Содержание, функции, механизм финансового контроля. Система органов финансового контроля и ее характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:58, реферат

Краткое описание

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Рос-сии, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудиторство

Оглавление

Глава 1. Финансовый контроль
1.1. Сущность и значение финансового контроля.
1.2. Принципы, виды, формы и методы финансового контроля.
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
Глава 3. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финаннсируемых за счёт средств федерального бюджета.
Глава 4. Контроль за бюджетными средствами.
Глава 3. Пути совершенствования контрольной работы в России.
Заключение
Список использованных источников:

Файлы: 1 файл

реферат ао финансам.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

-   ана­лиз дея­тель­но­сти спе­ци­аль­ных ор­га­нов кон­тро­ля и над­зо­ра фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, под­раз­де­ле­ний Ад­ми­ни­ст­ра­ции Пре­зи­ден­та, ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции;

-   рас­смот­ре­ние жа­лоб и об­ра­ще­ний гра­ж­дан, пред­при­ятий, уч­ре­ж­де­ний.

Все они пред­по­ла­га­ют воз­мож­ность про­ве­де­ния кон­тро­ля, яв­ляю­ще­го­ся по сво­ему со­дер­жа­нию фи­нан­со­вым. Управ­ле­ние не на­де­ле­но пра­вом при­ме­не­ние ка­ких-ли­бо санк­ций, од­на­ко оно в пра­ве на­прав­лять пред­пи­са­ния об уст­ра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний ру­ко­во­ди­те­лям фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, гла­вам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. Эти пред­пи­са­ния долж­ны быть рас­смот­ре­ны со­от­вет­ст­вую­щи­ми ор­га­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми в те­че­ние 10 дней. Ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти на­прав­ля­ют кон­троль­ную дея­тель­ность под­ве­дом­ст­вен­ных им ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния, в том чис­ле фи­нан­со­вых, а так­же не­по­сред­ст­вен­но са­ми осу­ще­ст­в­ля­ют фи­нан­со­вый кон­троль.

В пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий Пра­ви­тель­ст­во Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции кон­тро­ли­ру­ет со­став­ле­ние и ис­пол­не­ние фе­де­раль­но­го бюд­же­та, про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­ти­ки, осу­ще­ст­в­ля­ет сис­те­ма­ти­че­ский кон­троль за ис­пол­не­ни­ем За­ко­нов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и иных ак­тов, ре­гу­ли­рую­щих фи­нан­со­вые от­но­ше­ния, дру­ги­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, при­ни­ма­ет ме­ры по уст­ра­не­нию их на­ру­ше­ния. В пол­но­мо­чия Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции вхо­дит кон­троль за дея­тель­но­стью в об­лас­ти фи­нан­сов под­ве­дом­ст­вен­ных ему ми­ни­стерств, го­су­дар­ст­вен­ных ко­ми­те­тов и дру­гих, вклю­чая ор­га­ны фе­де­раль­ной служ­бы фи­нан­со­вой сфе­ры. При этом Пра­ви­тель­ст­во РФ впра­ве от­ме­нить ак­ты ука­зан­ных ор­га­нов. На­прав­ляя дея­тель­ность под­ве­дом­ст­вен­ных ему ор­га­нов по осу­ще­ст­в­ле­нию фи­нан­со­во­го кон­тро­ля, Пра­ви­тель­ст­во Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­ни­ма­ет пра­во­вые ак­ты (нор­ма­тив­ные и ин­ди­ви­ду­аль­ные), ре­гу­ли­рую­щие по­ря­док этой дея­тель­но­сти. Так, Пра­ви­тель­ст­вом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ут­вер­жде­ны По­ло­же­ние о Ми­ни­стер­ст­ве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (По­ло­же­ния от6марта1998г.), По­ло­же­ние о фе­де­раль­ном ка­зна­чей­ст­ве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (По­ста­нов­ле­ние от 27.08.93г.), о дру­гих служ­бах, где за­кре­п­ле­ны функ­ции по фи­нан­со­во­му кон­тро­лю. Важ­ней­шее ме­сто в сис­те­ме фи­нан­со­во­го кон­тро­ля за­ни­ма­ет Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рое не толь­ко раз­ра­ба­ты­ва­ет фи­нан­со­вую по­ли­ти­ку стра­ны, но и кон­тро­ли­ру­ет ее осу­ще­ст­в­ле­ние.

