Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:58, реферат
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Рос-сии, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудиторство
Глава 1. Финансовый контроль
1.1. Сущность и значение финансового контроля.
1.2. Принципы, виды, формы и методы финансового контроля.
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
Глава 3. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финаннсируемых за счёт средств федерального бюджета.
Глава 4. Контроль за бюджетными средствами.
Глава 3. Пути совершенствования контрольной работы в России.
Заключение
Список использованных источников:
Северо-Западный Заочный Технический Университет
Реферат
По дисциплине «Финансы»
Тема: Содержание, функции, механизм финансового контроля. Система органов финансового контроля и ее характеристика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Финансовый контроль
1.1. Сущность и значение финансового контроля.
1.2. Принципы, виды, формы и методы финансового контроля.
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
Глава 3. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финаннсируемых за счёт средств федерального бюджета.
Глава 4. Контроль за бюджетными средствами.
Глава 3. Пути совершенствования контрольной работы в России.
Заключение
Список использованных источников:
Введение
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Рос-сии, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудиторство. Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти. В данной работе я попытаюсь раскрыть суть и значение финансового контроля.
Глава 1. Финансовый контроль
1.1. Сущность и значение финансового контроля. Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Финансовый контроль распадается на две обособленные сферы: 1. Государственный финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов. Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации де-нежных расчетов, ведения учета и отчетности. 2. Негосударственный финансовый контроль – включает внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах. Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями,
учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
г) выявление внутренних резервов производства;
д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
1.2. Принципы, виды, формы и методы финансового контроля.
Основные принципы организации государственного финансового контроля, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ:
* независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольно-го органа;
* объективность и компетентность подразумевает соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы;
* гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из базовых принципов вытекают и другие:
* результативность;
* четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
* неподкупность субъектов контроля;
* обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность;
* презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
* согласованность действий различных контролирующих органов и др. Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета). Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического. Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, ибо в основе этого разграничения лежат различные источники данных. Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций. К основным способам документального контроля можно отнести:
* формальную и арифметическую проверку документов;
* юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;
* логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;
* сплошное и выборочное наблюдение;
* встречную проверку документов;
* способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных за-трат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;
* оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
* балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.
Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:
* инвентаризация;
* экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;
* визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.
Формы контроля классифицируются:
1. По регламенту осуществления:
* обязательный (внешний) контроль осуществляется на основе закона (налоговые проверки; контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов и т.п.);
* инициативный (внутренний) контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей (проводится самой фирмой).
2. По времени проведения:
* предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п.
* текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.)
* последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций ( после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется со-стояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др. Основной метод финансового контроля – ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности. По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с не-сколькими контролирующими органами). Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике. Классификация ревизий:
1. По ведомственной принадлежности ревизуемых органов: ведомственные, внутриведомственные, внутрихозяйственные;
2. По полноте охвата: полные, частичные, комплексные, тематические;
3. По глубине проведения: сквозные, локальные;
4. По степени охвата данных: сплошные, выборочные, комбинированные;
5. По характеру материала: документальные, фактические;
6. По отношению к плану: плановые, внеплановые;
7. По очерёдности исследования одних и тех же документов: первичные, дополнительные, повторные. Немаловажное место среди методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.
Выделяют три основных этапа счетной проверки:
* проверка согласованности показателей различных форм отчетности;
* сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
* проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.
Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государст-венного имущества.
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов осуществляющих его.
а) президентский;
б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
в) исполнительных органов власти;
г) финансово-кредитных органов;
е) ведомственный и внутрифирменный;
д) общественный;
ж) аудиторский.
Структура органов финансового контроля:
В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется системой органов государственной власти в рамках своих полномочий – согласно указу Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» ( в редакции от 18.07.2001 г.) в целях надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов, государственный финансовый контроль возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитете, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на другие органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.Принцип разделения властей придает важную роль государственному финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции РФ, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату ( ст. 101 ч.5 Конституции РФ). Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Это ведущий орган государственного финансового контроля, который обладает организационной и функциональной независимостью. Это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие и некоммерческие организации, связанные с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Задачи Счетной палаты РФ:
- организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
- определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
- регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения бюджета; контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею. Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.Осуществ