Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:58, реферат
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Рос-сии, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудиторство
Глава 1. Финансовый контроль
1.1. Сущность и значение финансового контроля.
1.2. Принципы, виды, формы и методы финансового контроля.
Глава 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
Глава 3. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финаннсируемых за счёт средств федерального бюджета.
Глава 4. Контроль за бюджетными средствами.
Глава 3. Пути совершенствования контрольной работы в России.
Заключение
Список использованных источников:
Контроль за реализацией материалов ревизии осуществляется путем получения от ревизуемого объекта информации об устранении выявленных нарушений.
Глава 4. Контроль за бюджетными средствами.
Бюджетным Кодексом установлен принцип адресности целевого использования бюджетных средств. Это означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению этого принципа, являются нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.Под использованием не по назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, заключаемых договорах или решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.
Выделяют следующие виды нецелевого использования:
- размещение бюджетных средств на банковских депозитных счетах, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью получения дополнительных доходов;
- осуществление взносов в уставной капитал другого юридического лица;
- расходование средств при отсутствии оправдательных документов (первичных документов на приобретение ТМЦ, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.);
- недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета;
- расходование средств сверх норм, установленных Министерством финансов Российской Федерации (норм возмещения командировочных расходов, нормы списания материалов и т.д.).
В учреждениях, на предприятиях, в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием является:
а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;
б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование.
Согласно п. 12 «Положения о федеральном казначействе», утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27.07.93 г. № 864, органам федерального казначейства представлено право выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штраф в размере действующей учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации.
В современных условиях, нехватки средств на местах, вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств стоит очень остро. Сложившееся положение толкает руководителей администраций, предприятий на финансовые нарушения, ради решения насущных ежедневных проблем.
Приведём пример: Администрация Мурманской области из средств, выделенных на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера 34,5 млрд. рублей использовало на финансирование текущих расходов областного бюджета (дотации и ссуды городам и районам, ежемесячные пособия на детей, заработанная плата работникам учреждений и организаций финансируемых из городского бюджета).
Глава 5. Пути совершенствования контрольной работы в России.
На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля. Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается. Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.
Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так, например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Центрального Банка – своя, у Налоговой службы – своя. А на практике получается, что фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система страны, начиная с Центрального Банка России. А также федеральные органы как счетная палата, казначейство, служба валютного и экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма. Нельзя сказать, что данные вопросы не решаются. На сегодня принят ряд законов о государственном финансовом контроле в Российской Федерации и об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Так, в 1998 г. был принят бюджетный Кодекс, в котором получили правовую основу многие вопросы государственного и муниципального финансового контроля. Впервые в законодательной практике в документе такого уровня указано, какие организации являются органами государственного и муниципального контроля. Определены основные права органов, осуществляющих контроль и обязанности ведомственного или внутреннего контроля. Важным новшеством стало то, что подробно расписаны контрольные функции МФРФ и Федерального казначейства. Также вышел указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» (18.07.2001). Новыми и принципиально важными являются повышение требования к качеству работы контрольных органов. В частности, руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях палаты об исполнении федерального бюджета, освобождаются от занимаемых должностей. Еще одним важным моментом в процессе реформирования системы финансового контроля является создание «Департамента государственного финансового контроля и аудита», где были соединены в единый блок все подразделения МФРФ, выполняющие контрольные функции. Создание в его составе, или точнее реорганизация контрольно-ревизионного управления МФРФ в субъектах Российской Федерации должно улучшить вертикальную управляемость контрольных служб и повысить эффективность проверок. Все это позволяет утверждать, что сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансового контроля. Однако, для эффективности осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать контрольные органы, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия, статус и полномочия их работников. Юридически не отрегулированы многие вопросы во взаимоотношениях финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, которые решаются в «рабочем порядке», что вызывает различные затруднения при решении совместных задач. Нет сегодня ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового контроля.Безнаказанность нарушения федерального закона влечет и нарушения непосредственно в регионах. Когда не целевое или незаконное расходование средств списывается на недостаточное финансирование из центра. Губернаторы краев и областей, также как и федеральные власти прикрывают свои махинации бумагами согласованными с вышестоящими чинами.«Контролерам всесильный чиновник может показать разрешение самого Правительства нарушить закон. И ни один прокурор, будь он самым генеральным, близко не осмелиться подойти к сановному нарушителю, к его патрону тем более».Поэтому необходимо принять все возможные меры к устранению сложившейся ситуации и в том числе расширение прав контролирующих органов в области возможности применения мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности за подобные нарушения.
Заключение
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.
Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.
Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.
Назрела необходимость в разработке концепции государственного финансового контроля, которая должна четко обозначить институты, обеспечивающие государственный финансовый контроль, их полномочия, формы взаимодействия при его осуществлении. Очень важно прописать порядок и процедуры принятия мер по результатам контроля.
Я думаю, что важным вопросом является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Это либо экономические меры, если налицо преступление – необходимы правоохранительные меры, а если речь идет о серьезных нарушениях, должен быть задействован контрольный механизм обеспечения экономической безопасности.
Важно и развитие полноценного негосударственного контроля, его эффективная работа и взаимодействие с государственными органами контроля. Ведь рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства в организациях и предприятиях ведет к эффективной работе основного звена финансовой системы.
Таким образом, считаю, что сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос совершенствования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.
Список использованных источников:
Нормативный материал:
1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.
2. Бюджетный Кодекс Российской федерации. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с.
3. Налоговый Кодекс Российской федерации.Ч.1. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с.
4. Сборник законов Российской федерации.
5. Справочная система «Консультант Плюс».
Монографии, научные статьи, литература:
1. Н.И. Химичева «Финансовое право» - М.: Юристъ, 2000 год.
2. А.В. Брызгалин «Налоги и финансовое право» - Москва 1997 год.
3. И.Г. Русакова «Налоги и налогообложение»: финансы «Юнити»
1998 год.
4. Сорокин « О расчёте налога на имущество»: Бухгалтерское
приложение к «Экономика и жизнь»; 1998 год № 11.
5. Т.Ф. Юткина «Налоги и налогообложение»: Инфра – М., 1998 год.
6. Л.А. Дробозина «Финансы» - М.: Юнити, 2001