Пре­ж­де все­го Мин­фин осу­ще­ст­в­ля­ет фи­нан­со­вый кон­троль в про­цес­се раз­ра­бот­ки фе­де­раль­но­го бюд­же­та; кон­тро­ли­ру­ет по­сту­п­ле­ние и рас­хо­до­ва­ние бюд­жет­ных средств и средств фе­де­раль­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов; уча­ст­ву­ет в про­ве­де­нии ва­лют­но­го кон­тро­ля; кон­тро­ли­ру­ет на­прав­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ных ин­ве­сти­ций. По ре­зуль­та­там кон­тро­ля Мин­фин впра­ве тре­бо­вать уст­ра­не­ния вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний; ог­ра­ни­чи­вать и при­ос­та­нав­ли­вать фи­нан­си­ро­ва­ние из фе­де­раль­но­го бюд­же­та пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций при на­ли­чии у них фак­та не­за­кон­но­го рас­хо­до­ва­ния средств, а так­же не­пред­став­ле­ния ими со­от­вет­ст­вую­щей от­чет­но­сти; взы­ски­вать го­су­дар­ст­вен­ные сред­ст­ва, ис­поль­зуе­мые не по на­зна­че­нию, с на­ло­же­ни­ем штра­фов. Мин­фин осу­ще­ст­в­ля­ет ме­то­ди­че­ское ру­ко­во­дство ор­га­ни­за­ци­ей бух­гал­тер­ско­го уче­та в стра­не, а так­же про­ве­де­ние ат­те­ста­ции по ау­ди­ту и ли­цен­зи­ро­ва­нию ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти. Сле­ду­ет при этом от­ме­тить, что кон­троль­ные пол­но­мо­чия Мин­фи­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции рас­про­стра­ня­ют­ся на фи­нан­со­вые сред­ст­ва толь­ко фе­де­раль­но­го уров­ня. В тех слу­ча­ях, ко­гда про­ве­ря­ет­ся дея­тель­ность ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов вла­сти субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, его кон­троль­ные функ­ции не долж­ны вы­хо­дить за эти рам­ки. Та­кой под­ход обу­слов­лен прин­ци­пом са­мо­стоя­тель­но­сти бюд­жет­но­го уст­рой­ст­ва в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Од­на­ко, при­ни­мая во вни­ма­ние при­ня­тый в 1998г. Бюд­жет­ный ко­декс, от­ме­тим, что на Мин­фин воз­ло­же­но осу­ще­ст­в­ле­ние фи­нан­со­во­го кон­тро­ля за ис­пол­не­ни­ем бюд­же­тов субъ­ек­тов рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ме­ст­ных бюд­же­тов, ес­ли субъ­ект Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­лу­ча­ет по­мощь в объ­е­ме свы­ше 50% рас­хо­дов его кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та. На­зна­ча­ет­ся ре­ви­зия и ис­пол­не­ние бюд­же­та субъ­ек­та Фе­де­ра­ции пе­ре­хо­дит под кон­троль Мин­фи­на и в слу­ча­ях, ко­гда субъ­ект не в со­стоя­нии обес­пе­чить об­слу­жи­ва­ние и по­га­ше­ние сво­их дол­го­вых обя­за­тельств. Фи­нан­со­вый кон­троль осу­ще­ст­в­ля­ют все струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния МФРФ со­от­вет­ст­вен­но их ком­пе­тен­ции. Опе­ра­тив­ный кон­троль ис­поль­зо­ва­ния го­су­дар­ст­вен­ных средств осу­ще­ст­в­ля­ет дей­ст­вую­щий в рам­ках Мин­фи­на Де­пар­та­мент го­су­дар­ст­вен­но­го фи­нан­со­во­го кон­тро­ля и ау­ди­та, а так­же ор­га­ны Фе­де­раль­но­го ка­зна­чей­ст­ва. Де­пар­та­мент го­су­дар­ст­вен­но­го фи­нан­со­во­го кон­тро­ля и ау­ди­та Мин­фи­на РФ, соз­дан­ный от 6 мар­та 1998 г., обя­зан про­во­дить ком­плекс­ные ре­ви­зии и те­ма­ти­че­ские про­вер­ки с це­лью кон­тро­ля по­сту­п­ле­ний и це­ле­во­го ис­поль­зо­ва­ния средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та и го­су­дар­ст­вен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов; до­ку­мен­таль­ные про­вер­ки фи­нан­со­во-хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти по за­да­ни­ям пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов, а так­же ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.Так, ор­га­ны Фе­де­раль­но­го ка­зна­чей­ст­ва при­зва­ны осу­ще­ст­в­лять го­су­дар­ст­вен­ную бюд­жет­ную по­ли­ти­ку; управ­лять про­цес­сом ис­пол­не­ния фе­де­раль­но­го бюд­же­та, осу­ще­ст­в­ляя при этом же­ст­кий кон­троль за по­сту­п­ле­ни­ем, це­ле­вым и эко­ном­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем го­су­дар­ст­вен­ных средств. За­да­чи ка­зна­чей­ст­ва:

