Содержание, функции, механизм финансового контроля. Система органов финансового контроля и ее характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

В данной работе я попытаюсь раскрыть суть и значение финансового контроля.

Оглавление

Введение
Глава 1. Финансовый контроль
1.1 Сущность и значение финансового контроля
1.2 Принципы, виды, формы и методы финансового контроля
Глава 2 Органы, осуществляющие финансовый контроль
Глава 3 Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финаннсируемых за счёт средств федерального бюджета
Глава 4 Контроль за бюджетными средствами
Глава 3 Пути совершенствования контрольной работы в России
Заключение
Список использованных источников:

Файлы: 1 файл

фин контроль.docx

— 91.20 Кб (Скачать)

     В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство РФ вправе отменить акты указанных органов.

     Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Положения от6марта1998г.), Положение о федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

     Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

     Прежде  всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них факта незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением штрафов.

     Минфин  осуществляет методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

     Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

     Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

     Финансовый  контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

     Департамент государственного финансового  контроля и аудита Минфина РФ, созданный от 6 марта 1998 г., обязан проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

     Так, органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Задачи казначейства:

  • контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
  • контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянием бюджетной системы;
  • контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
  • контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

     Органы  Федерального Казначейства имеют право  производить проверки различных  денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ, а также налагать штрафы на коммерческие банки, в случае несвоевременного зачисления средств хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов.

     Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ), созданный в 2002 г. и подотчетный Минфину – через него проходит значительный массив информации по финансовым правонарушениям и преступлениям.

     Финансовый  контроль со стороны специализированных органов, сферой деятельности которых является конкретная область финансов. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Налоговые органы имеют право проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц; получать от них необходимые справки и сведения; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства; обследовать любые используемые для извлечение доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

     Функции Департамента страхового надзора Министерства финансов также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

     Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушений вправе прибегнуть к методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; реорганизация; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций; назначение временной администрации; отзыв лицензии и ликвидация банка. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

     На  Государственный таможенный комитет возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

     Основной  задачей Федеральной службы по валютному и экспортному контролю является поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, создание банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства. Эта служба имеет право проверять все финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право осуществления таких операций в случае несоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставления отчетных документов.

     Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителем и распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

     Негосударственный финансовый контроль. Отказ от административно-командных методов управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами и аудиторский контроль.

     Внутрифирменный финансовый контроль проводится самим предприятием , его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и т.п.- за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия. Основная задача – следить за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств, проводить анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

     Контроль  со стороны коммерческих банков – важный элемент управления кредитным риском. Банк при выдаче ссуды контролирует использование данной ссуды и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в срок.

     Новый вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х годов – аудиторский. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

     Порядок проведения аудиторского финансового  контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

     Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

     Выделяют  два вида аудита:

       ● внешний

       ● внутрифирменный.

     Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

     Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Данный аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Информация о работе Содержание, функции, механизм финансового контроля. Система органов финансового контроля и ее характеристика