |
Ходьба в гору и с горы. Обратить внимание на работу рук, ходьба по разметкам дорожки |
Недостаточное движение таза вокруг вертикальной оси |
Чрезмерный поворот таза вокруг вертикальной оси. Короткий шаг, излишнее сгибание рук в локтевых суставах |
Увеличить амплитуду поворота таза вокруг вертикальной оси |
Задача 3:
Неправильное положение головы |
Закрепощенность мышц плечевого пояса, спины, нарушена осанка |
Выпрямиться, смотреть вперед, расслабить мышцы плечевого пояса, увеличить угол сгибания рук в локтевых суставах |
Плечи подняты вверх, движения рук параллельны туловищу, кисти рук высоко поднимаются |
Закрепощенность мышц плечевого пояса, излишнее сгибание рук в локтевых суставах |
Выполнять движения руками свободно по направлению вперед к средней линии тела с измерением темпа и амплитуды движений |
Задача 4:
Преждевременное отталкивание и раннее «снятие» ноги с грунта. Высокое несение стопы маховой ноги над грунтом. Не полностью разогнутые ноги в опорном периоде. «Шлепающая» ходьба |
Излишне быстрое движение коленом вверх- вперед. Неправильное представление о технике спортивной ходьбы. Слабые мышцы голени. |
Снизить скорость, уменьшить длину шага. Ходьба с акцентом на выпрямленные ноги в коленном суставе. Акцентировать внимание на ходьбу с постановкой ноги с пятки перекатом резко на носок. Ходьба по мягкому грунту. |
Задача 5:
Необходимо использовать средства, указанные ранее |
Все, указанные выше |
Необходимо совершенствовать технику ходьбы до полной автоматизации движений |
6. Правила и организация
1. Спортивная ходьба — это
чередование шагов,
Судейство
2. (а) Назначенные судьи по
спортивной ходьбе выбирают
(b)Все судьи осуществляют
(c)На соревнованиях,
(d)При проведении
(e)На соревнованиях,
(f)На соревнованиях,
Старший судья
3. (а) На соревнованиях,
Информация о работе Анализ техники и методика обучения спортивной ходьбы