Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 13:49, дипломная работа
В свою очередь, целью дипломной работы является изучение, а также проведение комплексного анализа валютных операций и определение перспектив развития данного вида операций.
Поставленная цель определила следующий круг задач:
изучение теоретических аспектов и экономической сущности валютных операций;
анализ финансового состояния ОАО КБ «Восточный»;
анализ структуры и динамики валютных операций за рассматриваемый период;
Принятие Закона № 173-ФЗ было вызвано необходимостью привести валютное законодательство России в соответствие с требованиями реальной экономической ситуации в стране и современного международного экономического сотрудничества.
Следует отметить, что, если предыдущий Закон № 3615-1 исходил из принципа - «запрещено все, что не разрешено», то Закон № 173-ФЗ исходит из противоположного принципа реализации валютной политики - «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Целью Закона № 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валютный контроль является административной мерой, применяемой государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов.
Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются ли они свободно, либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля.
Валютный контроль в России осуществляется органами и агентами валютного контроля, а также Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются – Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России), Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России), уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку Российской Федерации (Банк России), государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
На сегодняшний день в Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, имеющими право применять санкции за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Служба по налогам и сборам.
В течение многих десятилетий валютная политика СССР была непопулярным объектом научных исследований, так как в форме абсолютной государственной монополии она практически не имела характеристик настоящей политики. Внешнеэкономические связи были традиционно окружены пеленой секретности, что помогало прятать их хроническую неэффективность и многочисленные провалы. Для простых советских граждан иностранная валюта представляла собой нечто запретное и опасное. И только в годы развития экономики наметились позитивные перемены в этой области.
Наконец, внимание уделяется и вопросам валютного контроля, основной целью которого является защита экономики Российской Федерации от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной (в том числе экономической) безопасности страны.
Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"; другие федеральные Законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; Инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.
Либерализация внешней торговли, предоставление необоснованных льгот определенным предприятиям, особенно на начальном этапе реформирования экономики привели к резкому увеличению участников внешнеторговых операций. Это не могло не сказаться отрицательно на соблюдении правил и норм по экспортно-импортным операциям. Наметилась устойчивая тенденция бегства капитала за границу, сокрытия экспортной выручки. В этих условиях государство стало более активно вмешиваться в процесс валютного регулирования, резко сократило, а в ряде случаев и полностью ликвидировало ранее введенные льготы. Не последнее место в решении указанных проблем отводится и вопросам совершенствования регулирования в области валютных операций, становления валютного контроля и определения системы имущественной ответственности за нарушение правил этого контроля.
Структуризация валютного рынка каждой страны во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которое осуществляется через валютное регулирование, направленное в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса страны.
Политика валютного регулирования ранее реализовывалась через механизм валютных ограничений.
Валютные ограничения предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.
В настоящее время валютные ограничения отменены, так как устойчивость платежеспособного баланса Российской Федерации поддерживается. Но если в процессе экономических кризисов будут наблюдаться существенные сокращения золотовалютных резервов, резкие колебания курса валюты Российской Федерации и нарушение устойчивости платежного баланса Российской Федерации, то Правительство Российской Федерации может вернуть некоторые валютные ограничения.
Развитие валютного рынка невозможно без действенной системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.
К основным направлениям валютного контроля относятся:
- определение соответствия
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованных
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Как уже оговаривалось выше, валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Основные полномочия органов и агентов валютного контроля в соответствии со ст.12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следующие:
- осуществлять контроль за
- проводить проверки валютных
операций резидентов и
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, выдает разрешения уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту, выдает разрешения на открытие счетов за границей.
Меры валютного контроля, предпринимаемые в последнее время с учетом сбалансированности интересов всех участников валютных операций, будут способствовать упорядочению внешнеэкономической деятельности и более стабильному формированию доходной части государственного бюджета.
1.2 Роль органов и агентов валютного контроля
Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.
Поговорим о роли, которую уполномоченные банки выполняют как агенты валютного контроля.
