Система источников финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие темы «Система источников финансового права» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие финансового права;
- Исследовать источники финансового права;
- Изучить особенности системы источников финансового права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
Понятие финансового права………………………………………….
5
Источники финансового права……………………………………...
7
Особенности системы источников финансового права……………
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

Система источников финансового права.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система источников финансового права

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

  1. Понятие финансового права………………………………………….

5

  1. Источники финансового права……………………………………...

7

  1. Особенности системы источников финансового права……………

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

16


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное финансовое право  как самостоятельная отрасль  права и соответствующая сфера  российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и  институты. В частности, после вступления в действие БК РФ и НК РФ правовое регулирование финансовых отношений  пополнилось многими новыми объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.

Все отрасли права различаются  между собой, прежде всего по предмету правового регулирования, поэтому, чтобы сформулировать понятие финансового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Предмет правового регулирования  образуют, как правило, отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

Финансовое право имеет  определенные закономерности, которые  влияют па возникновение, функционирование или прекращение финансовых отношений1.

Актуальность данной темы обусловлена бурным процессом формирования нового по своему содержанию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов, как Ашмарина Е.М.., Бельский К.С.., Вострикова Л.Г. и др., а так же была использована Конституция РФ.

Целью данной работы является раскрытие темы «Система источников финансового права» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие финансового права;

- Исследовать источники финансового права;

- Изучить особенности системы источников финансового права.

Структура данной работы состоит  из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

  1. Понятие финансового права

Финансовое право как  отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы  однородных норм финансового права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении  в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера  регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового  права в определенные правовые институты  и подотрасли. Институты — это  взаимосвязанные и взаимно обусловленные  группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли  права. Подотрасль права — более  крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Порядок их расположения и  изучения институтов внутри отрасли  права объективно обусловлен самой  системой общественных отношений в  области финансовой деятельности государства.

Система финансового права  имеет объективную основу: ее построение обусловлено структурой финансового  законодательства и потребностями  практики финансовой деятельности государства  и местного са­моуправления, которая  оказывает существенное влияние  на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, распределения и использования  государственных и муниципальных  денежных средств2.

Финансовое право представляет собой совокупность создаваемых  и охраняемых государством норм. Все  финансово-правовые нормы согласованы  между собой.

Система финансового права  — это его внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально  существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере. Характерные черты системы финансового права: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.

Единство юридических  норм, образующих финансовое право, определяется:

  • во-первых, единством выраженной в них государственной воли;
  • во-вторых, единством принципов, конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления;
  • в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования.

Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение —  регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы  финансового права, группировку  его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности  практики3.  

  1. Источники финансового права

Термин «источник права» в юриспруденции означает внешнюю  форму объективизации, выражения  права или нормативной государственной  воли.

Основным источником российского  права служит нормативный акт.

В теории права к нормативным  актам относятся следующие: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, нормативные акты министерств  и ведомств, законы и другие нормативные  акты субъектов Федерации, нормативные  акты местных органов власти.

Источниками финансового  права являются законы и иные нормативные  акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство в широком смысле слова.

При изучении источников финансового  права следует учесть следующие  особенности:

- отсутствие единого нормативного  акта;

- множество подзаконных  нормативных актов на уровне  указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, инструкций Минфина  России, ЦБ РФ, ФНС России и  т.д.;

- постоянное изменение  экономической ситуации в стране  и изменение в связи с этим  финансового законодательства. Кроме того, финансовое право   - единственная отрасль права, один из основных законов которой — закон о федеральном бюджете — принимается ежегодно.

Основой всех источников финансового  права выступает Конституция, конституционные  акты субъектов Федерации. Все эти  акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового  законодательства в разных областях4.

Итак, источники финансового  права Российской Федерации –  это правовые акты  представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат  правотворчества органов государственной  власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового  права.

К нормативно-правовым актам  как источникам финансового права  относятся:

а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют  прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая  обязанность каждого платить  законно установленные налоги и  сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются  федеральным законом; норма п. «з»  ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные  займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что  законопроекты о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства  РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных  налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

б) Финансово-правовые нормы  содержатся также в законодательных  актах Российской Федерации и  субъектов РФ, прежде всего в некоторых  федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ).

Наиболее важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения  по поводу налогового контроля и ответственности  за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный  кодекс РФ.

К законодательным актам  Российской Федерации относятся  и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового  права. Особое место среди них  занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную  стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» и  др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные  законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию  муниципальных займов и др.

Источником финансового  права являются и законы субъектов  Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них – ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие – законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

в) Среди нормативно-правовых актов как источников финансового  права выделяются указы Президента РФ. Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.

г) Постановления Правительства  РФ также являются источниками финансового  права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений  Правительства РФ по вопросам государственных  финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения  государственных ценных бумаг, устанавливающие  ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Информация о работе Система источников финансового права