Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, контрольная работа
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу.
Вопрос № 11 Принципы,
система и источники
Финансовое право состоит
из множества отдельных финансово-
Следовательно, система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Наиболее крупные
К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел, (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» – институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.). В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) государственной бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
в) финансов государственных предприятий;
г) государственных доходов;
д) государственного кредита;
е) государственного страхования;
ж) государственных расходов;
з) банковского кредитования'
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Они имеют соответствующие
В системе финансового
права находит отражение
Система финансового права.
Финансовое право состоит
из множества отдельных финансово-
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установленных в них предписаний;
в) мер ответственности
за нарушение предусмотренных
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Совокупность финансово-
Следовательно, система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.
Наиболее крупные
К Общей части относятся
нормы финансового права, которые
закрепляют основные общие принципы,
правовые нормы и методы финансовой
деятельности государства, систему
государственных органов и
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в) финансов государственных и муниципальных предприятий;
г) государственных и
д) государственного и муниципального кредита;
е) организации имущественного и личного страхования;
ж) государственных и
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
Таким образом, в системе
финансового права находит
Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.
Источники финансового права.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
В настоящее время расширяется
сфера регулирования финансовых
отношений законодательными актами,
что важно для повышения
Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.
1. Основным источником
финансового права в
К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
- федерального бюджета,
- федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
б) Финансово-правовые нормы
содержатся также в законодательных
актах Российской Федерации и
субъектов РФ, прежде всего в некоторых
федеральных конституционных
Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
К законодательным актам
Российской Федерации относятся
и федеральные законы, содержащие
финансово-правовые нормы и являющиеся
поэтому источниками
Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них – ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие – законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.
Информация о работе Принципы, система и источники финансового права