Напомним, что система валютного контроля построена в Российской Федерации на принципе двухуровневой системы. На верхнем уровне этой системы находятся органы валютного контроля, состав которых в течение времени немного меняется, но в основном это правительство, Центральный банк и соответствующие федеральные органы исполнительной власти. На втором уровне валютного контроля находятся непосредственно уполномоченные банки. И здесь, естественно, возникает проблема, связанная с тем, что уполномоченный банк вынужден одновременно находится в такой противоречивой среде. С одной стороны, его основная задача - это предоставление и обслуживание клиента, и с другой стороны - он обязан исполнять функции агента валютного контроля над операциями этого же клиента. Возникает в этом смысле конфликт интересов. Иногда в определенном смысле этот конфликт интересов становится более острым в связи с исполнением сейчас, теперь уже не только уполномоченными банками, но и всем банковским сообществом, функции финансового посредника.
Остановимся в связи с ролью банков как агентов валютного контроля на двух следующих моментах. Во-первых, такая двухуровневая система была не следствием специфических условий перехода России к рынку, а эта система была взята на анализе использования опыта ведущих индустриальных стран, где этот опыт формировался в течение ни одного десятка лет.
Во-вторых, если посмотреть на результаты этой работы, которую выполняют банки, то, прежде всего, прокомментируем такую наиболее значительную роль, которую они играют в контроле над осуществлением экспортно-импортных операций. Это осуществление таможенно-банковского валютного контроля.
Если до создания этой системы 1992 - 1993 годы объем невозврата экспортно-валютной выручки оценивался примерно в 40-50 процентов от ожидаемых поступлений, то на протяжении двух последних лет объем невозврата экспортной валютной выручки и непогашенных авансов составляет примерно 3 процента оборота товарами. И этот показатель на протяжении последних лет ведет себя достаточно устойчиво, при этом, несмотря на то, что объем торгового оборота у нас развивается достаточно высокими поступательными темпами.
Вся система и функции банков, как агентов валютного контроля построены изначально на двух основных принципах: принцип идентификации клиента, принцип идентификации контрагентов по сделке и принцип идентификации характера сделки с точки зрения ее экономической сущности, то есть какую реально хозяйственную операцию обслуживает данная сделка и расчеты, связанные с ней.
Таким образом, на протяжении 10 лет уполномоченные банки накопили достаточный опыт для того, чтобы сейчас его активно использовать для расширения принципов идентификации клиентов и их операций. И здесь хотелось бы обратить внимание на следующее, что принцип идентификации клиента, который в настоящее время используется, он, конечно, ограничен больше формальной идентификацией вместо регистрации, наличием соответствующих регистрационных свидетельств государственных органов, но ни коем образом не связан с регистрацией основных видов деятельности клиента, его учредителей, то есть одновременное внесение в эту базу данных его учредителей, видов деятельности учредителей клиента.
Если посмотреть на возможности расширения этой базы данных, естественно, у нас с вами появляется некая платформа для того, чтобы иметь возможность оценить предполагаемую сферу экономических интересов клиента и аффелированность, взаимосвязь клиента с другими компаниями.
Если говорить об идентификации сделок теми инструментами, которые привнесены Банком России через свою нормативную базу в связи с исполнением требований Закона о валютном регулировании и валютном контроле, то здесь необходимо отметить, что изначально идентификация идет не только с точки зрения самих регистрационных характеристик договора, но и контрагентов о сделке, то есть иностранных партнеров по этим сделкам, экономической природы, экономической сущности этой сделки, основных условий осуществления этих операций. В этой связи еще раз обратим внимание, что при осуществлении тех требований, которые перед банковским сообществом стоят в рамках Закона противодействия легализации преступных доходов, уполномоченные банки, то есть те банки, которые имеют валютную лицензию, стоят сейчас в более выгодной позиции, потому что у них есть определенный опыт. Центральному банку, его территориальным учреждениям, прежде всего, надо обратить внимание на часть банковского сообщества. Те банки, которые имеют пока только рублевые лицензии и практически осуществляют операции в рублях, для них сейчас это наиболее трудный процесс становления.