-   кон­троль за до­ход­ной и рас­ход­ной ча­стью фе­де­раль­но­го бюд­же­та в хо­де его ис­пол­не­ния;

-   кон­троль со­стоя­ния го­су­дар­ст­вен­ных фи­нан­сов в це­лом и пре­дос­тав­ле­ние выс­шим ор­га­нам за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­сти от­че­тов о фи­нан­со­вых опе­ра­ци­ях Пра­ви­тель­ст­ва РФ и со­стоя­ни­ем бюд­жет­ной сис­те­мы;

-   кон­троль со­вме­ст­но с Бан­ком Рос­сии со­стоя­ния го­су­дар­ст­вен­но­го внеш­не­го и внут­рен­не­го дол­га РФ;

-   кон­троль го­су­дар­ст­вен­ных фе­де­раль­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов и фи­нан­со­вых от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми и фе­де­раль­ным бюд­же­том.

Ор­га­ны Фе­де­раль­но­го Ка­зна­чей­ст­ва име­ют пра­во про­из­во­дить про­вер­ки раз­лич­ных де­неж­ных до­ку­мен­тов, от­че­тов и смет в го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нах, бан­ках, на пред­при­яти­ях всех форм соб­ст­вен­но­сти, ис­поль­зую­щих сред­ст­ва фе­де­раль­но­го бюд­же­та и вне­бюд­жет­ных фон­дов, при­ос­та­нав­ли­вать опе­ра­ции по их сче­там в бан­ках. Они име­ют пра­во вы­да­вать пред­пи­са­ния о взы­ска­нии в бес­спор­ном по­ряд­ке го­су­дар­ст­вен­ных средств, с на­ло­же­ни­ем штра­фа в раз­ме­ре дей­ст­вую­щей учет­ной став­ки ЦБ, а так­же на­ла­гать штра­фы на ком­мер­че­ские бан­ки, в слу­чае не­свое­вре­мен­но­го за­чис­ле­ния средств хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов на сче­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та и вне­бюд­жет­ных фон­дов.Ко­ми­тет РФ по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу (КФМ), соз­дан­ный в 2002 г. и под­от­чет­ный Мин­фи­ну – че­рез не­го про­хо­дит зна­чи­тель­ный мас­сив ин­фор­ма­ции по фи­нан­со­вым пра­во­на­ру­ше­ни­ям и пре­сту­п­ле­ни­ям.Фи­нан­со­вый кон­троль со сто­ро­ны спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ор­га­нов, сфе­рой дея­тель­но­сти ко­то­рых яв­ля­ет­ся кон­крет­ная об­ласть фи­нан­сов.  В свя­зи с по­вы­ше­ни­ем ро­ли на­ло­гов в до­хо­дах го­су­дар­ст­ва ста­ло не­об­хо­ди­мо вы­де­ле­ние ор­га­нов на­ло­го­вой служ­бы в осо­бую сис­те­му. Дея­тель­ность на­ло­го­вой служ­бы на­прав­ле­на на обес­пе­че­ние еди­ной сис­те­мы кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем рос­сий­ско­го на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, пра­во­мер­но­сти ис­чис­ле­ния, пол­но­ты и свое­вре­мен­но­сти вне­се­ния на­ло­гов в бюд­жет и вне­бюд­жет­ные фон­ды. Ор­га­ны ГНС  на­де­ле­ны  ши­ро­ким кру­гом кон­троль­ных пол­но­мо­чий и прав по при­ме­не­нию мер при­ну­ди­тель­но­го воз­дей­ст­вия к на­ру­ши­те­лям на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. На­ло­го­вые ор­га­ны име­ют пра­во про­ве­рять лю­бые де­неж­ные до­ку­мен­ты у юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц; по­лу­чать от них не­об­хо­ди­мые справ­ки и све­де­ния; кон­тро­ли­ро­вать со­блю­де­ние хо­зяй­ст­вую­щи­ми субъ­ек­та­ми на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва; об­сле­до­вать лю­бые ис­поль­зуе­мые для из­вле­че­ние до­хо­дов про­из­вод­ст­вен­ные, склад­ские и тор­го­вые по­ме­ще­ния; при­ме­нять ме­ры при­ну­ди­тель­но­го воз­дей­ст­вия, вклю­чая изъ­я­тие со­от­вет­ст­вую­щих до­ку­мен­тов и при­ос­та­нов­ле­ние опе­ра­ций по сче­там в бан­ках. На­ло­го­вые ин­спек­ции так­же име­ют пра­во на­ло­же­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных штра­фов и при­ну­ди­тель­но­го взы­ска­ния не­дои­мок по на­ло­гам в бюд­жет. Функ­ции Де­пар­та­мен­та стра­хо­во­го над­зо­ра Ми­ни­стер­ст­ва фи­нан­сов так­же ог­ра­ни­че­ны осо­бой сфе­рой – стра­хо­вой дея­тель­но­стью. Они осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в це­лях обес­пе­че­ния со­блю­де­ния тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ о стра­хо­ва­нии, раз­ви­тия стра­хо­вых ус­луг, за­щи­ты прав и ин­те­ре­сов уча­ст­ни­ков стра­хо­вых от­но­ше­ний. Пе­ре­строй­ка бан­ков­ской сис­те­мы и воз­ник­но­ве­ние ком­мер­че­ских бан­ков в зна­чи­тель­ной ме­ре из­ме­ни­ли функ­ции бан­ков (кре­дит­ных ор­га­нов) в об­лас­ти фи­нан­со­во­го кон­тро­ля. Осо­бая роль в его осу­ще­ст­в­ле­нии при­над­ле­жит Цен­траль­но­му Бан­ку Рос­сии. Он ор­га­ни­зу­ет и кон­тро­ли­ру­ет де­неж­но-кре­дит­ные от­но­ше­ния в стра­не, осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор за дея­тель­но­стью ком­мер­че­ских бан­ков. С этой це­лью соз­да­но спе­ци­аль­ное под­раз­де­ле­ние – Де­пар­та­мент бан­ков­ско­го над­зо­ра. При этом ЦБР впра­ве при­ме­нить к бан­кам, на­ру­шаю­щим за­ко­но­да­тель­ст­во и ус­та­нов­лен­ные пра­ви­ла дея­тель­но­сти, при­ну­ди­тель­ные ме­ры воз­дей­ст­вия в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном по­ряд­ке. При ус­та­нов­ле­нии фак­тов на­ру­ше­ний или пре­дос­тав­ле­нии бан­ка­ми не­пол­ной или не­дос­то­вер­ной ин­фор­ма­ции, ЦБР в за­ви­си­мо­сти от ви­да на­ру­ше­ний впра­ве при­бег­нуть к ме­то­дам воз­дей­ст­вия: штраф в раз­ме­ре от 0,1 до 1% от ми­ни­маль­ной ве­ли­чи­ны ус­тав­но­го ка­пи­та­ла; ре­ор­га­ни­за­ция; вы­пол­не­ние тре­бо­ва­ний ЦБР по фи­нан­со­во­му оз­до­ров­ле­нию; за­ме­на ру­ко­во­дства ком­мер­че­ско­го бан­ка; при­ме­не­ние бо­лее же­ст­ких нор­ма­ти­вов; за­прет на про­ве­де­ние от­дель­ных опе­ра­ций; на­зна­че­ние вре­мен­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции; от­зыв ли­цен­зии и ли­к­ви­да­ция бан­ка. ЦБР осу­ще­ст­в­ля­ет кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва о ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии.

