Система источников финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие темы «Система источников финансового права» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие финансового права;
- Исследовать источники финансового права;
- Изучить особенности системы источников финансового права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
Понятие финансового права………………………………………….
5
Источники финансового права……………………………………...
7
Особенности системы источников финансового права……………
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

Система источников финансового права.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

д) Часто источником финансового  права являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них  занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ5.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

е) Источником финансового  права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных  высших учебных заведений, затрагивающие  вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

Помимо нормативно-правового  акта в качестве источника финансового  права в последние годы стал выступать  нормативный договор.  В данном случае в качестве источника финансового  права выступают международные  договоры Российской Федерации с  другими странами в сфере налогообложения.

В качестве источника российского  права в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент –  это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного  дела в судебном решении, имеющее  общеобязательное значение. Судебный прецедент как источник финансового  права представлен главным образом  решениями Конституционного Суда РФ. В настоящее время вынесено более 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся государственных  финансов.

Кроме того, Конституционный  Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения  общего характера, которое ранее  не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте6.

 

  1. Особенности системы источников финансового права

Финансовое право относится  к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое  право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки  кодификации бюджетного и налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития и расширения сферы финансовой деятельности государства, усложнением способов правового воздействия на бюджетные  и налоговые отношения7.

Теория разделения властей  относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие  в процессе правотворчества посредством  законодательной инициативы или  непосредственно. Непосредственное правотворчество  исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие  функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании  финансовой деятельности государства  особое значение приобретают постановления  Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финансового  права выделяются законы и подзаконные  нормативные правовые акты.

Финансово-правовые нормы  могут содержаться в актах  органов государственного управления — министерств, ведомств и др., ре­гулирующих  вопросы финансов в пределах соответствующей  отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых  администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке  распределения прибыли)8.

Федеративное устройство России обусловливает трехуровневую  систему источников финансового  права, в которой выделяются правовые акты, принимаемые на федеральном ,региональном и муниципальном уровнях.

Конституционные нормы устанавливают  и прямо обозначают источники  права (в том числе финансового) система которых включает:

1) на федеральном уровне:

  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления Совета Федерации и Государственной Думы и регламенты палат Федерального Собрания РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий.

  2) на уровне субъектов РФ: конституции (уставы), законодательство и

подзаконные акты субъектов РФ;

3) на муниципальном уровне: решения органов местного самоуправления (законы МСУ и подзаконные акты главы муниципального образования).

Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения  аналогичны федеральным, поскольку  правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы России в целом9. Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в финансовой сфере носит предварительно санкционированный характер со стороны государства. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обла­дают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм10.

Финансово-правовые акты можно  классифицировать по различным критериям:

  • по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рас­считаны на неоднократное, длительное применение.
  • субъекту можно разделить на: коллегиальные и единоличные.
  • по компетенции: общей и специальной.
  • по сфере действия: общие, межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые.

По принципу разделения властей:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

в) акты органов судебной власти.

По форме: закон, договор, соглашение, указ, приказ, распоряжение, инструкция, положение и др.

По уровню правотворчества: федеральные; региональные (субъектов РФ); муниципальные; локальные (предприятие, учреждение).

Наличие системы правовых источников, их соподчиненность и  согласованность свидетельствуют  о самостоятельности отрасли  финансового права в системе  российского права11.

При этом не следует отождествлять  финансовое право и финансовое законодательство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-правовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законодательство» может пониматься и в собственном  смысле слова, т.е. без включения  в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами  остается значительный массив источников финансового права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового  права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления  государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению  и использованию фондов денежных средств12.

Источниками финансового  права являются различные нормативные  акты. Основополагающие нормы финансового  права содержатся в Конституции  РФ. Источниками финансового права  являются также многочисленные федеральные  законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято  для регулирования налоговых  отношений. Нормы финансового права  содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в  соответствующих Постановлениях и  распоряжениях Правительства Российской Федерации. Особое значение для регулирования  финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка  России; при регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота13.

Совокупность нормативных  актов, содержащих нормы финансового  права, принято определять как финансовое законодательство.

Таким образом, финансовое право  дает теоретические знания, позволяет  понять юридическую значимость важнейших  институтов финансового права.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 2011 г.
  2. Ашмарина Е.М. Некоторые особенности предмета, метода правового регулирования и отдельных норм современного финансового права // Государство и право. - 2011. - N 3. - C.236
  3. Бельский К.С. Финансовое право: методы и средства познания // Государство и право. - 2010. - N 8. - С.169
  4. Вострикова Л.Г. Финансовое право.  М.: Юстицинформ, 2007. 376 с.
  5. Запольский С.В. Финансовое право. (Учебник) (2-е изд., испр. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2011 г., - 792с.);
  6. Назаров В.Н. Финансовое право и финансовый кризис // Финанс. право. - 2010. - N 3. – 365 с
  7. Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации. (Учебно-метод. пос.) (ЕАОИ, 2008 г., - 318с.);
  8. Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. (3-е изд., доп. и перераб. - М.: Смарт, - 2009 г., 3-е изд., - 182с.);

1 Ашмарина Е.М. Некоторые особенности предмета, метода правового регулирования и отдельных норм современного финансового права // Государство и право. - 2011. - N 3. - C.36

2 Бельский К.С. Финансовое право: методы и средства познания // Государство и право. - 2010. - N 8. - С.19

3 Бельский К.С. Финансовое право: методы и средства познания // Государство и право. - 2010. - N 8. - С.119

4 Вострикова Л.Г. Финансовое право.  М.: Юстицинформ, 2007. 76 с.

5 Конституция Российской Федерации от 2011 года

6 Конституция Российской Федерации от 2011 г.

7 Запольский С.В. Финансовое право. (Учебник) (2-е изд., испр. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2011 г., - 92с.);

8 Назаров В.Н. Финансовое право и финансовый кризис // Финанс. право. - 2010. - N 3. – 65 с

9 Конституция Российской Федерации

10 Конституция Российской Федерации

11 Конституция Российской Федерации от 2011 г.

12 Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации. (Учебно-метод. пос.) (ЕАОИ, 2008 г., - 38с.);

13 Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. (3-е изд., доп. и перераб. - М.: Смарт, - 2009 г., 3-е изд., - 12с.);


Информация о работе Система источников финансового права