Принципы, система и источники финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 65.15 Кб (Скачать)

Вопрос № 11 Принципы, система и источники финансового  права.

Финансовое право состоит  из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в  различные институты и более  крупные подразделения. Группировка  финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет  объективную основу. Однако право  не только отражает общественные отношения; его предназначение – регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового  права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и  потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Наиболее крупные подразделения  российского финансового права  – части: общая и особенная.

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового  права конкретизируются в его  Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел, (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» – институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.). В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

а) государственной бюджетной  системы;

б) внебюджетных государственных  и муниципальных фондов;

в) финансов государственных  предприятий;

г) государственных доходов;

д) государственного кредита;

е) государственного страхования;

ж) государственных расходов;

з) банковского кредитования'

и) денежного обращения  и расчетов;

к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.

В системе финансового  права находит отражение финансовая система Российской Федерации как  объективно существующая экономическая  категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение  в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный  и банковский кредит, государственное  страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

 

Система финансового  права.

Финансовое право состоит  из множества отдельных финансово-правовых норм. Финансово-правовые нормы представляют собой исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных  в них предписаний;

в) мер ответственности  за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Финансово-правовые нормы  содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Совокупность финансово-правовых норм выражается в сложной целостной  системе. Внутри этой единой системы  финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более  крупные подразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённой последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.

Следовательно, система финансового  права – объективно обусловленное  системой общественных финансовых отношений  внутреннее его строение, объединение  и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.

Наиболее крупные подразделения  финансового права – части. Оно  состоит из дух частей – Общей  и Особенной.

К Общей части относятся  нормы финансового права, которые  закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему  государственных органов и органов  местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение  их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения  других субъектов, с которыми они  вступают во взаимоотношения, формы  и методы финансового контроля и  другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства  и имеют для неё общее значение.

Нормы Общей части финансового  права конкретизируются в его  Особенной части. Особенная часть  состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие  финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Основными институтами  финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

В Особенную часть финансового  права входят разделы, в которых  сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

а) бюджетной системы;

б) внебюджетных государственных  и муниципальных денежных фондов;

в) финансов государственных  и муниципальных предприятий;

г) государственных и муниципальных  доходов;

д) государственного и муниципального кредита;

е) организации имущественного и личного страхования;

ж) государственных и муниципальных  расходов;

з) банковского кредитования;

и) денежного обращения  и расчетов;

к) валютного регулирования.

Таким образом, в системе  финансового права находит отражение  финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в  ней нескольких звеньев.

Научная обоснованность системы  права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность  наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует  укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.

Источники финансового  права.

Нормы финансового права  Российской Федерации содержатся в  большом числе разнообразных  правовых нормативных актов, или  источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и  органов местного самоуправления (общие  и отраслевые, федеральные, субъектов  Федерации, местные и др.).

В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось  большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о  налогах различных видов, о государственном  внутреннем долге и т.д. Прежде эти  сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов  государственного управления

Итак, источники финансового  права Российской Федерации –  это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной  власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового  права. Под источниками финансового  права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

1. Основным источником  финансового права в Российской  Федерации является нормативный  правовой акт. Он представляет  собой результат правотворчества  органов государственной власти  и местного самоуправления, в  которых содержатся нормы финансового  права.

К нормативно-правовым актам  как источникам финансового права  относятся:

а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют  прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая  обязанность каждого платить  законно установленные налоги и  сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются  федеральным законом; норма п. «з»  ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные  займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что  законопроекты о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

- федерального бюджета, 

- федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

б) Финансово-правовые нормы  содержатся также в законодательных  актах Российской Федерации и  субъектов РФ, прежде всего в некоторых  федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе – ФЗ «О Счетной  палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового  контроля.

Наиболее важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения  по поводу налогового контроля и ответственности  за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный  кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

К законодательным актам  Российской Федерации относятся  и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового  права. Особое место среди них  занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную  стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» и  др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные  законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию  муниципальных займов и др.

Источником финансового  права являются и законы субъектов  Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в  пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них  – ежегодно принимаемый закон  о бюджете субъекта РФ на предстоящий  финансовый год. Кроме того, почти  все субъекты РФ имеют законы о  бюджетном процессе в том или  ином субъекте РФ, многие – законы о  порядке предоставления налоговых  льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

Информация о работе Принципы, система и источники финансового права