На Го­су­дар­ст­вен­ный та­мо­жен­ный ко­ми­тет воз­ло­жен кон­троль за со­блю­де­ни­ем на­ло­го­во­го и та­мо­жен­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва при пе­ре­ме­ще­нии то­ва­ров че­рез та­мо­жен­ную гра­ни­цу РФ. Ос­нов­ной за­да­чей Фе­де­раль­ной служ­бы по ва­лют­но­му и экс­порт­но­му кон­тро­лю яв­ля­ет­ся по­иск и пре­се­че­ние «ла­зе­ек» в ва­лют­ном за­ко­но­да­тель­ст­ве, соз­да­ние бан­ка дан­ных по­тен­ци­аль­ных на­ру­ши­те­лей ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. Эта служ­ба име­ет пра­во про­ве­рять все фи­нан­со­вые до­ку­мен­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ст­в­ляю­щих внеш­не­эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность; под­ни­мать во­прос о при­ос­та­нов­ле­нии ли­цен­зий на пра­во осу­ще­ст­в­ле­ния та­ких опе­ра­ций в слу­чае не­со­блю­де­ния ва­лют­но­го и экс­порт­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, не­пред­став­ле­ния от­чет­ных до­ку­мен­тов. Впер­вые в за­ко­но­да­тель­ном пла­не ре­шен во­прос об обя­за­тель­но­сти ве­дом­ст­вен­но­го или внут­рен­не­го кон­тро­ля. Глав­ным рас­по­ря­ди­те­лем и рас­по­ря­ди­те­лем бюд­жет­ных средств вме­не­но в обя­зан­ность осу­ще­ст­в­лять кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем этих средств.

Не­го­су­дар­ст­вен­ный фи­нан­со­вый кон­троль. От­каз от ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-ко­манд­ных ме­то­дов управ­ле­ния эко­но­ми­кой по­вы­си­ли роль тех ви­дов фи­нан­со­во­го кон­тро­ля, ко­то­рые про­во­дят­ся без уча­стия го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов, но в со­от­вет­ст­вии с го­су­дар­ст­вен­ны­ми за­ко­на­ми и нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми. К не­го­су­дар­ст­вен­ным ви­дам фи­нан­со­во­го кон­тро­ля от­но­сят­ся внут­ри­фир­мен­ный, кон­троль со сто­ро­ны ком­мер­че­ских бан­ков за ор­га­ни­за­ция­ми-кли­ен­та­ми и ау­ди­тор­ский кон­троль. Внут­ри­фир­мен­ный фи­нан­со­вый кон­троль про­во­дит­ся са­мим пред­при­яти­ем , его эко­но­ми­че­ски­ми служ­ба­ми – бух­гал­те­ри­ей, фи­нан­со­вым от­де­лом, служ­бой фи­нан­со­во­го ме­недж­мен­та и т.п.- за фи­нан­со­во-хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­стью сво­его пред­при­ятия. Ос­нов­ная за­да­ча – сле­дить за эф­фек­тив­но­стью и це­ле­со­об­раз­но­стью рас­хо­до­ва­ния де­неж­ных средств, про­во­дить ана­лиз и со­пос­тав­ле­ние фак­ти­че­ских фи­нан­со­вых ре­зуль­та­тов с про­гно­зи­руе­мы­ми, фи­нан­со­вую оцен­ку ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, кон­тро­ли­ру­ют фи­нан­со­вое со­стоя­ние пред­при­ятия. Кон­троль со сто­ро­ны ком­мер­че­ских бан­ков – важ­ный эле­мент управ­ле­ния кре­дит­ным рис­ком. Банк при вы­да­че ссу­ды кон­тро­ли­ру­ет ис­поль­зо­ва­ние дан­ной ссу­ды и ли­к­вид­ность кли­ен­та для оцен­ки ве­ро­ят­но­сти воз­вра­та ссу­ды с при­чи­таю­щи­ми­ся про­цен­та­ми в срок.

Но­вый вид фи­нан­со­во­го кон­тро­ля, воз­ник­ший в Рос­сии в кон­це 80-х го­дов – ау­ди­тор­ский. В  ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии в Рос­сии ау­ди­тор­ско­го фи­нан­со­во­го кон­тро­ля на­шёл от­ра­же­ние опыт раз­ви­тых за­ру­беж­ных  стран, где та­кая фор­ма кон­тро­ля ши­ро­ко  рас­про­стра­не­на.

