Принципы, система и источники финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 65.15 Кб (Скачать)

в) Среди нормативно-правовых актов как источников финансового  права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового  регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам  государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.

г) Постановления Правительства  РФ также являются источниками финансового  права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений  Правительства РФ по вопросам государственных  финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения  государственных ценных бумаг, устанавливающие  ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

д) Часто источником финансового  права являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них  занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового  права приобретают юридическую  силу после их государственной регистрации  в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти и  их государственной регистрации.

е) Источником финансового  права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

2. Помимо нормативно-правового  акта в качестве источника  финансового права в последние  годы стал выступать нормативный  договор. В данном случае в  качестве источника финансового  права выступают международные  договоры Российской Федерации  с другими странами в сфере  налогообложения. К примеру. Соглашение  между Правительством РФ и  Правительством Республики Узбекистан  от 2 марта 1994 г. «Об избежании  двойного налогообложения доходов  и имущества» Соглашение между  Правительством РФ и Правительством  Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения  в отношении налогов на доходы  и имущество».

Признание международно-правового  договора в качестве источника российского  права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы.

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». В связи  с этим, в науке международные  договоры Российской Федерации рассматриваются  как часть ее национальной правовой системы. Не случайно ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно  к налогообложению.

Помимо международных  договоров в качестве нормативного договора как источника финансового  права выступают договоры между  органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также  между самими субъектами РФ по бюджетным  и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского автономного округа от 2 ноября 1995 г.

3. В качестве источника  российского права в последние  годы в теории права все  чаще признается судебный прецедент.  Судебный прецедент – это правило  поведения, сформулированное судом  при рассмотрении конкретного  дела в судебном решении, имеющее  общеобязательное значение. Судебный  прецедент как источник финансового  права представлен главным образом  решениями Конституционного Суда  РФ. В настоящее время вынесено  более 10 решений Конституционного  Суда РФ по вопросам, касающимся  государственных финансов.

Общеобязательность решений  Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные  положения, признанные Конституционным  Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом. Конституционный  Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты.

Кроме того, Конституционный  Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения  общего характера, которое ранее  не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте.

Более того, многие из этих правоположений затем находят свое закрепление  в нормативно-правовых актах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности  п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой  полиции» было впервые сформулировано правоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в  случае несогласия налогоплательщика  с решением органа налоговой полиции  является превышением конституционно допустимого ограничения права  собственности, поскольку никто  не может быть лишен своего имущества  иначе, как по решению суда. Это  правоположение было воспринято законодателем  и закреплено в ст. 104 Налогового кодекса РФ.

Принципы финансового  права.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к её финансовой деятельности.

Среди таких принципов  можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.

3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется СТ. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и Т.д.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

6. Принципом, лежащим в  основе финансового права, является  также приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа, органы исполнительной власти, которые затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет о его исполнении (см. СТ. 154 БК РФ).

Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают  и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий  контроль за исполнением бюджетов (ст. 153 БК РФ).

Очень важно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом  обязательно участвовали обе  ветви власти. Право принять закон  о федеральном бюджете имеют  только обе палаты представительного  органа, что закреплено в СТ. 106 Конституции  РФ. То же касается и всех других уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органами государственной и исполнительной власти.

За представительными  органами власти закреплены также вопросы  налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного  дела и Т.Д.

7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать, а управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

8. Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

 

Вопрос №39 Налоговые  правоотношения: понятие и особенности.

Налоговые правоотношения —  это урегулированные нормами  налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций  и физических лиц.

Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика  внести определенную денежную сумму  в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии со ставками и в определенные сроки и обязанность  налоговых компетентных органов - это  обеспечить уплату налога.

По ст. 19 Налогового кодекса  РФ «налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена  обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Плательщики налогов  именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями  и физическими лицами плательщиками  налогов также являются индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и т физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое  получение дохода от оказания платных  услуг, и не подлежащие регистрации  в этом качестве (например, частные  нотариусы, частные охранники, частные  детективы и т.д.).

Участники налоговых правоотношений: (ст. 9 НК РФ):

  • организации и физические лица;
  • налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
  • государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
  • органы государственных внебюджетных фондов;

Федеральная служба налоговой  полиции РФ и ее территориальные  подразделения.

Впервые об участниках налоговых  правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 декабря  1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу.1

Информация о работе Принципы, система и источники финансового права