По­ря­док про­ве­де­ния ау­ди­тор­ско­го фи­нан­со­во­го кон­тро­ля уре­гу­ли­ро­ван Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «Об ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 22 де­каб­ря 1993 г. Со­глас­но этим ак­там ау­ди­тор­ская дея­тель­ность оп­ре­де­ля­ет­ся как не­за­ви­си­мый вне­ве­дом­ст­вен­ный фи­нан­со­вый кон­троль. Его мо­гут про­во­дить как от­дель­ные фи­зи­че­ские ли­ца, про­шед­шие го­су­дар­ст­вен­ную ат­те­ста­цию, так и ау­ди­тор­ские фир­мы (в том чис­ле, ино­стран­ные), ко­то­рые мо­гут иметь лю­бую ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вую фор­му, пре­ду­смот­рен­ную Рос­сий­ским за­ко­но­да­тель­ст­вом. По­сле по­лу­че­ния ли­цен­зии на пра­во осу­ще­ст­в­ле­ния ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти они вклю­ча­ют­ся в Го­су­дар­ст­вен­ный ре­естр ау­ди­то­ров и ау­ди­тор­ских фирм. Ор­га­ни­за­ция го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ау­ди­тор­ской дея­тель­но­стью воз­ло­же­на на ко­мис­сию по ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.Все ус­лу­ги ау­ди­тор­ских ор­га­ни­за­ций плат­ные. Как пра­ви­ло, от­но­ше­ния ау­ди­то­ра и кли­ен­та оформ­ля­ют­ся до­го­во­ром с оп­ла­той ус­луг по до­го­вор­ным це­нам. Ре­зуль­тат ау­ди­тор­ской про­вер­ки оформ­ля­ет­ся в ви­де за­клю­че­ния. Этот до­ку­мент име­ет юри­ди­че­скую си­лу для всех юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц, го­су­дар­ст­вен­ных и су­деб­ных ор­га­нов.

Вы­де­ля­ют два ви­да ау­ди­та:

                     ● внеш­ний

                     ●  внут­ри­фир­мен­ный.

Внеш­ний ау­дит вы­пол­ня­ют спе­ци­аль­ные ау­ди­тор­ские фир­мы по до­го­во­ру с го­су­дар­ст­вен­ны­ми, на­ло­го­вы­ми и дру­ги­ми ор­га­на­ми, пред­при­ятия­ми, дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми – бан­ка­ми, ино­стран­ны­ми парт­не­ра­ми, ак­цио­не­ра­ми, стра­хо­вы­ми об­ще­ст­ва­ми т.д. Ос­нов­ной их за­да­чей яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ле­ние дос­то­вер­но­сти фи­нан­со­вой от­чет­но­сти про­ве­ряе­мых объ­ек­тов, а так­же раз­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций по уст­ра­не­нию имею­щих­ся не­дос­тат­ков в дея­тель­но­сти хоз­ор­га­нов, улуч­ше­нию их фи­нан­со­во хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти и ком­мер­че­ских ре­зуль­та­тов. Внут­ри­фир­мен­ный ау­дит осу­ще­ст­в­ля­ет­ся внут­ри фирм ау­ди­тор­ской служ­бой, функ­цио­ни­рую­щей, как на уров­не цен­траль­но­го ру­ко­во­дства фир­мы, так и на уров­не фи­лиа­лов, до­чер­них ком­па­ний и т.п. Дан­ный    ау­дит на­прав­лен на по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти управ­лен­че­ско­го ре­ше­ния по со­вер­шен­ст­во­ва­нию фи­нан­со­вой и хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти пред­при­ятия в це­лях мак­си­ми­за­ции рен­та­бель­но­сти и при­бы­ли.  В его за­да­чи вхо­дит про­вер­ка со­блю­де­ния прин­ци­пов и пра­вил бух­гал­тер­ско­го уче­та при под­го­тов­ке еже­год­ной от­чет­но­сти, про­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций внеш­них ау­ди­то­ров; кон­суль­ти­ро­ва­ние ру­ко­во­дства фир­мы по всем во­про­сам фи­нан­со­вой стра­те­гии пред­при­ятия; про­вер­ка свое­вре­мен­но­сти, на­деж­но­сти и точ­но­сти фи­нан­со­вой ин­фор­ма­ции.Для дос­ти­же­ния по­став­лен­ных за­дач и це­лей ау­ди­тор­ские фир­мы осу­ще­ст­в­ля­ют: фи­нан­со­вые экс­пер­ти­зы; про­вер­ки и ре­ви­зии фи­нан­со­во хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти и ком­мер­че­ской дея­тель­но­сти пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций; кон­троль за пра­виль­но­стью оп­ре­де­ле­ния до­хо­дов, под­ле­жа­щих на­ло­го­об­ло­же­нию; пре­дот­вра­ще­ние их за­ни­же­ния и воз­мож­ность из­бе­жа­ния штраф­ных санк­ций.

Информация о работе Содержание, функции, механизм финансового контроля. Система органов финансового контроля и ее характеристика